Шепелева Нина Геннадьевна
Необходимость консультирования врача-невролога в комплексном преодолении речевых нарушений у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Когда логопед направляет ребёнка с уже поставленным диагнозом ТНР (тяжёлое нарушение речи) к неврологу, у родителей возникает множество вопросов:
- Зачем нужно повторное посещение врача - если у ребёнка уже имеется установленный диагноз и он занимается со специалистами?
- Как связана логопедия с неврологией?
- Вдруг нам назначат агрессивные медикаменты?
- Можно ли обойтись без посещения врача?
Благодаря этой консультации вы получите ответы на эти вопросы и сможете лучше понять ситуацию.
Публикация «Необходимость консультирования врача-невролога в комплексном преодолении речевых нарушений у детей с ТНР» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- Темочки
Специалистам и внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования доказывают, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы. Сложная организация речевых механизмов требует слаженного функционирования всех ее отделов. Поэтому детский невролог – лучший помощник логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.
Зачастую родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема сохраняется. Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении рекомендаций врача-невролога. Без этого эффективность занятий с логопедом многократно снижается и сроки достижения результатов могут стать непредсказуемо длительными.
Существуют ситуации, когда корень проблемы нарушения речи лежит глубже, чем кажется или хочется думать, и связан с органическими нарушениями центральной нервной системы (ЦНС). Причин этому может быть очень много: токсикозы беременности, асфиксии, перенесенные инфекции, травмы и другое. Все это довольно распространенные явления, последствия которых не всегда могут быть определены сразу. Иногда единственный признак органического нарушения ЦНС, который замечают родители – это нарушение речи.
Для получения более эффективного результата от проводимых с ребенком занятий, логопед должен не менее 2 – 3 раз в год получить от врача-невролога информацию о рекомендациях по развитию и назначенном лечении ребенка.
Занятия с логопедом и другими специалистами (психолог, учитель-дефектолог, являются неотъемлемой частью борьбы с нарушениями речи. Они позволяют добиться более быстрого и качественного результата. Но необходимо понимать, что если не влиять на сам очаг проблемы (бульбарная система мозга, его корковые структуры, проводящие пути и другие структуры нервной системы, в зависимости от ситуации, а применять только внешние методы коррекции, то успех может быть не достигнут. Если своевременно не обратиться к нужному специалисту, то проблема может усугубляться.
С возрастом такие дети начинают испытывать все большие трудности в общении со сверстниками и близкими людьми, им сложнее дается учеба, становится непросто вести полноценную жизнь, они замыкаются в себе. К счастью, всего этого можно успешно избежать, если вовремя обратиться к врачу.
Ключевая роль в устранении комплексной недоразвитости речи отводится неврологу, так как он лечит не вторичные симптомы и проявления дисфункций, а их первопричину. Для выработки эффективной коррекционной стратегии, направленной на излечение ОНР, необходимо провести дополнительное изучение симптоматики: уточнить и расширить диагноз.
Работа невролога заключается в том, чтобы дать логопеду направление терапевтической стратегии с использованием конкретных (исходя из корня проблем) лечебных приемов и методик. К примеру, при грубой дизартрии, оказывающей негативное влияние на всю структуру звуковой модуляции ребенка, первостепенно необходимо избавиться от проблем, в иннервации речевого аппарата.
Медицинская стратегия по лечению любой стадии ОНР обязательно должна быть системной и комплексной. Поэтому к лечению общей недоразвитости речи - дополнительно может потребоваться также и помощь нейропсихолога.
Внимательное отношение к развитию ребенка, его жалобам, поведению, сну, особенностям речи и своевременное посещение детского невролога дадут возможность максимально эффективно выявить и решить проблемы, возникающие на жизненном пути маленького человека.
Нервная система ребенка очень пластична, поэтому вовремя проведенное лечение всегда дает хорошие результаты.