Ольга Денисова
Непосредственно образовательная деятельность для детей средней группы по развитию речи «Вот она какая, зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года.
Задачи:
- уточнить признаки зимы;
- упражнять детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- развивать речь детей, соотносить движение с текстом в речевых играх, обогащать впечатления детей, создавать радостное настроение;
- развивать наблюдательность.
- воспитывать в детях любовь к окружающему миру, дружеское отношение к сверстникам.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность для детей средней группы по развитию речи „Вот она какая, зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Методы и приемы: беседа, рассказ, художественное слово, проблемные ситуации, рассматривание, игры и игровые упражнения, экспериментирование.
Материалы и оборудование для занятия: картинки с изображением зимы, снежинки из бумаги, ведёрко со снегом, фонограмма ветра и вьюги.
Предварительная работа:
- рассматривание картинок с изображением зимы.
- чтение рассказов и стихотворений о зиме.
- отгадывание загадок о зиме, явлениях зимы.
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро? Воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце яркое и лучистое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это утро? (Ответы детей). Ребята, давайте подарим своё настроение друг другу. (Дети посылают воздушные поцелуи друг другу)
Воспитатель приглашает детей к окну, привлекая их к наблюдению.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдём к окну (дети подходят к окну)
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
Стали дни короче солнце светит мало,
Вот пришли морозы и зима настала.
.
Воспитатель: Какое время года мы видим за окном?
Дети: Зима (хоровой и индивид. ответы)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы зимы (ответы детей)
Основная часть
Воспитатель: А ещё, ребята, зимой солнышко светит мало, быстро темнеет, но всё же зима – замечательное время года. Какие слова можно подобрать про зиму, какая она?
Дети: Снежная, морозная, вьюжная, холодная, красивая.
Воспитатель: Ребята, а вам нравится зима? (ответы детей)
Воспитатель: За что вы любите зиму? Ведь она холодная, суровая, морозная? (индивидуальный опрос детей)
Воспитатель: Ребята, что бывает только зимой?
Дети: снег, сосульки, снежинки, снегопад, лёд на дорожках, метель
Воспитатель: Ребята, в это время года мы часто говорим слово "снег". А какой снег?
Дети: Белый, холодный, пушистый, липкий.
Воспитатель: На что ещё похож снег?
Дети: На мороженое, вату, облако.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем и подойдём к столу. Посмотрите, что нам прислал наш знакомый снеговик.
Ребята подходят к столу. На столе стоит ведерко со снегом
Воспитатель: Ребята, что в ведерке?
Дети: Снег!
Воспитатель: Правильно, ребята, это снег. Давайте, каждый возьмет в ладошки снежок и посмотрим, что же с ним станет? Закройте ладошки. (Дети берут снежок и сжимают в ладошках) Откройте ладошки. Что стало со снегом, куда он делся?
Дети: Снег растаял!
Воспитатель: Покажите ладошки. Ой, да ладошки мокрые. Что осталось в ладошках?
Дети: Водичка!
Воспитатель: Как вы думаете, почему снег стал водичкой?
Дети: Потому что ладошки у нас теплые и снег растаял.
Дети садятся на стульчики. Звук фонограммы ветер, вьюга.
Воспитатель: Что это такое было?
Дети: ветер, метель.
Воспитатель: Ой, смотрите ребята, кто к нам залетел вместе с ветром?
Дети: снежинка
Воспитатель: (показываю большую снежинку.)Правильно это снежинка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно наша гостья снежинка нам что – то принесла.
Открываю коробочку (шкатулку) в которой лежат бумажные снежинки.
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько еще снежинок к нам прилетело. Вот они какие (показываю шкатулку со снежинками).
Воспитатель: Протяните ладошку и на нее упадет снежинка.
Воспитатель осторожно кладет на ладошки детям снежинки.
Воспитатель: А давайте рассмотрим, какие у вас снежинки.
Дети: белые, резные.
Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам ребята поиграть в игру с нашими снежинками.
Игровое упражнение на развитие речевого дыхания «Снежинки»
Воспитатель: ребята, положите снежинку к себе на ладошку. А теперь подуйте на свою снежинку и тихонько ее поймайте (Дети дуют на свои снежинки, снежинки плавно падают).
Воспитатель: Ребята, какие у нас снежинки?
Дети: легкие, пушистые, красивые.
Воспитатель: Как вы думаете, на что они похожи?
Дети: На звёздочки.
Воспитатель: Правильно, ребята, снежинки похожи на маленькие звёздочки. Но наши снежинки сделаны из бумаги. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что в группе снежинки могут растаять.
Воспитатель: Правильно, снежинки от тепла растают, как это произошло со снегом. А похожи ли эти снежинки на те, что мы рассматривали на прогулке?
Дети: Да
Воспитатель: Чем они похожи, как вы думаете? (Ответы детей)
Действительно, эти снежинки такие же ажурные и неповторимые, как те, что мы рассматривали во время прогулки.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в снежинки (Ответы детей)
Физминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки. (Плавные взмахи руками.)
Это зимушка-зима (Отводим сначала правую руку в сторону,
Рукавами повела. затем левую руку в сторону.)
Все снежинки закружила
И на землю опустила. (Покружиться и присесть.)
Дети садятся на стульчики
Воспитатель: Ребята, давайте назовём снежинку ласково
Дети: Снежиночка (При затруднении воспитатель помогает)
Дидактическая игра «Назови ласково»
Снеговик – снеговичок
Лед – ледок
Ветер-ветерок
Елка-елочка
Дерево- деревце
Мороз-морозец
Шапка-шапочка
Шуба-шубка
Зима-зимушка
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь предлагаю вам разгадать загадки о зиме.
Отгадывание загадок
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой,
Колыбельную споет. (Зима)
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет.
На всех садится,
Никого не боится. (Снег)
Словно белая звезда
Из серебряного льда,
Кружится, летает,
На ладошке тает. (Снежинка)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)
В шубу снежную одет,
То ли баба, то ли дед!
Нос — морковка, руки — палки,
И прическа из мочалки. (Снеговик)
Заключительная часть
Воспитатель: О каком времени года мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей)
Воспитатель: Что мы делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Что узнали нового? (Ответы детей)