Запоточная Ирина
Необходимость развития социальной уверенности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс социализации личности происходит под воздействием комплекса различных факторов, которые выступают как детерминанты данного процесса. К числу таких факторов в первую очередь относятся люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека.
Первичной ячейкой социализации дошкольника, содействующей его приобщению к сложному миру взрослых, как правило, является семья. На формирование личностных качеств ребенка влияют сознательные воспитательные воздействия родителей, общий тонус семейной жизни.
Публикация «Необходимость развития социальной уверенности у дошкольников» размещена в разделах
В последнее время в обществе наметился своеобразный «кризис детства», связанный с разрывом между жизнью взрослых и жизнью детей, с потерей смысловой связи. Конфликтная ситуация в семейных отношениях, отражаясь в психике ребенка, является фактором его негативной личностной динамики, выражающейся в повышении тревожности, неуверенности, низкой и нестабильной самооценке.
Существенное влияние на становление и развитие личности как субъекта познания и общения оказывают и другие взрослые, а также сверстники. В процессе социализации данная референтная группа выполняет для индивида функцию перцептивного фильтра, отбирающего из многообразия социальных норм и ценностей те, которые он готов разделить и которые, в конечном счете, превращаются в его собственные.
Важную роль в процессе социализации играет взаимодействие человека с социальными институтами и организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующую функцию параллельно со своими основными функциями (для ребенка это ясли, дошкольное образовательное учреждение, школа, учреждения дополнительного образования). Здесь происходит нарастающее накопление ребенком соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации такого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Поэтому столь важна организация психолого-педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, передает свое видение мира, входит в социальные отношения, осознавая свою ценность и неповторимость, повышая тем самым свою социальную уверенность.
Необходимость адаптации к сложившимся новым макроусловиям в обществе сформировали потребность в педагогической, психологической, социальной помощи населению и, прежде всего, семье как важнейшей социальной форме организации бытия индивида.
Таким образом, общественно оправдан и необходим активный научный поиск адекватных средств формирования социальной уверенности детей, в том числе и таких образований, которые интегрировали бы в себе формы различных общественных институтов, в рамках которых возможно было бы создание психолого-педагогических условий для успешной социализации ребенка.