Нуштаева Галина
Нейроподход в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у детей – логопатов
Учитель –логопед : Нуштаева Галина Александровна д/с №16 «Дюймовочка»
Речь как высшая психическая функция имеет динамическую мозговую организацию. Нейропсихологический подход к коррекции речевых нарушений позволяет определить связь речевых расстройств с конкретными корковыми зонами, вскрыть механизмы нарушений, тем самым позволяя более качественно и комплексно проводить логопедическую работу
Темочки:
Часто причины проблем кроются в наличие повреждений центральной нервной системы, возникающими в перинатальный период, в случае патологии родов и во время развития нервной системы в течение первых месяцев жизни ребёнка. Ребенок с задержкой речевого развития часто имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, отставание в расширении словарного и лексического запаса, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики.
Системный подход к коррекции становления речи ребенка диктует необходимость подключения в логопедическую работу смежных методов. Межпредметные связи в современной логопедии с нейропсихологией, педагогикой, нейрофизиологией, возрастной психологией и другими, помогают расширить рамки воздействия, оказываемого на речевое и психическое развитие ребенка. Они способствуют оптимальному выбору метода коррекции и предупреждению речевых нарушений, что положительно отражается на дальнейшем обучении ребенка, и успешности в будущей жизни.
Нейропсихология дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма. «Нейропсихологический аспект рассмотрения нарушений речевого развития позволяет дифференцированно подойти не только к структуре дефекта при разных формах расстройств речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают» (Т. Г. Визель).
Значимость нейропсихологического подхода состоит в том, что он является здоровьесберегающей, и что важно для детской популяции, игровой технологией. Его продуктивность, в том числе и в работе логопеда, не раз была доказана научными и практическими трудами.
Речь как и любая другая ВПФ осуществляется при участии трех основных
блоков головного мозга:
1. Энергетический блок.
2. Блок приема, переработки и хранения информации.
3. Блок программирования, регуляции и контроля.
Первый блок, имея ретикулярную структуру, осуществляет контроль коры и регуляция ею низлежащих структур, в том числе тех, которые участвуют в выполнении корковых программ. Как указывает А. Р. Лурия, энергетический блок мозга имеет три основных источника обеспечения.
Первый источник — это происходящие в
организме обменные процессы. Они тесно связаны с дыханием,
пищеварением, белковым обменом и т. д., а также с инстинктами, безусловными рефлексами и половым поведением.
Второй источник — это результат влияния на организм стимулов
внешнего мира, приводящих к появлению ориентировочного
рефлекса.
Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга:
- истощаемость, утомляемость, вялость;
- эмоциональная неуравновешенность;
- аллергии у ребенка;
- часто болеющие дети;
- гипо/гипертонус;
- дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;
- движение языком во время письма (другие синкинезии);
- вычурные позы;
- дизартрии, дисграфии;
- сужение полей зрения и др.
Второй блок квалифицируется как накопительная, осуществляющая прием, переработку и хранение информации. В «заднем мозге» расположены
концы всех анализаторов, т. е. в нем оканчиваются проводящие пути, ведущие от рецепторов в кору мозга.
В связи с этим первичная информация об окружающем мире (на уровне ощущений) поступает именно в него. Более высоко организованные структуры мозга ее перерабатывают и хранят. Отсюда и название —
накопительный блок.
Признаки несформированности 2 блока:
- несформированность пространственных представлений (например, у школьников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек ит. п.);
- несформированность сенсо-моторных координаций (например, согласованные глаз и действия рук и т. п.);
- неловкость, однотипность движений.
Среди признаков нарушения взаимодействия полушарий отмечается
следующее:
• ребенок не ползает, с большим трудом начинает ходить,
• чтение и письмо также дается нелегко,
• зрительное и слуховое восприятие информации затруднено;
• в памяти не закрепляются приобретенные навыки и умения, что ведет к обратной динамике.
Из вышеизложенного очевидно, что для успешной коррекции речевых
нарушений необходимо использование нейропсихологических методов и
приемов, так как они подготавливают основу для дальнейшей работы
логопеда.
Применение нейропсихологического подхода в логопедической работе
осуществляется в рамках направлений, классифицирующих по типу и очагу поражения мозговых структур. Внутри каждого направления выделяются этапы коррекционных комплексов в модели «от простого к сложному».