Мария
Мастер-класс «Нейропсихологические игры как способ развития речи у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихология – наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С помощью неё мы понимаем, как работает наше внимание, память, ориентация в пространстве, восприятие окружающего мира и другое. Так нейропсихологи определяют, в каком возрасте, какой уровень развития является нормой. Отстаёт ли малыш от сверстников, есть ли у него трудности в обучении или нет.
Публикация «Мастер-класс „Нейропсихологические игры как способ развития речи у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.
Нейропсихологические упражнения направлены на:
• развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
• развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
• работу над гармоничным взаимодействием полушарий;
• активизацию речи;
• работу над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.
Особое внимание хочу уделить межполушарному взаимодействию.
Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
В норме основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-8,5 лет.
Для проверки развитости связей между полушариями, можно провести несложный тест. Ребенок заведит одну руку за спину, а педагог кисточкой прикосается к любому пальцу (за исключением большого). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.
Для детей с ОВЗ характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации).
Как правило, у детей с косоглазием и амблиопией имеются свои специфические особенности в развитии.
Научно доказано своеобразие монокулярного видения, при котором страдают не только точность, полнота зрительного восприятия, но и наблюдается неспособность глаза выделять часть важнейших пространственных признаков, таких, как точность, местоположение объекта в пространстве, его удаленность, выделение объемных признаков предметов, дифференциация направлений, протяженность маршрута и др.
При косоглазии у детей значительно осложнена фиксация движущихся объектов и взаимодействие с ними, что вызывает в детях чувство неуверенности в себе. При этом их ориентация в пространстве значительно отстает от нормально видящих детей как на уровне предметно-практической деятельности, так и на уровне овладения образами пространства.
Неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность зрительно-пространственной ориентировки предопределяет и общую обедненность предметных представлений, и снижение уровня чувственного опыта детей. При этом мы наблюдаем качественное снижение речевого развития при выполнении заданий на описание объектов реального мира, даже в тех случаях, когда дети с этими объектами находятся практически в постоянном контакте.
Значительный отрыв от нормально видящих, у детей с косоглазием и амблиопией наблюдается при овладении действиями с предметом, ручными умениями, навыками самообслуживания, адаптации к окружающей действительности. Трудности возникают и в овладении предметно-практическими действиями, когда необходим точный зрительный контроль, основанный на процессах фиксации, локализации, прослеживании конкретных действий, выделении таких их сторон, как сопряженное действие двух рук, руки и глаза, орудия труда и действие рук, то есть там, где необходимо наличие бинокулярного зрения.
Одним из направлений для развития вышеуказанных функций и навыков является межполушарное взаимодействие. Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей. Необходимо лишь подобрать оптимальный комплекс упражнений, направленный на решение той или иной задачи.
Упражнения можно и нужно выполнять ежедневно в первой половине дня как в ходе образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Основным требованием при выполнении упражнений является точность выполнения специальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накопительный эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Для оборудования игр подойдут различные материалы и пособия, обладающие различными осязательными качествами и свойствами: камешки Марблс, верёвочки, счётные палочки, пластилин и др.
Практическая часть. Примеры игр.
«Кольцо»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с другими последовательно. Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками. Если ребенку трудно сразу двумя, то можно сначала правой, потом левой, а потом соединить.
«Кулак – ребро – ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз.
«Класс-зайчик»
Ребенок левой рукой показывает «класс», а правой – «зайчика». одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.
«Ухо-нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, а затем поменять положение рук.
«Дорожки»
Вести пальцами обеих рук по дорожкам одновременно.
Обводить картинку по контуру сразу двумя руками.
Раскрашивать картинку двумя руками.
Рисуем человечка: одной рукой из кружочков, второй – из прямоугольников.