Светлана Трачева
Непосредственная образовательная деятельность для детей старшей группы «Лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Образовательные :
- Расширить знания детей о перелётных птицах лебедях, их строении и характерных особенностях;
- обогащать и активизировать речь детей;
- формировать умение выполнять модель оригами «лебедь»;
- Закреплять знания детей о перелетных птица;
Развивающие:
- Развивать у детей мелкую моторику рук;
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность для детей старшей группы „Лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лебедь. Все о лебедях
- Лебедь. Конспекты занятий
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать самостоятельность и проявление творчества;
Воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к природе и к птицам;
Материалы и оборудование:
Композиционная основа, репродукция картины М. Врубеля «Царевна - Лебедь», фонограмма «Голоса птиц». Компьютерная презентация «Лебеди прилетели».
Памятка «Техника безопасности при работе с ножницами», схема оригами «лебедь», лист белой бумаги квадратной формы на каждого ребёнка; ножницы, двойной скотч, декоративные клеевые глаза.
Предварительная работа: беседа о весенних явлениях природы; рассматривание иллюстраций о перелетных птицах (лебеди); чтение стихов; подготовка основы для коллективной композиции. Слушание пьесы «Лебедь» Сен-Санса, чтение сказки Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок», А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», рассматривание картинок «Перелетные птицы», чтение, обсуждение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии А. Брема «Жизнь животных». Репродукция картины М. Врубеля «Царевна - Лебедь», аудиозаписи с музыкальными произведениями П. И. Чайковского из балета «Лебединое озеро»,
Словарная работа: щипаться, клин, шипеть.
Ход деятельности:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. В нашем путешествии примет участие музыка, живопись, сказка.
- Итак, усаживайтесь поудобней, прикройте глаза, мы начинаем.
(дети рассаживаются на ковре, звучит музыка из балета «Лебединое озеро» Воспитатель:
- Сгущаются сумерки. Лес замер в ожидании чуда. На озеро опустился голубовато-серебристый туман. Какие-то необычные звуки нарушают здешнюю тишину. Это из зарослей выплывают лебеди.
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою -- глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
Слайд 1: «Лебеди на озере».
- Лебедь – перелетная птица, которая возвращается с юга одной из самых первых, когда еще не сошел снег и не растаял лед.
Воспитатель: Ребята, по прилету птицы что делают? (ответы детей).
Возвращаясь, лебеди начинают строить себе большие гнезда из веточек, сучьев, камыша, а дно они выстилают более мягким материалом: сухими стеблями трав, мхом и даже перьями и пухом, которые сами у себя выщипывают.
Воспитатель: Ребята, какие гнезда у лебедей? (ответы детей).
-К середине лета они выводят птенцов, которые уже с самого рождения могут сами находить себе еду. Птенцы появляются на свет покрытые серым пухом. Родители присматривают за ними чуть больше года. А потом они уже сами могут создавать себе семью
- Лебеди относятся к редким видам и занесены в Красную книгу.
Воспитатель: Ребята, чем питаются лебеди? (ответы детей).
Питаются пернатые, плавая в воде. Их пища – это водоросли, мелкие корешки, ракушки, червяки, крохотная рыбка и даже лягушки. Чтобы достать со дна пищу, они погружают в воду свои длинные шеи и тщательно обыскивают дно в поисках съестного.
Слайд 2: «Голоса лебедей».
Выглядят лебеди очень изящно и грациозно, но красивыми голосами природа их не наделила. В раздражённом состоянии эти пернатые шипят, как гуси, довольно громко и неприятно. А в случае недовольства присутствием человека они расправляют крылья, опускают голову вниз и начинают щипаться, причём очень больно.
Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать о дружбе? (ответы детей).
Так вот, у лебедей дружбе можно только поучиться! Потому что, если во время перелета кто–то из стаи заболел и не может лететь, то вся стая останавливается и выхаживает больного до его выздоровления.
Слайд 3: Репродукция картины М. Врубеля «Царевна — Лебедь»
На картине русского художника М. Врубеля «Царевна — Лебедь», что мы видим? (ответы детей).
О лебедях издавна слагали легенды и сказки. Народы Сибири верили, что зимой лебеди превращаются в снег, а весной - наоборот.
А сейчас прозвучит ещё один фрагмент из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» - «Танец маленьких лебедей». Давайте представим, что мы лебеди и потанцуем под эту музыку.
(звучит запись, под которую дети выполняют свободные движения- физминутка).
Слайд 4: Иллюстрации сказок.
лебединые пары, раз встретившись, долгие годы живут вместе.
Возможно, эта их «человеческая» особенность сделала лебедей неординарными героями многих сказок и легенд.
Часто в этих легендах лебеди умеют принимать человеческий облик и обладают человеческим характером.
Как и люди, лебеди в легендах могут иметь противоположные характеры. Лебеди, присутствующие в сказках одного народа, могут быть как плохими, так и хорошими.
Например, в некоторых славянских сказках лебеди состоят на службе у Бабы-яги, воруют для нее маленьких детей. Но они же могут помочь похищенным детям избежать злой участи и вернуться домой.
Воспитатель: Давайте мы с вами создадим свою картину, и наши лебеди будут нашими гостями.
Я предлагаю лебедей сложить из бумаги способом «оригами». Посмотрите внимательно, как это будем делать.
Выполнение работы:
Берем квадрат. Складываем квадрат по диагоналям, в результате мы получим треугольник. Разворачиваем. Складываем треугольник в верхней правой стороне. С нижней стороной поступим так же. Переворачиваем наш квадрат на другую сторону. С верхней правой части складываем треугольник по линии центра. С нижней стороной поступим так же.
Складываем нашу работу пополам. треугольника складываем в обратную сторону. Складываем нашего лебедя по центральной линии. Выпрямляем шею нашему лебедю и фиксируем её. Формируем голову лебедя, после чего делаем складочку на голове. Приклеить декоративные глаза. Оригами лебедь готов.
Приклеиваем на озеро прекрасного лебедя. У ребят получились замечательные работы.
Готовых птиц дети по очереди наклеивают на озеро.
Итог: После того, как все дети выполнили работу, воспитатель предлагает им еще раз взглянуть на картину.
Воспитатель: Ребята, вы все очень старались, какая прекрасная картина у нас получилась! Так и хочется закончить наше занятие стихотворением
Есть птица красивая очень на свете,
Название — лебедь имеет она,
Не встретить прекрасней её на планете,
Она из чудесного будто бы сна,
И вид лебедей – как отрада для глаз,
Когда по воде они ровно плывут,
Спокойный, приятный их снежный окрас
Собой украшают и реку, и пруд.
Воспитатель: Ребята, что сегодня нового узнали о лебедях?
- Сколько птенцов можно унести в двух руках домой из леса? (птенцов брать нельзя)
- Какой художник написал картину «Царевна - Лебедь»? (М. Врубель).