Светлана Морозова
Непосредственная образовательная деятельность «Удивительная соль» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представления детей об удивительных свойствах соли.
Дети входят в зал.
- Здравствуйте, мои друзья!
Рада видеть всех вас я.
Дружно за руки возьмемся,
В круг большой мы соберемся,
Улыбнемся, подмигнём,
И беседовать начнем!
- А теперь проходите, присаживайтесь на стулья.
- Посмотрите, я принесла вам три мешочка. Вам интересно, что там лежит? А вы пощупайте, потрогайте, понюхайте, может - быть и догадаетесь (воспитатель подносит мешочки детям).
-Рассказать обо мне хоть немножко позволь.
У меня на Земле очень важная роль:
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность „Удивительная соль“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.
В море есть я - в воде, а в земле лежу - глыбой,
Без меня суп - не суп, и салат - не салат,
Нет меня - и невкусно, и повар не рад.
В рану, глаз попаду - будет едкая боль.
Как зовут меня, догадались вы?. (СОЛЬ).
- Да, сегодня речь пойдет о соли и её удивительных свойствах (воспитатель открывает мешочки и высыпает содержимое на тарелочки).
- Ребята, а что интересного вы можете рассказать о соли? (варианты ответов детей)
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее только знатным людям, остальные уходили «несолоно хлебавши». Во все времена к соли относились уважительно, что отразилось в устном народном творчестве: Знаете ли вы пословицы или поговорки про соль? (варианты ответов детей)
«Без хлеба не сытно, а без соли не вкусно»;
«Хлеб да соль всему голова»;
«Соли не жалей, так есть веселей»;
«Пуд соли вместе съесть».
- В прошлые века соль добывали вручную в соляных шахтах. Это был очень тяжелый труд (1, 2 слайды). Затем на помощь людям пришли машины: мощные электрические экскаваторы, врубовые машины, горнопроходческие комбайны (3, 4, 5 слайды)
Еще один способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины (6,7 слайды)
-А знаете ли вы, что в нашей Оренбургской области тоже добывают соль? Это Соль – Илецкое месторождение (слайд). Наверняка вы слышали про наше знаменитое соленое озеро, которое там находится (слайд.) Сюда приезжают люди со всей страны, потому что соленое озеро обладает лечебными свойствами. А в соляных шахтах созданы подземные лечебницы, там очень целебный воздух. (слайд).
-В народной медицине соль используют для ингаляций, промывания носа, для солевых компрессов при ушибах, при полоскании горла (слайд).
-Соль необходима для жизни как диких, так и домашних животным (слайд, поэтому её используют в сельском хозяйстве.
А еще соль используют на улице. Как вы думаете зачем? Для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд (слайд)
Динамическая пауза, 1 мин.
Ребята, мы посмотрели с вами различные слайды, узнали, как добывают соль, где её применяют. Но, оказывается, с солью можно провести множество занимательных опытов. Вы хотите попробовать? Тогда нам на некоторое время необходимо стать учеными, и отправиться в лабораторию.
-Вы согласны? Чтобы попасть в лабораторию, нам нужно надеть специальную одежду (дети надевают фартуки)
-Добро пожаловать в нашу лабораторию!
(Воспитатель подводит детей к экспериментальному столу)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов (схема)
При работе с солью :
1- Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
-Перед вами тарелочки с солью. Ребята, а это действительно соль? Как можно узнать?
Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете о ней сказать?
- Какого она цвета? На что она похожа? (соль похожа на порошок, песок)
-Действительно, с виду соль похожа на порошок (песок)
-Давайте попробуем понюхать соль. Чем она пахнет?
-Возьмите трубочку и подуйте тихонько на соль через трубочку. Что происходит с солью?
- А теперь давайте рассмотрим
соль в увеличительное стекло.
-Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
-Возьмите ложку и надавите ею осторожно на соль, что мы услышали? Ответы детей
- Правильно, вы услышали хруст. Соль состоит из кристаллов, поэтому при надавливании на них ложкой кристаллы соли трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Вывод: А теперь, давайте, мы перечислим все, что узнали про соль. Соль белого цвета, не имеет запаха, рассыпается, она сыпучая, состоит из маленьких кристаллов
Опыт№2 «Соль поглощает воду»
-Перед вами стоит стакан с чистой питьевой водой. Вы мне верите? Попробуйте и убедитесь сами. Рядом стоит баночка с солью. Добавьте в эту баночку две ложки воды из стакана. Что произошло? Куда делась вода? Значит, соль поглощает воду.
-А сейчас сделаем наоборот: добавим в стакан с водой две ложки соли из тарелочки и хорошо перемешаем. Что произошло? Куда исчезла соль? (она растворилась)
- А как можно проверить, что соль растворилась?
(попробовать на вкус) Давайте попробуем эту воду на вкус.
Мы с вами провели опыт с солью и водой. Что вы узнали нового?
Опыт № 3. «Плавающее яйцо».
-Ребята, помните, мы говорили с вами про наше знаменитое соленое озеро в Соль –Илецке? Кто-нибудь купался в этом озере? А на речке, наверное, все купались? А на море? Как вы думаете, одинаковая ли вода в реке и в море? (нет) В речке вода какая на вкус? (пресная, а в море? (соленая)
-А вы знаете, что в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде? Как вы думаете, почему? Ну и что, что вода соленая?
Что бы выяснить, почему в соленой воде легче плавать, проведём эксперимент. Нам понадобятся две банки с чистой водой, соль, два яйца и ваша помощь.
-Известно, что все вещества состоят из молекул. Когда вы пойдете в школу, вы узнаете об этом подробно. Девочки, предлагаю вам превратиться в молекулы воды, а мальчики будут молекулами соли (дети надевают маски).
-Начинаем наш эксперимент! (вызвать ребенка, чтобы он убедился, что вода чистая)
-Кладу яйцо в чистую, пресную воду. Что произошло с яйцом? (оно утонуло). Почему?
- Ребята, молекулы воды располагаются не плотно друг к другу, поэтому яйцо легко прошло между молекулами воды и утонуло. Выходите сюда молекулы воды и вставайте не далеко друг от друга (демонстрирую, как яйцо легко проходит между молекулами воды)
-Что произойдет с яйцом, если мы добавим в воду соли? (варианты ответов детей)
(вызвать ребенка, чтобы он добавил соли в другую банку, перемешал, попробовал)
-Кладу яйцо в банку с соленой водой. Что произошло с яйцом? (оно плавает) Почему яйцо не тонет? Молекулы соли делают пресную воду плотнее, как бы скрепляют или сближают её молекулы, вода меняет свой вкус на солёный. Чем больше соли в воде, тем плотнее располагаются молекулы воды к друг другу, и не дают яйцу утонуть – держат его на поверхности воды. Выходите, молекулы соли, вставайте между молекулами воды и возьмите их за руки, скрепите их (демонстрирую, как трудно яйцу пробиться в круг)
- Ребята, какой мы можем сделать вывод?
Динамическая пауза, 1 мин.
Продолжение практической работы
-А вы знаете, что соль с её удивительными свойствами очень хорошо подходит для художественного творчества? Например, на соли можно рисовать? Предлагаю вам превратиться в художников: вместо кисти вы будите использовать свой указательный пальчик, а вместо холста – поддоны с солью (дети подходят к другому столу).
Я буду загадывать вам загадки, а вы рисуйте отгадку.
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель …» (снеговик). Дети пальчиками рисуют снеговика на соли.
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна» (елка). Дети рисуют елку.
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые …» (снежинки). Дети рисуют снежинки.
Как красиво у вас получается! Молодцы!
Но это еще не все, что можно делать с солью! Я хочу пригласить вас в мастерскую, и показать, что еще можно с ней сделать. (дети проходят за столы) Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко размолола.
Рефлексия. Предложить ребятам насыпать крашеную соль в баночки. Баночки с грустным смайликом и веселым. Попросить объяснить свой выбор.