Лучший педагог года

Нейропсихологические игры и их влияние на развитие детей

Сахненко Анастасия
Нейропсихологические игры и их влияние на развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы

Нейропсихологические игры их влияние на развитие детей

Сахненко А. А.

студент, ФГБОУ ВО

«Донской государственный технический университет»

г. Ростов-на-Дону

В современном обществе на уровне государственной политики и запроса населения существует потребность в обеспечении эмоционально-безопасных условий благоприятного пространства жизнедеятельности детей, обеспечивающих оптимальное психическое развитие, охрану и укрепление их здоровья.

Темочки:

Мир развивается семимильными шагами, казалось бы, и дети, которые так быстро осваивают любые гаджеты, гораздо более развиты, чем их сверстники прошлых десятилетий. К сожалению, это большое заблуждение. Да, в чем-то они превосходят нас в их возрасте, но во многом отстают, и активное использование гаджетов играет в этом немалую роль.

Равновесные и неравновесные позитивные психические состояния оказываются особенно важными в детском возрасте, поскольку служат основой первоначального становления личности, формирования психологических ресурсов, баланса между внешним влиянием, внутренним состоянием, мироощущением и формами поведения, залогом оптимистической картины мира, безопасных отношений с миром и с окружающими.

В этой связи своевременное выявление негативных и формирование равновесных и позитивных неравновесных психических состояний детей оказывается особенно важным проблемным полем. Психические состояния определяются как один из вариантов организации режима жизнедеятельности человека, отличающийся энергетическими характеристиками на физиологическом уровне и особым специфическим восприятием окружающего мира (психологической фильтрацией).

Современные исследования показывают, что появляется все больше детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей с различными нервными расстройствами, с СДВГ, дети хуже выполняют задания связанные с логикой и воображением, растет агрессивность.

В последние годы увеличилось число обращений с различными нейропсихологическими нарушениями у детей. Таким детям сложно сосредоточиться, они моторно неловки (это касается и мелкой и крупной моторики, страдает память, имеются проблемы с речью, как следствие возникают сложности в школьном обучении.

На наш взгляд включение в образовательный процесс детей дошкольного и школьного возраста нейропсихологических игр и упражнений способствует познавательному, речевому и социально-коммуникативному развитию детей.

В процессе выполнения подобных заданий от детей требуется концентрация внимания, усидчивость, определенные двигательные и коммуникативные навыки, что в целом способствует развитию не только познавательной сферы, но и личности ребенка в целом.

Арт-терапевтические, нейропсихологические и игровые технологии являются базовыми средствами нивелирования отрицательных психических состояний. Это связано, прежде всего, с возрастными функциональными возможностями развития мозговых структур, социальной ситуацией развития, характером воздействия ведущей деятельности.

Игра и продуктивные виды деятельности позволяют максимально непринужденно и эффективно оказывать существенное влияние на психическое развитие дошкольника, максимально обеспечивая вовлеченность разнообразных нейрофизиологических механизмов, собственную творческую активность ребенка, целостность познавательной и аффективно-потребностной сферы.

Нейропсихологические упражнения и игры, предлагаемые детям, можно разделить на несколько видов (в целом составляющие 2 блока - мануальный и психомоторный) :

- дыхательные способствуют развитию самоконтроля, произвольности, помогают настроиться на работу;

- кинезиологические развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, создают предпосылки для развития речи;

- упражнения на развитие крупной моторики развивают произвольность, межполушарное взаимодействие, навыки социального взаимодействия;

- глазодвигательные помогают расширить поле зрения, улучшить восприятие;

- релаксационные упражнения и самомассаж позволяют снять напряжение, расслабиться;

- артикуляционные развивают речевой аппарат, способствуют развитию речи.

Перед началом любого из занятий зона активности детей оформляется в соответствии с темой занятия, готовится специальный тематический инвентарь, оборудование, игровые атрибуты. Темы занятий подбираются в соответствие с временами года, приближающимися праздниками (бытовыми, семейными, народными, фольклорными, государственно-гражданскими, международными и т. д., могут посвящаться литературным или сказочным героям и пр.

Например, «Коляда», «У моей России длинные косички», «Поездка в горы», «Вдоль по реченьке», «Путешествие в страну Лилипутов», «Круиз вокруг света», «Водоворот», «Зеленая роща», «Поиск клада», «Усы, лапы и хвост», «Планета Маленького принца» и многие другие. В ходе ведения всего цикла занятий важна партнерская позиция, т. е. позиция «на равных» по отношению друг к другу.

Благожелательное внимание всех участников занятия (взрослого и сверстника, ощущение принятия, понимания, свободы от оценки обеспечивает удовлетворенность в личностно-доверительном общении, чувство защищённости. Также важно, чтобы взрослый обеспечил условия для реализации и активизации внутренних источников роста ребенка. Для этого ему необходимо самому проявить аутентичность (достоверность и подлинность эмоциональных проявлений) и сензитивность (способность увидеть, понять, почувствовать мир глазами другого, его внутренние резервы, безусловно принимать индивидуальные особенности ребенка. На каждом занятии используются основные виды движений, усвоенные на физкультурных занятиях, которые повторяются в определенной последовательности, варьируясь и усложняясь через небольшие интервалы времени.

Новые упражнения вводятся постепенно и закрепляются на протяжении 3-4 занятий. Подобранные упражнения обеспечивают совершенствование координирующей и регулирующей роли нервной системы, более высокий уровень речевой организации, адекватное эмоциональное реагирование детей.

Данные игры по выбору и в соответствии с темой занятия могут быть также направлены на улучшение ориентации в пространстве, в сторонах собственного тела; на напряжение и расслабление мышц тела; гибкость, растяжку и подвижность суставов.

Нейропсихологические игры и упражнения может проводить с детьми не только педагог-психолог, но и воспитатель, соблюдая несколько требований: точное выполнение движений и приёмов детьми вместе с педагогом, систематичность выполнения, постепенное усложнение.

Комплекс таких игр и упражнений повышает интеллектуальные возможности ребёнка, снимает эмоциональное напряжение и развивает мозг, положительно влияет на развитие речи. Любое позитивное изменение требует комплексного подхода, поэтому работа с детьми не сводится к нейропсихологическим занятиям, они лишь часть общей практики.

Возможности снижения степени функционального напряжения, функционального и аффективного возбуждения оказывается особенно ценным для детей, имеющих трудности в координации движений, тонкой моторики, сложности в регуляции и контроле двигательных функций и поведения, в установлении социально-коммуникативных контактов. Серьезное научное и прикладное значение имеют полученные сведения об эффективности и дополнительных возможностях сконструированной системы интегрированных занятий, включающей нейропсихологические, арт-терапевтические и игровые технологии для коррекции негативных психических состояний у детей старшего дошкольного возраста. Предполагается, что следующим этапом исследования может служить апробация системы мероприятий в других образовательных организациях и с включением дополнительных средств, позволяющих в большей степени оказывать коррегиру- ющее воздействие на ментальные, поведенческие и со- циально-психологические компоненты психических состояний.

Список литературы:

1. Велиева, С. В., Ярабаева Н. Ю. Коррекция негативных психических состояний у детей старшего дошкольного возраста средствами нейропсихологических и арт-терапевтических игровых упражнений // АНИ: педагогика и психология. 2019. №4 (29). С. 7-14.

2. Кувшинова, С. А. Включение нейропсихологических игр и управжнений в работу с дошкольниками // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10. С. 1-2.

3. Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей : нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. - изд. 2-е. - Ростов н/ Д: Феникс, 2019 г. - 32 с.

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Нейропсихологические игрыНейропсихологические игры Нейропсихологические игры - это игры, направленные на развитие всех психических процессов мозга. В первую очередь - внимание. Оно должно.

Мастер-класс «Нейропсихологические игры как способ развития речи у детей с ОВЗ»Мастер-класс «Нейропсихологические игры как способ развития речи у детей с ОВЗ» Нейропсихология – наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С помощью неё мы понимаем, как работает наше внимание,.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологические игры и их влияние на развитие детей
Опубликовано: 28 декабря 2024 в 10:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейропсихологические игры и их влияние на развитие детей» (включая файлы) размещена пользователем Сахненко Анастасия (УИ 3518224) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 марта 2025 пятница
Празднуем день рождения телефонного аппарата!
Бусы на все вкусы
Расцвели в саду тюльпаны!
08 марта 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД