Екатерина Веселова
Нейропсихологические приёмы для активизации речи безречевых детей
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.
Публикация «Нейропсихологические приёмы для активизации речи безречевых детей» размещена в разделах
В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:
-дети с тяжелыми нарушениями речи, у которых первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
-дети остальных категорий, у которых могут быть нарушения речи, но они вторичны.
Из этого следует, что логопед сталкивается с разнообразными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в коррекционной деятельности.
Речь - это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел.
Для того, чтобы понять как функционирует головной мозг, мы обратимся к нейропсихологии - науке о формировании мозговой организации психических процессов.
Другими словами нейропсихология изучает, какие зоны мозга отвечают за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают когда человек читает или говорит.
Эта наука создана в нашей стране в середине 20 века, выдающимся ученым, имеющим огромное мировое признание, Александром Романовичем Лурия.
Выделяют 3 блока мозга.
Первый блок мозга – Энергетический блок. Его метафорический «девиз» : Я ХОЧУ. 1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).
Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев, перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т. д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.
Второй блок – это блок приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Его девиз: Я МОГУ!
3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – формируется от 7 до 15 лет, Полное созревание лобных долей происходит к 20 годам. Его девиз: Я ДОЛЖЕН!
Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушария.
Правое отвечает за воображение, интуицию, оно позволяет человеку мечтать, представлять, фантазировать, сочинять, учить наизусть. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, языковые способности, письмо, чтение и счет.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Нарушение, недоразвитие мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.
Из вышесказанного делаем вывод, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимы нейропсихологические приемы, технологии, т. к они подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда.
Т. Г. Визель объясняет речевые нарушения с точки зрения нейропсихологии следующим образом :
основное условие приобретения ранней речи – это связь области внешних стимулов (звуки, зрительные образы) с той областью которая перерабатывает их в речь (область речевого механизма). Для этого между областями мозга существуют проводники (белые волокна). Если все функционирует правильно, то формируются речевые навыки. Если же проводящие пути повреждены, то речь не приобретается, если частично – нарушения речи менее грубые.
Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений : интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.
Существуют простые игры, в основу которых входят нейропсихологические приёмы. Дети играют в эти игры с большим удовольствием. В процессе такой деятельности часто удается вызвать определенное звукоподражание, простые слова, тем самым решая речевые задачи педагога.
Игры, используемые в представленном видеоматериале:
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Все нижеперечисленные упражнения улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий, содействуют запоминанию, способствуют запуску речи, развивают моторное планирование.
1. «Раздели пополам».
Ребенку предлагается одновременно выкладывать предметы двумя руками из емкости.
«Помоги кошке и собаке построить башни. А для этого раздели кубики пополам. Для собаки бери зеленый кубик, а для кошки – красный. Бери кубики двумя руками одновременно».
2. «Строим башню».
Ребенку предлагается построить башню для кошки только правой рукой. Левая рука - за спиной. Затем, построить башню для собаки – левой рукой, правая рука за спиной.
Можно усложнить данную игру: предложить построить башни сразу двумя руками одновременно.
3. Дыхательное упражнение.
Предлагаем ребенку поиграть в «ветерок». Необходимо сложить губы трубочкой и подуть на построенные башни так, чтобы они развалились. Подкрепляем это звукоподражанием: «Ба-бах!»
4.«Наполни стакан».
Для данной игры необходимо подготовить ёмкость с водой, две пластиковые или любые ложки, 2 стакана.
Ребенку предлагается одновременно двумя руками с помощью ложек набирать воду и доносить до стаканов. Подкрепляем это звукоподражанием: «Буль-буль».
5. Игры с прищепками.
Для начала необходимо научить ребенка пользоваться прищепкой: показать как нужно надавить, чтобы прищепка открылась. Попробовать это сделать как правой, так и левой рукой.
Затем, предлагаем прикрепить детали к недостающим фигуркам. Но делаем это двумя руками поочередно. Например: прикрепить капельки к тучке, проговаривая «кап-кап»; иголки к ёжику – «уф-уф» и т. д.
6. «Оладушки». Правая рука лежит на столе ладонью вниз, левая — на столе ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
7. Зеркальное рисование. Положите на стол поднос с манкой. Покажите собственным примером, как можно рисовать, используя собственные пальчики. Предложите ребенку рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки. Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, заметно возрастет эффективность работы.
Мастер-класс для педагогов.
Цель предложенных упражнений: развитие межполушарных связей, мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, снятие эмоционального напряжения, а также речевое развитие.
1. Упражнение «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. Выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
2. Упражнение «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Усложнение: «посадить» на каждый палец звук. На указательный – А, на средний – О, на безымянный – У, на мизинец – Э. Дотрагиваясь каждым пальчиком до большого пальца – пропеть заданный звук. Выполнять как в прямом, так и в обратном направлении.
3. Упражнение «Цепочка». Более сложный вариант предыдущего упражнения. Необходимо также соединять в кольцо большой палец последовательно со всеми остальными, только делать это нужно переплетая с «кольцом» другой руки.
Усложнения: также «садим» на каждый пальчик звук, как в предыдущем задании. Просим соединить в цепочку 2 звука, например: А – О, соблюдая положение пальцев на обеих руках.
4. Упражнение «Веселые стаканчики». Для выполнения этого упражнения понадобятся бумажные стаканчики двух расцветок. Расставляем их в хаотичном порядке. Обговариваем: какой цвет стаканчика соответствует какому звуку. Например: синий – звук А, красный – звук У. Необходимо двумя руками одновременно брать стаканчики одинакового цвета, проговаривая определенный звук. Цвет чередуем. Стаканчики собираем в башню, то есть друг в друга.
5. Упражнение «Башня из стаканчиков». Для выполнения этого упражнения на снова понадобятся бумажные стаканчики двух расцветок. Необходимо построить из них крепость – расставить в шахматном порядке в несколько ярусов. Вновь обговариваем, на какой цвет будет произноситься звук или слог. Задание: произнести звук (слог) и сдуть стаканчик, либо сбить пальчиком. Сбивать стаканчики можно поочередно двумя руками.
6. Упражнение «Колпак мой треугольный»
Для начала необходимо выучить стихотворение:
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Заменяем одно слово – колпак – движением: руки над головой, изображая колпак. Теперь слово «колпак» произносить нельзя, его можно только показывать.
Затем заменяем еще одно слово – мой – прикладываем ладонь к груди. После чего вновь читаем стихотворение, не называя уже два слова.
Еще заменяем слово – треугольный – изображаем треугольник указательными и большими пальцами. Пробуем показать стихотворение с жестами.