Ольга Чечерина
Непосредственная образовательная деятельность по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Изучаем свою родословную»
Задачи:
- дать представление о жизни и быте славян;
- вызвать интерес, чувство гордости и уважения к нашим предкам;- формировать представление о семье, как о людях живущих вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра);
- развивать чувство гордости за свою семью;
- воспитывать желание заботиться о родных.
Оборудование: схема генеалогического древа, фотографии семьи, кувшин с водой, презентация по теме.
Ход занятия.
Воспитатель. Загадывает загадку:
Пять да пять - родные братцы, так все вместе и родятся.
Если вскопаешь грядку – держат все одну лопатку.
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по ФЦКМ в подготовительной к школе группе „Изучаем свою родословную“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
А зимою все гурьбою дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять», угадайте, как их звать?
Ответ детей.
Это пальцы. Посмотрите на наши пальчики и представьте, что…
Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик – папа,
Это пальчик – мама,
Это пальчик – я.
Вместе целая – семья.
Дети поочередно загибают пальцы.
Что у нас получился? (Кулачок)
И значит это, что вместе мы очень сильные и нам любое дело по плечу. Как вы думаете о чем сегодня мы с вами будем говорить?
Ответ детей.
Сегодня поговорим о семье. Послушайте рассказ.
«Давным – давно в стране, где мы живем, не было красивых городов. Были только поля, леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни, в которых жили славяне. Так раньше называли русских, украинцев, белорусов. Славяне были трудолюбивы: охотились, ловили рыбу, работали в поле. Каждая семья жила в избе (так называли дома). Это были большие дружные семьи со своими обычаями и трацициями. (Показ презентации)
1 слайд.
Взрослые работали в поле, дети помогали им, старшие играли и заботились о младших детях.
2 слайд.
В избе центральное место занимала печь. Дети помогали взрослым принести дров, сложить поленницу, растопить печь.
3 слайд.
За столом собиралась вся семья. Во главе стола сидел отец – глава семьи, а девочки помогали матери накрывать на стол.
4 слайд.
Долгими зимними вечерами старшие женщины учили дочерей и внучек рукоделию, прясть, вышивать, шить, пели песни, рассказывали сказки.
5 слайд.
Старшие дети присматривали за младшими.
Вот так раньше жили наши предки – славяне. Расскажите, как вы заботитесь о своих близких? Из кого состоит ваша семья? Какие чувства вы испытываете к ним?
Рассказ детей.
Самым важным и уважаемым членом семьи считался старший по возрасту.
Как вы думаете, кто? (ответ детей) Бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка. Потому что они дольше всех прожили, к ним можно было обратиться за советом. У многих из вас есть братья и сестры. У ваших пап и мам они тоже есть.
Воспитатель показывает генеалогическое древо.
Ребята, посмотрите на то, что я вам покажу. Как вы думаете, что это?
Ответы детей.
Большой род всегда изображали в виде дерева, которое называют «генеалогическим». А что означает слово «род»?
Ответы детей.
Род – это одна большая семья. Кто изображен на древе?
Дети отвечают с помощью воспитателя.
Скажите, как их всех бабушек, дедушек, папу, маму, братьев, сестер, называем?
Ответ детей.
Правильно, родственниками. Так называют близких по родству людей.
Физкульминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре – (хлопают в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (поднимают плечи)
Раз, два, три, четыре, пять – (прыгают на месте)
Вас могу пересчитать: папа, мама, брат, сестра (считают пальцем)
Бабушка, дедушка (показывают ладонью)
Кошка Мурка, два котенка, (наклоняются вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я, (выполняют повороты вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопают в ладоши)
Ребята, у вас на столе лежат листы и карандаши, давайте составим генеалогическое древо своего рода. В основании дерева кого разместим?
Ответ детей.
Бабушек и дедушек – это наши корни. Они дали жизнь нашим родителям. Затем – ствол нашего дерева – это родители. Веточки – это вы, дети, ваши братья и сестры – листочки. Молодцы! Хорошо поработали!
Итак, ребята кого мы называем родственниками? Кто считается самым уважаемым и важным членом в семье? Что такое «генеалогическое древо»?
Игра «Кувшин доброты»
Это кувшин с водой. Она поможет вам еще лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Под музыку каждый из вас скажете пожелание своей семье. Вода находится повсюду на нашей земле и где бы не находились ваши родные, они обязательно получат ваши пожелания.
Дети поочередно подходят к кувшину и говорят пожелания.
Вода зарядилась вашими добрыми пожеланиями и сейчас я угощу вас этой водой.
Воспитатель каждому ребенку наливает в стакан «волшебную воду», дети пьют.
Читает отрывок стихотворения М. Лангера.
«Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!»