МААМ-картинки

Нейропсихологические игры и их влияние на развитие детей

Сахненко Анастасия
Нейропсихологические игры и их влияние на развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы

Нейропсихологические игры их влияние на развитие детей

Сахненко А. А.

студент, ФГБОУ ВО

«Донской государственный технический университет»

г. Ростов-на-Дону

В современном обществе на уровне государственной политики и запроса населения существует потребность в обеспечении эмоционально-безопасных условий благоприятного пространства жизнедеятельности детей, обеспечивающих оптимальное психическое развитие, охрану и укрепление их здоровья.

Мир развивается семимильными шагами, казалось бы, и дети, которые так быстро осваивают любые гаджеты, гораздо более развиты, чем их сверстники прошлых десятилетий. К сожалению, это большое заблуждение. Да, в чем-то они превосходят нас в их возрасте, но во многом отстают, и активное использование гаджетов играет в этом немалую роль.

Равновесные и неравновесные позитивные психические состояния оказываются особенно важными в детском возрасте, поскольку служат основой первоначального становления личности, формирования психологических ресурсов, баланса между внешним влиянием, внутренним состоянием, мироощущением и формами поведения, залогом оптимистической картины мира, безопасных отношений с миром и с окружающими.

В этой связи своевременное выявление негативных и формирование равновесных и позитивных неравновесных психических состояний детей оказывается особенно важным проблемным полем. Психические состояния определяются как один из вариантов организации режима жизнедеятельности человека, отличающийся энергетическими характеристиками на физиологическом уровне и особым специфическим восприятием окружающего мира (психологической фильтрацией).

Современные исследования показывают, что появляется все больше детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей с различными нервными расстройствами, с СДВГ, дети хуже выполняют задания связанные с логикой и воображением, растет агрессивность.

В последние годы увеличилось число обращений с различными нейропсихологическими нарушениями у детей. Таким детям сложно сосредоточиться, они моторно неловки (это касается и мелкой и крупной моторики, страдает память, имеются проблемы с речью, как следствие возникают сложности в школьном обучении.

На наш взгляд включение в образовательный процесс детей дошкольного и школьного возраста нейропсихологических игр и упражнений способствует познавательному, речевому и социально-коммуникативному развитию детей.

В процессе выполнения подобных заданий от детей требуется концентрация внимания, усидчивость, определенные двигательные и коммуникативные навыки, что в целом способствует развитию не только познавательной сферы, но и личности ребенка в целом.

Арт-терапевтические, нейропсихологические и игровые технологии являются базовыми средствами нивелирования отрицательных психических состояний. Это связано, прежде всего, с возрастными функциональными возможностями развития мозговых структур, социальной ситуацией развития, характером воздействия ведущей деятельности.

Игра и продуктивные виды деятельности позволяют максимально непринужденно и эффективно оказывать существенное влияние на психическое развитие дошкольника, максимально обеспечивая вовлеченность разнообразных нейрофизиологических механизмов, собственную творческую активность ребенка, целостность познавательной и аффективно-потребностной сферы.

Нейропсихологические упражнения и игры, предлагаемые детям, можно разделить на несколько видов (в целом составляющие 2 блока - мануальный и психомоторный):

- дыхательные способствуют развитию самоконтроля, произвольности, помогают настроиться на работу;

- кинезиологические развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, создают предпосылки для развития речи;

- упражнения на развитие крупной моторики развивают произвольность, межполушарное взаимодействие, навыки социального взаимодействия;

- глазодвигательные помогают расширить поле зрения, улучшить восприятие;

- релаксационные упражнения и самомассаж позволяют снять напряжение, расслабиться;

- артикуляционные развивают речевой аппарат, способствуют развитию речи.

Перед началом любого из занятий зона активности детей оформляется в соответствии с темой занятия, готовится специальный тематический инвентарь, оборудование, игровые атрибуты. Темы занятий подбираются в соответствие с временами года, приближающимися праздниками (бытовыми, семейными, народными, фольклорными, государственно-гражданскими, международными и т. д., могут посвящаться литературным или сказочным героям и пр.

Например, «Коляда», «У моей России длинные косички», «Поездка в горы», «Вдоль по реченьке», «Путешествие в страну Лилипутов», «Круиз вокруг света», «Водоворот», «Зеленая роща», «Поиск клада», «Усы, лапы и хвост», «Планета Маленького принца» и многие другие. В ходе ведения всего цикла занятий важна партнерская позиция, т. е. позиция «на равных» по отношению друг к другу.

Благожелательное внимание всех участников занятия (взрослого и сверстника, ощущение принятия, понимания, свободы от оценки обеспечивает удовлетворенность в личностно-доверительном общении, чувство защищённости. Также важно, чтобы взрослый обеспечил условия для реализации и активизации внутренних источников роста ребенка. Для этого ему необходимо самому проявить аутентичность (достоверность и подлинность эмоциональных проявлений) и сензитивность (способность увидеть, понять, почувствовать мир глазами другого, его внутренние резервы, безусловно принимать индивидуальные особенности ребенка. На каждом занятии используются основные виды движений, усвоенные на физкультурных занятиях, которые повторяются в определенной последовательности, варьируясь и усложняясь через небольшие интервалы времени.

Новые упражнения вводятся постепенно и закрепляются на протяжении 3-4 занятий. Подобранные упражнения обеспечивают совершенствование координирующей и регулирующей роли нервной системы, более высокий уровень речевой организации, адекватное эмоциональное реагирование детей.

Данные игры по выбору и в соответствии с темой занятия могут быть также направлены на улучшение ориентации в пространстве, в сторонах собственного тела; на напряжение и расслабление мышц тела; гибкость, растяжку и подвижность суставов.

Нейропсихологические игры и упражнения может проводить с детьми не только педагог-психолог, но и воспитатель, соблюдая несколько требований: точное выполнение движений и приёмов детьми вместе с педагогом, систематичность выполнения, постепенное усложнение.

Комплекс таких игр и упражнений повышает интеллектуальные возможности ребёнка, снимает эмоциональное напряжение и развивает мозг, положительно влияет на развитие речи. Любое позитивное изменение требует комплексного подхода, поэтому работа с детьми не сводится к нейропсихологическим занятиям, они лишь часть общей практики.

Возможности снижения степени функционального напряжения, функционального и аффективного возбуждения оказывается особенно ценным для детей, имеющих трудности в координации движений, тонкой моторики, сложности в регуляции и контроле двигательных функций и поведения, в установлении социально-коммуникативных контактов. Серьезное научное и прикладное значение имеют полученные сведения об эффективности и дополнительных возможностях сконструированной системы интегрированных занятий, включающей нейропсихологические, арт-терапевтические и игровые технологии для коррекции негативных психических состояний у детей старшего дошкольного возраста. Предполагается, что следующим этапом исследования может служить апробация системы мероприятий в других образовательных организациях и с включением дополнительных средств, позволяющих в большей степени оказывать коррегиру- ющее воздействие на ментальные, поведенческие и со- циально-психологические компоненты психических состояний.

Список литературы:

1. Велиева, С. В., Ярабаева Н. Ю. Коррекция негативных психических состояний у детей старшего дошкольного возраста средствами нейропсихологических и арт-терапевтических игровых упражнений // АНИ: педагогика и психология. 2019. №4 (29). С. 7-14.

2. Кувшинова, С. А. Включение нейропсихологических игр и управжнений в работу с дошкольниками // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10. С. 1-2.

3. Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. - изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2019 г. - 32 с.

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Нейропсихологические игрыНейропсихологические игры Нейропсихологические игры - это игры, направленные на развитие всех психических процессов мозга. В первую очередь - внимание. Оно должно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нейропсихологические игры и их влияние на развитие детей
Опубликовано: 28 декабря 2024 в 10:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейропсихологические игры и их влияние на развитие детей» (включая файлы) размещена пользователем Сахненко Анастасия (УИ 3518224) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД