Анастасия Шамаева
Нейропсихологический подход в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нейропсихологических технологий в логопедической практике.
Все мы прекрасно знаем, что дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Сегодня мы хотим поделиться опытом использования элементов нейропсихологических игр, которые включаем в структуры групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Можно использовать как разминку перед началом занятия, как основной вид деятельности, в качестве физминутки, включать в работу воспитателя в логочас и вечерние задания логопеда
Публикация «Нейропсихологический подход в работе логопеда» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2022
Преимущества данных игр - это игровая форма обучения, эмоциональная привлекательность, многофункциональность, автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов.
Включение игр в структуру занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются и увеличивается объем выполняемых заданий.
А основная цель применения нейропсихологических игр с нашими детьми - это активизация развития речи.
В своей работе мы используем комплекс упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их можно на три функциональных блока:
1. Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга - дыхательные упражнения. Они направлены на восстановление нормального дыхания, успокаивают и способствуют концентрации внимания, оптимизируют кровообращение, вентиляцию всех участков легких, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Упражнение «вдох –выдох», Во время команды взрослого вдох – ребенок делает через нос вдох, поднимает ладонь одной руки вверх и опускает ладонь при выдохе, меняя положение рук.
«Дышим под счет» - ребенок делает глубокий вдох через нос и шумный выдох через рот. Усложняется задержкой дыхания
«Футбол» - участники становятся друг против друга возле стола. Без помощи рук необходимо передавать мяч друг другу, т. е. дуть на него.
Также сюда включены глазодвигательные упражнения, которые позволяют улучшить восприятие, способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания.
Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие, стимулируют работу специализированной области мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.
Например упражнение «Конвергенция», где ребята следят за направление движения руки глазами не поворачивая головы, затем добавляется движения языком, сначала в одну сторону, затем в разные.
Горизонтальная восьмерка – ребята рисуют большую восьмерку, глазами следят за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключается язык.
2. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела)
Здесь используются игры на автоматизацию, дифференциацию различных групп звуков
Например игра «соедини точки» - цель которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края до края и назвать картинку, либо усложнить составом предложения, например у лося елка.
«Графодорожки» где нужно рисовать дорожку и называть картинку, Грамматика и графомоторика (один – много, большой маленький,
Умный тренажер – где двигаясь по стрелочкам одновременно двумя пальчиками, называем цвет и картинку под каждой линией,
Игра «веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем можно использовать разные картинки на каждую руку. Эта нейроигра направлена на работу рук, межполушарных связей и автоматизацию звука.
Аналогичные игры «Веселые клавиши, веселые краски.
Игра с использованием сенсорной игрушки «Поп ит» - где ребенку нужно назвать картинку и нажать соответствующий цвет на игрушке.
3 блок – упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности
- кинезиологические упражнения. Это заметно повышает умственную активность и работоспособность детей, а значит и эффективность коррекционной работы.
Сюда включена Нейрогимнастика – которая способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функций
известное всем упражнение «Ухо-нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. Затем меняет положение рук. Можно усложняется добавлением хлопка.
Игра «попробуй Повтори», в которой каждый участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию.
Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра тренирует оба полушария головного мозга, в результате прохождения лабиринта одновременно разными руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушарий мозга, способствует улучшению запоминания, повышению устойчивости внимания, облегчают процесс письма.
Двуручное рисование – нарисуй двумя руками, обведи двумя руками, нарисуй двумя руками и раскрась
Упражнение «кулак-ребро-ладонь» - для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.
Упражнения с мячом – направлены на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного звукопроизношения
Также в работу включаются упражнения двигательного репертуара, которые нормализуют гипертонус (чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (мышечная вялость) мышц.
Упражнение «Полетели» - ребенок ложится в позу звезды, по команде полетели, руки и ноги поднимает вверх, не высоко, растопыривает пальцы рук, высовыет язык и тянет пальцы рук в разные стороны, по команде опустились, ребенок опускает руки и ноги на пол, расслабляет все тело.
Нейроскакалка– развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме
Регулярное использование нейроигр в коррекционной работе оказывает положительное влияние на весь процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ТНР.
А закончить я хочу словами Ивана Петровича Павлова:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Спасибо за внимание!