МААМ-картинки

Проект «Сказка как средство формирования связной речи у детей дошкольного возраста»

Виктория Сундина
Проект «Сказка как средство формирования связной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Если хотите, чтобы ваши дети

были умными, читайте им сказки.

Если хотите, чтобы они были еще умнее,

читайте им еще больше сказок»

Альберт Эйнштейн

Введение

В работе учителя-логопеда развитие связной речи у детей является первосте-пенным. Чтобы снять диагноз «общее недоразвитие речи» разного уровня, «фонетико-фонематическое недоразвитие» логопед прибегает к различным коррекционным методам. Так, сказкотерапия – успешно применяется в работе с детьми с ОНР, ФФН, с логоневрозом и заиканием. Почему именно сказка? Потому что ни один вид педагогической деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Публикация «Проект „Сказка как средство формирования связной речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в деятельность новыми путями, помочь ребенку узнать мир и одарить его во-ображение». Д. Родари

В поисках новых методов работы с детьми с нарушением речи мы интегриру-ем в логопедию знания смежных дисциплин: из медицины, психологии, лите-ратуры. Сказкотерапию успешно используют в различных областях работы с детьми.

Издревле сказки были созданы для детей. Именно для своих маленьких слу-шателей родители и педагоги по всему миру из века в век, из уст в уста пере-давали волшебные поучительные истории. Эти «истории» формируют у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, учат, уте-шают, решают проблемы, находят отклик в детской душе. Сказка побуждает ребенка анализировать и рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи. А это умение и есть основа связной речи. При спонтанном раз-витии детская речь не достигает того уровня, который требуется для полно-ценного обучения ребенка в школе. Поэтому, этим умениям и навыкам детей необходимо обучать целенаправленно.

Воспитание связной речи с помощью сказки – задача, которую мы ставили и реализовывали в течение учебного года.

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 го Красногорска

Адрес: Московская область, го Красногорск, Павшинский бульвар, дом 42 (филиал на ул. Авангардная, д. 1)

Состав проектной группы : руководитель проекта – Приходько Виктория Игоревна, учитель-логопед; старший воспитатель Файзуллина Дилфуза Рузи-куловна, музыкальный руководитель, дети и родители МБДОУ д/с 19ф.

Тип проекта :

- По типу деятельности проект является коррекционно-познавательным, твор-ческо-исследовательским.

- По числу участников проекта : групповой

- По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2018г -май 2019г)

- По использованию контактов: в рамках МБДОУ, семьи.

Актуальность: Развитие связной речи и сопутствующая коррекция речевых нарушений у детей – важнейшая задача педагогов МБДОУ д/с 19. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности, тем легче он выра-жает свои мысли, накапливает словарный запас, овладевает новыми знаниями, вступает в коммуникацию со сверстниками и взрослыми.

Проблема: Дети дошкольного возраста часто не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи.

Коррекция речи – это длительный процесс. Поэтому так важно создать благо-приятную среду для формирования богатой грамотной речи, начиная с самых ранних лет. Также важно активно следить за возникающими отклонениями и своевременно их исправлять.

Гипотеза: если с раннего возраста читать детям сказки, дети будут слышать грамотную литературную речь. Тогда их речь будет развиваться активно, звукопроизношение будет правильно закрепляться, грамматические кон-струкции будут успешно применяться, усложняться, и ребенок научится ис-пользовать свою речь для полноценной коммуникации.

Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения – 4-5 лет. В этот же период возрастает речевая активность детей, расширяется словарный запас, речевые высказывания удлиняются и усложняются, они пре-вращаются в рассказы. Здесь особенно важно учить детей совершенствованию грамматического оформления, ведь речь становится средством регулирования поведения.

В данном проекте мы используем сказку – основной жанр устного народно-поэтического творчества, как мощный педагогический элемент воздействия и обучения связной речи. Выработка дикции, развитие интонации, мышления, памяти, эмоциональности, общей, мелкой моторики – все это мы развиваем с помощью литературно-психологического метода сказкотерапии. Через приз-му сказки совершается процесс познания окружающего мира. Анализируя сюжеты творчества, мы учимся видеть в действиях и мыслях героев самих се-бя. Мы формируем собственное мнение о различных типах отношений. Через образы героев мы принимаем участие в процессе самопознания.

Сказка используется педагогами как «мягкое» средство психокоррекции. Ре-бенок учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельно-сти. Психокоррекционные сказки используются для завуалированного влия-ния на поведение ребенка. У детей при этом нет ощущения давления. Сказки прекрасно запоминаются и оказывают позитивное воздействие.

Игры и упражнения на проведенных нами занятиях направлены на умение концентрировать внимание, чередовать состояние активности и пассивности, тем самым повышая гибкость нервных процессов, развивать мелкую мотори-ку и координацию движений, снимать физическое и психическое напряжение, контролировать речевое дыхание и строить высказывание.

В основу проекта легли следующие принципы:

1. Принцип историзма: знакомство и историей, сохранение хронологиче-ского порядка, описываемых в сказках явлений и событий.

2. Принцип дифференциации: создание условий для самореализации каж-дого воспитанника в процессе инсценировки сказок, поделок и рисунков по заданной тематики.

3. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, сочетание различ-ных видов деятельности.

4. Принцип наглядгости: изготовление ряда игр и пособий, пошив костю-мов, постановка спектаклей.

5. Принцип связи с реальностью

Цель проекта : Создание благоприятных условий для успешного развития связной речи дошкольников с использованием литературной сказки, как ме-тода воздействия и коррекции.

Задачи проекта :

1. Стимулирование творческого самовыражения;

2. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной ком-муникации;

3. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций4

4. Создание условий для оригинальности мышления;

5. Снижение уровня тревожности

6. Позитивное отношение к своей личности

7. Умение строить высказывания и выражать свое мнение.

Ожидаемый результат:

1. Дети расширят словарный запас;

2. Проявятся творческие способности;

3. Будет создан интересный и познавательный досуг для детей;

4. Дети научатся преодолевать трудности и страхи;

5. Проявится интерес к литературному чтению.

Организация работы над проектом :

1. Деятельность педагогов

- Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по фольклору, русских народных, зарубежных и авторских сказок;

- Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы;

- Чтение художественной литературы,

- Постановка спектаклей для детей по сюжетам сказок;

2. Деятельность детей

- Участие в конкурсах, праздниках, беседах

- Самостоятельная и совместная деятельность: изготовление книжек-малышек по сказкам;

- Просмотр экранизаций программных произведений;

- Заучивание наизусть фрагментов сказок.

3. Деятельность родителей

- Совместное изготовление поделок с детьми;

- Постановка спектакля для детей по выбранной сказке;

- Домашнее чтение сказок.

Предметно-развивающая среда :

- Оформление библиотеки в сказочной тематике в вестибюле детского сада и непосредственно в каждой группе;

- Дидактические игры с персонажами сказок;

- Оформление уличной площадки МБДОУ в тематике русской народной сказки;

- Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей;

- Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно-ролевых игр на сказочную тематику.

План работы:

Месяц Формы и методы ра-боты Взаи-модей-ствие с роди-телями

Сентябрь

Сбор и ана-лиз литера-туры по данной те-ме.

Беседа с детьми

Квест по сказкам на уличной площадке д/с. До-машнее чтение.

Сов-мест-ный поиск ин-фор-мации

Октябрь

Русские народные сказки. Чте-ние художе-ственных программ-ных худо-жественных произведе-ние по воз-расту.

Иллюстра-ции к про-читанным произведе-ниям

Просмотр экраниза-ций До-машнее чтение.

Кон-суль-тация для роди-телей на тему «Сказ-ка как сред-ство фор-миро-вания связ-ной речи у детей до-школьного воз-раста»

Ноябрь

Авторские сказки. Чте-ние художе-ственных программ-ных худо-жественных произведе-ние по воз-расту.

Изготовле-ние индиви-дуальной книжки-малышки

Выездной театр по сказке До-машнее чтение;

По-мощь в созда-нии кни-жек-малы-шек

Декабрь

Новогодние сказки.

Чтение ху-дожествен-ных про-граммных художе-ственных произведе-ние по воз-расту.

Подготовка и репетици к сказочно-му ново-годнему утреннику.

До-машнее чтение;

По-мощь в подго-товке к вол-шеб-ному ново-годне-му утрен-нику

Январь

Волшебные сказки.

Чтение ху-дожествен-ных про-граммных художе-ственных произведе-ние по воз-расту.

Индивиду-альные ри-сунки

До-машнее чтение

Февраль

Сказки народов Мира

Чтение ху-дожествен-ных про-граммных художе-ственных произведе-ние по воз-расту. Про-смотр экра-низаций До-машнее чтение.

По-мощь в подго-товке дидак-тиче-ского мате-риала.

Март

1. Сказ-ки рус-ских авто-ров

2. Чте-ние худо-же-ствен-ных про-граммных про-изве-дение по воз-расту.

До-машнее чтение

По-мощь в подго-товке биб-лиоте-ки

Апрель

Театраль-ная поста-новка педа-гогов для детей «Волк и семеро козлят»л До-машнее чтение.

По-мощь в подго-товке демон-стра-цион-ного мате-риала

Май

1. По-вто-рение и обобщение изу-чен-ных видов ска-зок.

Теат-раль-ные поста-новки роди-телей детям:

По сказке Ш. Перро «По-дарки феи»

По рус-ской народ-ной сказке «Тере-мок»

По со-вре-менной экра-низа-ции «Фик-сики»

Список литературы:

1. Пропп В. Я. Морфология «волшебной сказки». Исторические корни вол-шебной сказки. – М. : Просвещение, 1998

2. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. «Речевое развитие ребё нка в детском са-ду: новые подходы» : Ростов-н/ Д: ТЦ «Учитель»,2005 г.

3. Ромусик М. Н. Комплексный подход в работе с детьми с ОНР. Ж. Логопед в детском саду. 1-2010.

4. Нищева Н. В. Развивающие сказки [Текст] : Цикл занятий по развитию лек-сического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г

5. Макарова В. Г. О речевом развитии дошкольников. Ж. «Логопед в детском саду» 1-2006г.

6. Кирилова А. Г. Использование некоторых методов и приемов дифференци-рованного подхода к детям. Дефектология. 1992

7. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. Санкт - Петербург. 2005г.

8. Стишенок И. В. Сказка в тренинге. Санкт - Петербург. 2009г.

9. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. – М., 2002.

10. Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников-М. 2008.

Публикации по теме:

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сказка как средство формирования связной речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 сентября 2024 в 11:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Сказка как средство формирования связной речи у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Сундина (УИ 1839815) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД