Сахненко Анастасия
Нейропсихологические игры и их влияние на развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологические игры их влияние на развитие детей
Сахненко А. А.
студент, ФГБОУ ВО
«Донской государственный технический университет»
г. Ростов-на-Дону
В современном обществе на уровне государственной политики и запроса населения существует потребность в обеспечении эмоционально-безопасных условий благоприятного пространства жизнедеятельности детей, обеспечивающих оптимальное психическое развитие, охрану и укрепление их здоровья.
Мир развивается семимильными шагами, казалось бы, и дети, которые так быстро осваивают любые гаджеты, гораздо более развиты, чем их сверстники прошлых десятилетий. К сожалению, это большое заблуждение. Да, в чем-то они превосходят нас в их возрасте, но во многом отстают, и активное использование гаджетов играет в этом немалую роль.
Равновесные и неравновесные позитивные психические состояния оказываются особенно важными в детском возрасте, поскольку служат основой первоначального становления личности, формирования психологических ресурсов, баланса между внешним влиянием, внутренним состоянием, мироощущением и формами поведения, залогом оптимистической картины мира, безопасных отношений с миром и с окружающими.
В этой связи своевременное выявление негативных и формирование равновесных и позитивных неравновесных психических состояний детей оказывается особенно важным проблемным полем. Психические состояния определяются как один из вариантов организации режима жизнедеятельности человека, отличающийся энергетическими характеристиками на физиологическом уровне и особым специфическим восприятием окружающего мира (психологической фильтрацией).
Современные исследования показывают, что появляется все больше детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей с различными нервными расстройствами, с СДВГ, дети хуже выполняют задания связанные с логикой и воображением, растет агрессивность.
В последние годы увеличилось число обращений с различными нейропсихологическими нарушениями у детей. Таким детям сложно сосредоточиться, они моторно неловки (это касается и мелкой и крупной моторики, страдает память, имеются проблемы с речью, как следствие возникают сложности в школьном обучении.
На наш взгляд включение в образовательный процесс детей дошкольного и школьного возраста нейропсихологических игр и упражнений способствует познавательному, речевому и социально-коммуникативному развитию детей.
В процессе выполнения подобных заданий от детей требуется концентрация внимания, усидчивость, определенные двигательные и коммуникативные навыки, что в целом способствует развитию не только познавательной сферы, но и личности ребенка в целом.
Арт-терапевтические, нейропсихологические и игровые технологии являются базовыми средствами нивелирования отрицательных психических состояний. Это связано, прежде всего, с возрастными функциональными возможностями развития мозговых структур, социальной ситуацией развития, характером воздействия ведущей деятельности.
Игра и продуктивные виды деятельности позволяют максимально непринужденно и эффективно оказывать существенное влияние на психическое развитие дошкольника, максимально обеспечивая вовлеченность разнообразных нейрофизиологических механизмов, собственную творческую активность ребенка, целостность познавательной и аффективно-потребностной сферы.
Нейропсихологические упражнения и игры, предлагаемые детям, можно разделить на несколько видов (в целом составляющие 2 блока - мануальный и психомоторный):
- дыхательные способствуют развитию самоконтроля, произвольности, помогают настроиться на работу;
- кинезиологические развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, создают предпосылки для развития речи;
- упражнения на развитие крупной моторики развивают произвольность, межполушарное взаимодействие, навыки социального взаимодействия;
- глазодвигательные помогают расширить поле зрения, улучшить восприятие;
- релаксационные упражнения и самомассаж позволяют снять напряжение, расслабиться;
- артикуляционные развивают речевой аппарат, способствуют развитию речи.
Перед началом любого из занятий зона активности детей оформляется в соответствии с темой занятия, готовится специальный тематический инвентарь, оборудование, игровые атрибуты. Темы занятий подбираются в соответствие с временами года, приближающимися праздниками (бытовыми, семейными, народными, фольклорными, государственно-гражданскими, международными и т. д., могут посвящаться литературным или сказочным героям и пр.
Например, «Коляда», «У моей России длинные косички», «Поездка в горы», «Вдоль по реченьке», «Путешествие в страну Лилипутов», «Круиз вокруг света», «Водоворот», «Зеленая роща», «Поиск клада», «Усы, лапы и хвост», «Планета Маленького принца» и многие другие. В ходе ведения всего цикла занятий важна партнерская позиция, т. е. позиция «на равных» по отношению друг к другу.
Благожелательное внимание всех участников занятия (взрослого и сверстника, ощущение принятия, понимания, свободы от оценки обеспечивает удовлетворенность в личностно-доверительном общении, чувство защищённости. Также важно, чтобы взрослый обеспечил условия для реализации и активизации внутренних источников роста ребенка. Для этого ему необходимо самому проявить аутентичность (достоверность и подлинность эмоциональных проявлений) и сензитивность (способность увидеть, понять, почувствовать мир глазами другого, его внутренние резервы, безусловно принимать индивидуальные особенности ребенка. На каждом занятии используются основные виды движений, усвоенные на физкультурных занятиях, которые повторяются в определенной последовательности, варьируясь и усложняясь через небольшие интервалы времени.
Новые упражнения вводятся постепенно и закрепляются на протяжении 3-4 занятий. Подобранные упражнения обеспечивают совершенствование координирующей и регулирующей роли нервной системы, более высокий уровень речевой организации, адекватное эмоциональное реагирование детей.
Данные игры по выбору и в соответствии с темой занятия могут быть также направлены на улучшение ориентации в пространстве, в сторонах собственного тела; на напряжение и расслабление мышц тела; гибкость, растяжку и подвижность суставов.
Нейропсихологические игры и упражнения может проводить с детьми не только педагог-психолог, но и воспитатель, соблюдая несколько требований: точное выполнение движений и приёмов детьми вместе с педагогом, систематичность выполнения, постепенное усложнение.
Комплекс таких игр и упражнений повышает интеллектуальные возможности ребёнка, снимает эмоциональное напряжение и развивает мозг, положительно влияет на развитие речи. Любое позитивное изменение требует комплексного подхода, поэтому работа с детьми не сводится к нейропсихологическим занятиям, они лишь часть общей практики.
Возможности снижения степени функционального напряжения, функционального и аффективного возбуждения оказывается особенно ценным для детей, имеющих трудности в координации движений, тонкой моторики, сложности в регуляции и контроле двигательных функций и поведения, в установлении социально-коммуникативных контактов. Серьезное научное и прикладное значение имеют полученные сведения об эффективности и дополнительных возможностях сконструированной системы интегрированных занятий, включающей нейропсихологические, арт-терапевтические и игровые технологии для коррекции негативных психических состояний у детей старшего дошкольного возраста. Предполагается, что следующим этапом исследования может служить апробация системы мероприятий в других образовательных организациях и с включением дополнительных средств, позволяющих в большей степени оказывать коррегиру- ющее воздействие на ментальные, поведенческие и со- циально-психологические компоненты психических состояний.
Список литературы:
1. Велиева, С. В., Ярабаева Н. Ю. Коррекция негативных психических состояний у детей старшего дошкольного возраста средствами нейропсихологических и арт-терапевтических игровых упражнений // АНИ: педагогика и психология. 2019. №4 (29). С. 7-14.
2. Кувшинова, С. А. Включение нейропсихологических игр и управжнений в работу с дошкольниками // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10. С. 1-2.
3. Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. - изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2019 г. - 32 с.