Папки-передвижки

Нейроподход в работе учителя-логопеда

Нуштаева Галина
Нейроподход в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у детей – логопатов

Учитель –логопед : Нуштаева Галина Александровна д/с №16 «Дюймовочка»

Речь как высшая психическая функция имеет динамическую мозговую организацию. Нейропсихологический подход к коррекции речевых нарушений позволяет определить связь речевых расстройств с конкретными корковыми зонами, вскрыть механизмы нарушений, тем самым позволяя более качественно и комплексно проводить логопедическую работу

Темочки:

Часто причины проблем кроются в наличие повреждений центральной нервной системы, возникающими в перинатальный период, в случае патологии родов и во время развития нервной системы в течение первых месяцев жизни ребёнка. Ребенок с задержкой речевого развития часто имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, отставание в расширении словарного и лексического запаса, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики.

Системный подход к коррекции становления речи ребенка диктует необходимость подключения в логопедическую работу смежных методов. Межпредметные связи в современной логопедии с нейропсихологией, педагогикой, нейрофизиологией, возрастной психологией и другими, помогают расширить рамки воздействия, оказываемого на речевое и психическое развитие ребенка. Они способствуют оптимальному выбору метода коррекции и предупреждению речевых нарушений, что положительно отражается на дальнейшем обучении ребенка, и успешности в будущей жизни.

Нейропсихология дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма. «Нейропсихологический аспект рассмотрения нарушений речевого развития позволяет дифференцированно подойти не только к структуре дефекта при разных формах расстройств речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают» (Т. Г. Визель).

Значимость нейропсихологического подхода состоит в том, что он является здоровьесберегающей, и что важно для детской популяции, игровой технологией. Его продуктивность, в том числе и в работе логопеда, не раз была доказана научными и практическими трудами.

Речь как и любая другая ВПФ осуществляется при участии трех основных

блоков головного мозга:

1. Энергетический блок.

2. Блок приема, переработки и хранения информации.

3. Блок программирования, регуляции и контроля.

Первый блок, имея ретикулярную структуру, осуществляет контроль коры и регуляция ею низлежащих структур, в том числе тех, которые участвуют в выполнении корковых программ. Как указывает А. Р. Лурия, энергетический блок мозга имеет три основных источника обеспечения.

Первый источник — это происходящие в

организме обменные процессы. Они тесно связаны с дыханием,

пищеварением, белковым обменом и т. д., а также с инстинктами, безусловными рефлексами и половым поведением.

Второй источник — это результат влияния на организм стимулов

внешнего мира, приводящих к появлению ориентировочного

рефлекса.

Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга:

- истощаемость, утомляемость, вялость;

- эмоциональная неуравновешенность;

- аллергии у ребенка;

- часто болеющие дети;

- гипо/гипертонус;

- дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;

- движение языком во время письма (другие синкинезии);

- вычурные позы;

- дизартрии, дисграфии;

- сужение полей зрения и др.

Второй блок квалифицируется как накопительная, осуществляющая прием, переработку и хранение информации. В «заднем мозге» расположены

концы всех анализаторов, т. е. в нем оканчиваются проводящие пути, ведущие от рецепторов в кору мозга.

В связи с этим первичная информация об окружающем мире (на уровне ощущений) поступает именно в него. Более высоко организованные структуры мозга ее перерабатывают и хранят. Отсюда и название —

накопительный блок.

Признаки несформированности 2 блока:

- несформированность пространственных представлений (например, у школьников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек ит. п.);

- несформированность сенсо-моторных координаций (например, согласованные глаз и действия рук и т. п.);

- неловкость, однотипность движений.

Среди признаков нарушения взаимодействия полушарий отмечается

следующее:

• ребенок не ползает, с большим трудом начинает ходить,

• чтение и письмо также дается нелегко,

• зрительное и слуховое восприятие информации затруднено;

• в памяти не закрепляются приобретенные навыки и умения, что ведет к обратной динамике.

Из вышеизложенного очевидно, что для успешной коррекции речевых

нарушений необходимо использование нейропсихологических методов и

приемов, так как они подготавливают основу для дальнейшей работы

логопеда.

Применение нейропсихологического подхода в логопедической работе

осуществляется в рамках направлений, классифицирующих по типу и очагу поражения мозговых структур. Внутри каждого направления выделяются этапы коррекционных комплексов в модели «от простого к сложному».

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Фотоотчет «Использование игр с кинетическим песком в работе учителя-логопеда»Фотоотчет «Использование игр с кинетическим песком в работе учителя-логопеда» Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. В наше время придумали.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейроподход в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 6 декабря 2024 в 10:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейроподход в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Нуштаева Галина (УИ 3509295) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД