Виктория Буханцева
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Волшебный камень — магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать социальную ситуацию развития детей в процессе поисково-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные
1. Создать условия для формирования представлений у детей о физическом явлении — магнетизм.
2. Способствовать расширению знаний у детей о свойствах магнита опытным путем, выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».
Развивающие
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Волшебный камень — магнит“» размещена в разделах
1. Создать условия для развития активности, любознательности, стремления к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми, развитию компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Создать условия для совместной деятельности детей, умение работать по образцу, договариваться, работать в группе сообща.
2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: большой магнит, «Автомобильная трасса», банка информационные схемы.
Раздаточный: магниты на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: игрушка, скрепки, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка, металлические скрепка и гвоздик, заготовки для рыбок, ножницы, карандаши, пластилин, восковые карандаши, паетки для оформления, клей, стаканы с водой на каждого ребенка.
Ход занятия:
Организационный момент. Дети заходят в зал.
Раздается звонок от воспитателя младшей группы: В. М. вы сегодня идете в лабораторию «Почемучек»?
Воспитатель: Да.
Мои малыши там потеряли все элементы от наших любимых магнитных игр. Часть игр оставили в зале,вы их увидите. Помогите пожалуйста восстановить игры.
Воспитатель: Ребята, что будем делать?
Ответы детей: Надо помочь малышам.
Воспитатель: Хорошо, прежде чем войти в лабораторию нужно подготовиться. Возьмите пропуск и наденьте форму.
Одевают чепчики и крепят пропуск на грудь, находят карточки от игр (рассматривают,обсуждают).Заходят в лабораторию. На полу лежит информационная схема и
Воспитатель: Что это?
Дети поднимают предметы, кладут на стол и обсуждают.
Ответы детей: Это схема на которой изображен магнит.
Воспитатель: Как вы узнали,что это магнит?
Ответы детей: Он притягивает металлические предметы (ответы детей)
Воспитатель: А вы знаете,что такое магнит?
Ответы детей : высказывают предположения
Воспитатель: Да, ребята,а еще я узнала,что магниты – это куски железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.
Воспитатель: Как вы думаете точно он притягивает предметы?Какие предметы он может притянуть?
Ответы детей: Высказывают свое мнение.
Воспитатель: А давайте проверим, чтобы нам уже точно знать обладает магнит такой способностью или нет.
Практическая часть
Опыт №1:Проверяем магнитизм предметов.
Воспитатель: На столах находятся предметы из разных материалов. Я вам предлагаю разделить предметы с помощью магнита на две группы.
Дети с помощью магнита классифицируют предметы обладающие магнитизмом и не обладающие магнитизмом.
Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по двум тарелочкам разного цвета.
Воспитатель: А какие предметы не притянул магнит?
Ответы детей: Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…
Воспитатель: Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?
Ответы детей: Из дерева, пластика, бумаги и т. д.
Воспитатель: Назовите, какие предметы притянул магнит.
Ответы детей: Скрепки, монеты, гвоздики…
Воспитатель: Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики?
Ответы детей: Потому что они металлические, железные.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Ответы детей: Магнит притягивает только металлические предметы (ответы детей)
Опыт № 2:Сила магнита через воду.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду?
Ответы детей: Высказывают предположения
Воспитатель: Хорошо. Я предлагаю вам это проверить, пройти во вторую лабораторию.
Ответы детей: Высказывают свое мнение
Ребята находят алгоритм опытов,рассматривают, обсуждают. На столах стоят стаканы с водой и с гайкой. Дети по алгоритму проводят опыты. Прислоняют магнит к стакану на уровне гайки. После того как гайка приблизится к стенке стакана, медленно двигают магнит по стенке вверх.
Воспитатель: Ребята что произошло с гайкой?
Ответы детей: Гайка следует за движением магнита и поднимается вверх.
Воспитатель: Может магнит притягивать через преграду - стекло?
Ответы детей: Высказывают свое мнение.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей:Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду - стекло.
Воспитатель : А только ли через стекло действует магнит?
Ответы детей: Высказывают свое предположение
Воспитатель: Может пройдем в следующую лабораторию?
Опыт № 3:Сила магнита через песок.
Неожиданно дети находят еще один алгоритм опыта. Начинают обсуждать. На столе стоит емкость с песком,в котором спрятаны детали от игр «Рыбалка» и «Дорога»,машинка и рыбка, на которых прикреплены скрепки. Дети их находят с помощью магнита.
Воспитатель: Что это? (Удивительно спрашивает)
Дети: Это детали от игр…
Воспитатель: Давайте проверим, точно это от этих игр?
Дети проверяют. Ставят машинку с магнитом на макет дороги, снизу ставится еще один магнит.
Воспитатель :Почему она едет?
Ответы Детей: Высказывают свое предположение.
Воспитатель: Так и рыбалка у нас магнитная игра, давайте проверим. (Одному из детей даю удочку)
Воспитатель: Мы смогли ее поймать. Почему?
Ответы детей: Она с магнитом.
Воспитатель: Вот в чем дело,а давайте нашим малышам восстановим игры?
Ответы детей: Высказывают свое мнение
Воспитатель: Ой, ребята, а вот еще (рядом лежат заготовки рыб и машин)
Но сначала давайте немного отдохнем.
Физминутка:
Воспитатель: Молодцы, здорово,а теперь предлагаю пройти в четвертую лабораторию и приступить к работе.
Дети проходят за столы, самостоятельно делятся на две группы.
Воспитатель: Посмотрите на материалы, лежащие на столе, и скажите, как мы их можем использовать для изготовления игры.
Дети высказывают свои версии, обсуждаем последовательность работы, приступаем к изготовлению игры.
Рефлексия
Воспитатель: Ну что понравилось вам быть ученными?
- Что вам понравилось особенно?
- А что самое главное мы сделали с вами?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята вы такие молодцы,эту игру мы передадим нашим малышам.! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок вот такие разноцветные магнитики.