Получи документы

Проект «Сказка как средство формирования связной речи у детей дошкольного возраста»

Виктория Сундина
Проект «Сказка как средство формирования связной речи у детей дошкольного возраста»

«Если хотите, чтобы ваши дети

были умными, читайте им сказки.

Если хотите, чтобы они были еще умнее,

читайте им еще больше сказок»

Альберт Эйнштейн

Введение

В работе учителя-логопеда развитие связной речи у детей является первосте-пенным. Чтобы снять диагноз «общее недоразвитие речи» разного уровня, «фонетико-фонематическое недоразвитие» логопед прибегает к различным коррекционным методам. Так, сказкотерапия – успешно применяется в работе с детьми с ОНР, ФФН, с логоневрозом и заиканием. Почему именно сказка? Потому что ни один вид педагогической деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Публикация «Проект „Сказка как средство формирования связной речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в деятельность новыми путями, помочь ребенку узнать мир и одарить его во-ображение». Д. Родари

В поисках новых методов работы с детьми с нарушением речи мы интегриру-ем в логопедию знания смежных дисциплин: из медицины, психологии, лите-ратуры. Сказкотерапию успешно используют в различных областях работы с детьми.

Издревле сказки были созданы для детей. Именно для своих маленьких слу-шателей родители и педагоги по всему миру из века в век, из уст в уста пере-давали волшебные поучительные истории. Эти «истории» формируют у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, учат, уте-шают, решают проблемы, находят отклик в детской душе. Сказка побуждает ребенка анализировать и рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи. А это умение и есть основа связной речи. При спонтанном раз-витии детская речь не достигает того уровня, который требуется для полно-ценного обучения ребенка в школе. Поэтому, этим умениям и навыкам детей необходимо обучать целенаправленно.

Воспитание связной речи с помощью сказки – задача, которую мы ставили и реализовывали в течение учебного года.

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 го Красногорска

Адрес: Московская область, го Красногорск, Павшинский бульвар, дом 42 (филиал на ул. Авангардная, д. 1)

Состав проектной группы : руководитель проекта – Приходько Виктория Игоревна, учитель-логопед; старший воспитатель Файзуллина Дилфуза Рузи-куловна, музыкальный руководитель, дети и родители МБДОУ д/с 19ф.

Тип проекта :

- По типу деятельности проект является коррекционно-познавательным, твор-ческо-исследовательским.

- По числу участников проекта : групповой

- По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2018г -май 2019г)

- По использованию контактов: в рамках МБДОУ, семьи.

Актуальность: Развитие связной речи и сопутствующая коррекция речевых нарушений у детей – важнейшая задача педагогов МБДОУ д/с 19. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности, тем легче он выра-жает свои мысли, накапливает словарный запас, овладевает новыми знаниями, вступает в коммуникацию со сверстниками и взрослыми.

Проблема: Дети дошкольного возраста часто не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи.

Коррекция речи – это длительный процесс. Поэтому так важно создать благо-приятную среду для формирования богатой грамотной речи, начиная с самых ранних лет. Также важно активно следить за возникающими отклонениями и своевременно их исправлять.

Гипотеза: если с раннего возраста читать детям сказки, дети будут слышать грамотную литературную речь. Тогда их речь будет развиваться активно, звукопроизношение будет правильно закрепляться, грамматические кон-струкции будут успешно применяться, усложняться, и ребенок научится ис-пользовать свою речь для полноценной коммуникации.

Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения – 4-5 лет. В этот же период возрастает речевая активность детей, расширяется словарный запас, речевые высказывания удлиняются и усложняются, они пре-вращаются в рассказы. Здесь особенно важно учить детей совершенствованию грамматического оформления, ведь речь становится средством регулирования поведения.

В данном проекте мы используем сказку – основной жанр устного народно-поэтического творчества, как мощный педагогический элемент воздействия и обучения связной речи. Выработка дикции, развитие интонации, мышления, памяти, эмоциональности, общей, мелкой моторики – все это мы развиваем с помощью литературно-психологического метода сказкотерапии. Через приз-му сказки совершается процесс познания окружающего мира. Анализируя сюжеты творчества, мы учимся видеть в действиях и мыслях героев самих се-бя. Мы формируем собственное мнение о различных типах отношений. Через образы героев мы принимаем участие в процессе самопознания.

Сказка используется педагогами как «мягкое» средство психокоррекции. Ре-бенок учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельно-сти. Психокоррекционные сказки используются для завуалированного влия-ния на поведение ребенка. У детей при этом нет ощущения давления. Сказки прекрасно запоминаются и оказывают позитивное воздействие.

Игры и упражнения на проведенных нами занятиях направлены на умение концентрировать внимание, чередовать состояние активности и пассивности, тем самым повышая гибкость нервных процессов, развивать мелкую мотори-ку и координацию движений, снимать физическое и психическое напряжение, контролировать речевое дыхание и строить высказывание.

В основу проекта легли следующие принципы:

1. Принцип историзма: знакомство и историей, сохранение хронологиче-ского порядка, описываемых в сказках явлений и событий.

2. Принцип дифференциации: создание условий для самореализации каж-дого воспитанника в процессе инсценировки сказок, поделок и рисунков по заданной тематики.

3. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, сочетание различ-ных видов деятельности.

4. Принцип наглядгости: изготовление ряда игр и пособий, пошив костю-мов, постановка спектаклей.

5. Принцип связи с реальностью

Цель проекта : Создание благоприятных условий для успешного развития связной речи дошкольников с использованием литературной сказки, как ме-тода воздействия и коррекции.

Задачи проекта :

1. Стимулирование творческого самовыражения;

2. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной ком-муникации;

3. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций4

4. Создание условий для оригинальности мышления;

5. Снижение уровня тревожности

6. Позитивное отношение к своей личности

7. Умение строить высказывания и выражать свое мнение.

Ожидаемый результат:

1. Дети расширят словарный запас;

2. Проявятся творческие способности;

3. Будет создан интересный и познавательный досуг для детей;

4. Дети научатся преодолевать трудности и страхи;

5. Проявится интерес к литературному чтению.

Организация работы над проектом :

1. Деятельность педагогов

- Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по фольклору, русских народных, зарубежных и авторских сказок;

- Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы;

- Чтение художественной литературы,

- Постановка спектаклей для детей по сюжетам сказок;

2. Деятельность детей

- Участие в конкурсах, праздниках, беседах

- Самостоятельная и совместная деятельность: изготовление книжек-малышек по сказкам;

- Просмотр экранизаций программных произведений;

- Заучивание наизусть фрагментов сказок.

3. Деятельность родителей

- Совместное изготовление поделок с детьми;

- Постановка спектакля для детей по выбранной сказке;

- Домашнее чтение сказок.

Предметно-развивающая среда :

- Оформление библиотеки в сказочной тематике в вестибюле детского сада и непосредственно в каждой группе;

- Дидактические игры с персонажами сказок;

- Оформление уличной площадки МБДОУ в тематике русской народной сказки;

- Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей;

- Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно-ролевых игр на сказочную тематику.

План работы:

Месяц Формы и методы ра-боты Взаи-модей-ствие с роди-телями

Сентябрь

Сбор и ана-лиз литера-туры по данной те-ме.

Беседа с детьми

Квест по сказкам на уличной площадке д/с. До-машнее чтение.

Сов-мест-ный поиск ин-фор-мации

Октябрь

Русские народные сказки. Чте-ние художе-ственных программ-ных худо-жественных произведе-ние по воз-расту.

Иллюстра-ции к про-читанным произведе-ниям

Просмотр экраниза-ций До-машнее чтение.

Кон-суль-тация для роди-телей на тему «Сказ-ка как сред-ство фор-миро-вания связ-ной речи у детей до-школьного воз-раста»

Ноябрь

Авторские сказки. Чте-ние художе-ственных программ-ных худо-жественных произведе-ние по воз-расту.

Изготовле-ние индиви-дуальной книжки-малышки

Выездной театр по сказке До-машнее чтение;

По-мощь в созда-нии кни-жек-малы-шек

Декабрь

Новогодние сказки.

Чтение ху-дожествен-ных про-граммных художе-ственных произведе-ние по воз-расту.

Подготовка и репетици к сказочно-му ново-годнему утреннику.

До-машнее чтение;

По-мощь в подго-товке к вол-шеб-ному ново-годне-му утрен-нику

Январь

Волшебные сказки.

Чтение ху-дожествен-ных про-граммных художе-ственных произведе-ние по воз-расту.

Индивиду-альные ри-сунки

До-машнее чтение

Февраль

Сказки народов Мира

Чтение ху-дожествен-ных про-граммных художе-ственных произведе-ние по воз-расту. Про-смотр экра-низаций До-машнее чтение.

По-мощь в подго-товке дидак-тиче-ского мате-риала.

Март

1. Сказ-ки рус-ских авто-ров

2. Чте-ние худо-же-ствен-ных про-граммных про-изве-дение по воз-расту.

До-машнее чтение

По-мощь в подго-товке биб-лиоте-ки

Апрель

Театраль-ная поста-новка педа-гогов для детей «Волк и семеро козлят»л До-машнее чтение.

По-мощь в подго-товке демон-стра-цион-ного мате-риала

Май

1. По-вто-рение и обобщение изу-чен-ных видов ска-зок.

Теат-раль-ные поста-новки роди-телей детям:

По сказке Ш. Перро «По-дарки феи»

По рус-ской народ-ной сказке «Тере-мок»

По со-вре-менной экра-низа-ции «Фик-сики»

Список литературы:

1. Пропп В. Я. Морфология «волшебной сказки». Исторические корни вол-шебной сказки. – М. : Просвещение, 1998

2. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. «Речевое развитие ребё нка в детском са-ду: новые подходы» : Ростов-н/ Д: ТЦ «Учитель»,2005 г.

3. Ромусик М. Н. Комплексный подход в работе с детьми с ОНР. Ж. Логопед в детском саду. 1-2010.

4. Нищева Н. В. Развивающие сказки [Текст] : Цикл занятий по развитию лек-сического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г

5. Макарова В. Г. О речевом развитии дошкольников. Ж. «Логопед в детском саду» 1-2006г.

6. Кирилова А. Г. Использование некоторых методов и приемов дифференци-рованного подхода к детям. Дефектология. 1992

7. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. Санкт - Петербург. 2005г.

8. Стишенок И. В. Сказка в тренинге. Санкт - Петербург. 2009г.

9. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. – М., 2002.

10. Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников-М. 2008.

Публикации по теме:

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сказка как средство формирования связной речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 сентября 2024 в 11:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Сказка как средство формирования связной речи у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Сундина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД