Валентина Ларионова
Нейропсихологический подход в коррекционной работе с детьми с ЗПР
▼ Скачать +Заказ
И. М. Бондарчук учитель-дефектолог, В. А. Ларионова учитель-дефектолог
МБДОУ «ДСКВ № 110», г. Братск
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных. Наши воспитанники – дети дошкольного возраста с задержкой психического развития отличаются от своих сверстников замедленным и качественно своеобразным темпом психического развития. Чаще всего ведущими дисфункциями являются дефицит внимания, речевые недостатки, нарушение умственных процессов – синтеза и анализа. Двигательная сфера у детей с ЗПР более сохранна, поэтому целесообразно через одновременную стимуляцию сенсорного и моторного анализаторов активизировать высшие психические процессы. Доказано, что формирование и закрепление телесных навыков стимулирует развитие психических процессов. Это лежит в основе нейропсихологического подхода.
Публикация «Нейропсихологический подход в коррекционной работе с детьми с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Нейропсихологический подход представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений, обусловленных функциональным недоразвитием определенных структур головного мозга (задержке психического развития, минимальной мозговой дисфункции, перинатальной энцефалопатии, задержке речевого развития и т. д.). Данный подход является наиболее современным, безопасным и эффективным методом коррекционного воздействия, способствует выработке самоконтроля у ребёнка, направлен на улучшение пространственной ориентации и развитие психических функций.
В своей работе мы используем нейрокоррекционные упражнения, которые способствуют расширению коррекционно-образовательного процесса в структуре занятия учителя-дефектолога. С помощью данных упражнений организм ребенка сможет скоординировать работу левого и правого полушарий, развивать и контролировать взаимодействие тела и интеллекта.
1. Упражнения для развития мелкой моторики рук связаны с развитием височных и лобных долей головного мозга, которые задействованы в формировании учебных навыков и в развитии многих психических функций, в частности речевые центры.
2. Балансировочная доска. Она используются для мозжечковой стимуляции, помогает развивать чувство баланса и равновесия. Позволяет «запустить» речь, скорректировать нарушение учебных навыков.
3. Нейроскакалки. Это отличный кардиотренажёр, который одновременно тренирует можечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию, внимательность. Кроме того такая скакалка доставляет удовольствие и огромный интерес детям.
4. Рисование двумя руками. Это способствует созданию новых нейронных связей, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Важно, чтобы все движения выполнялись синхронно, если у ребёнка одна рука обгоняет вторую, то педагогу надо ее придерживать. Постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно.
5. Перекрестные движения тела (кинезиологические упражнения). С их помощью развивается равновесие, подвижность, сила и пластичность нервной системы. Например, упражнения с мячиками, как перекладывание из правой руки в левую и наоборот; передача соседу и наоборот; по кругу; перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).
6. Глазодвигательные упражнения или гимнастика для глаз. Как известно при расширении поля зрения ребенка значительно улучшается межполушарное взаимодействие корковых и подкорковых структур головного мозга. Разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. Зрительная гимнастика является одним из компонентов коррекционной работы, проводимой учителем-дефектологом в детском саду.
Нами разработано и используется дидактическое пособие «Визуальный тренажёр «Зоркий глаз» для оздоровительной и коррекционной работы с детьми от 4-х до 8 лет – это многофункциональный универсальный инструмент, одновременно является зрительно-координаторным тренажёром и коррекционно-развивающим пособием, что позволяет сделать зрительную гимнастику разнообразной по форме, содержанию и является частью развивающей предметно-пространственной среды кабинета дефектолога. Игровые компоненты активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.
Целью данного пособия, является создание условий для сохранения здоровья органов зрения у дошкольников с ЗПР в рамках коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога.
Занятия с помощью этого тренажера:
• улучшают пространственную ориентацию (понятия право-лево, над-под, между, снизу-сверху, по диагонали);
• мышцы глаз обучаются плавнообразным движениям (а не скачкообразным и хаотичным) что необходимо для эффективной и результативной учебной деятельности;
• улучшается восприятие, расширяются интеллектуальные возможности;
• сглаживается импульсивность и гиперактивность, гармонизируется нервная система, ребенок приходит в состояние внутреннего равновесия и спокойствия.
Моделирующие возможности пособия заключаются в их несложном преобразовании при помощи замены одного плоскостного изображения на другое. Чтобы разнообразить работу с пособием педагоги могут адаптировать к нему различные игры и упражнения, в том числе для развития психических процессов, математических представлений, сенсорных эталонов. Большое количество игр можно составить на речевое развитие ребёнка. Возможно использование для разминок и упражнений, как во время занятий, так и в свободной деятельности детей, индивидуально и группами. Картинный материал подобран в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей, может соответствовать лексическим темам.
Дидактический материал разбит на блоки, каждый из которых направлен на достижение определенных целей.
Первый блок «Учимся следить глазами» - способствуют формированию моторных и зрительных функций: нахождение изображения, рассмотрение его деталей, а также упорядоченного, целенаправленного перемещения взгляда по игровому полю.
Второй блок «Учимся считать и ориентироваться» - направлен на закрепление навыка счета, формирование зрительно-пространственных представлений, ориентирование на плоскости.
В третий блок «Вижу, говорю» включены задания, которые могут быть использованы для выработки связи между зрительными образами и речью.
Четвертый блок «Запоминаем, анализируем, думаем» способствует развитию психических процессов на основе зрительного восприятия.
Практическая значимость
• предупреждение возникновения зрительной патологии у детей дошкольного возраста;
• появляется возможность оптимизировать и повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития;
• дети осознанно воспринимают изучаемый материал, обобщают, закрепляют;
• повышается мотивация, создаются положительные эмоции, за счет динамичности материала: яркие картинки надолго привлекают внимание детей;
• позволяет моделировать различные игровые сюжеты по изучаемым темам.
Результативность дидактического пособия подтверждается следующими знаниями детей: ориентируются в пространстве и на плоскости, обогащается словарь, формируется логическое мышление и математическое представление, развивается мелкая моторика рук, стимулируется развитие важнейших психических процессов. Дети раскрепощены, свободны, не боятся мыслить, и фантазировать.
Таким образом, использование нейроигр в работе учителя-дефектолога позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс более эффективным, способствует преодолению имеющихся у детей нарушений развития.