Ольга Смирнова
Проект «Наш лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой.
Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Ребенок воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей должен быть интегрированным.
Обострение экологической проблемы в деревне и в целом по стране, диктует необходимость просветительной работы по формированию у населения экологического сознания и культуры.
Информационная карта проекта
1. Название проекта: «Наш лес».
Публикация «Проект „Наш лес“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
2. Автор проекта: Смирнова Ольга Анатолиевна. Воспитатель
3. Вид, тип проекта: Среднесрочный, Информационный, деятельностный,-социально-культурно-ценностный.
4. Место проведения:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 29
5. Сроки проведения: сентябрь-ноябрь 2014 г
6. Участники проекта: воспитатель изостудии и инструктор по физической культуре, Смирнова О. А., дети старшей, логопедической, средней групп, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
7. Возраст детей: 4- 7 лет
8. Форма проведения: коллективный проект.
9. Масштаб: 35 детей,
Обоснование
Из наблюдений на прогулке выявлен интерес у детей к деревьям и совместно с детьми решили создать лес, деревья различной конструкции, в разных техниках.
Во время анализа детских компетентностей, был отмечен недостаточный уровень в развитии творческой инициативы, творческого самовыражения детей в разных видах деятельности.
Наблюдая с детьми за деревьями увидела проблему: не умеют различать, узнавать по внешнему виду (коре, листьям, плодам, цветам, затрудняются называть основные части дерева (корень, ствол, ветви, листья). Недостаточно знают распространенные деревья данной местности.
Решили совместно с ребятами и их родителями, узнать больше про лес. Продумали совместную деятельность взрослых и детей. Деятельность, направленную на расширение знаний о лесе, который окружает нашу деревню Лесная. Для сохранения лесных богатств, развития экологической культуры и природоохранного сознания разработали проект «Наш лес», который реализован в основном через ручной труд - любимую деятельность детей.
Проблема
Недостаточная информационная компетентность детей, недостаточное понимание взаимосвязей, природы и человека. Не все дети могут самостоятельно использовать предложенный материал, не могут воплотить творческие замыслы в предметном и сюжетном изображении.
Цель.
Формирование целостной картины мира, взаимосвязи природы и человека Формирование информационной и других компетентностей.
Создание условий для творческой инициативы и творческого самовыражения детей при конструировании деревьев и использование различных техник в лепке
и рисовании. Создание условий для творческой инициативы и творческого самовыражения детей в различных областях
Развивающие задачи
• Формирование взаимосвязи природы и человека
• Формирование у детей предпосылок экологического сознания.
• Стимулировать самостоятельный выбор детьми создания вариантов конструкций, изображений, поощрять желание экспериментировать с изобразительным материалом, открывать и узнавать новые способы крепления, изготовления конструкций
• Побуждать при создании изображения проявлять элементы воображения, фантазии
• Содействовать овладению универсальными предпосылками учебной деятельности (работать по правилу и по образцам, слушать и выполнять его инструкции)
Образовательные задачи
• Знакомить детей с названиями деревьев в наших Новгородских лесах. Рябина, Береза, Тополь Ель, Дуб, Клен, Вяз, Каштан, Ива
• Развитие творческих способностей детей - поощрение желания
использовать накопленный опыт в практической деятельности.
• Приобщать детей к восприятию богатства естественных цветов и оттенков, фактуры и форм природного, бросового материала, учить дополнять поделки деталями для создания выразительного образа
• Содействовать расширению тематики детских работ в согласовании с содержанием других образовательных областей, использованию природного материала в спортивных играх.
Воспитательные задачи
• Воспитывать у детей личностную позицию грамотного поведения в лесу, бережного отношения к богатству леса, активность, направленную на охрану леса и его обитателей, понимание ответственности.
• Воспитывать активную позицию, желание участвовать в конкурсах, ориентировать детей на создание работ для определенной, периодически сменяющейся экспозиции.
Взаимодействие с родителями
• Укрепление детско-родительских отношений посредством организации совместной практической деятельности в ходе реализации проекта
• Активное участие родителей в проектной деятельности
Создание условий
Создана развивающая среда изостудии учреждения. Детям предоставлен выбор способов изображения, изобразительный, природный, бросовый материал, что для него интересно и значимо. Большой выбор вариантов образцов, техники исполнения. Созданы условия для коллективного творчества и сотворчество с педагогом.
Ожидаемые результаты
- Понимание роли деревьев в жизни человека и влияние на его здоровье.
-Повышение самооценки детей, информационной, деятельностной и других детских компетентностей.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность.
- Умение детей работать с различными изобразительными материалами и в разных техниках.
- Совершенствование специфических для изобразительной деятельности навыков и умений детей
- Использование продуктов деятельности детей для самостоятельного обучения, игры для украшения интерьера ДОУ, выставок, для участия в конкурсах
-Повысился уровень творческого воображения
Трансляция проекта
- Выставки рисунков, макета «Наш Лес»,
- презентация достижений каждого ребенка, участвовавшего в проекте, в детском саду для детей, родителей,
- Участие в конкурсах.
- Проведение спортивно-музыкальных досугов по проекту, в средней, старшей и логопедической группе.
Трансляция опыта
- Презентация результатов проекта:
- Знакомство с идеями опыта на методическом объединении воспитателей района;
- Открытые мероприятия (консультации, мастер- классы) для родителей и педагогов.
Дальнейшее развитие проекта
Использование проекта в ознакомлении с другими экосистемами.
Методическое сопровождение
Информационная подборка о лесе, подборка иллюстраций, раскрасок о лесе его обитателях, подбор художественной литературы о лесе, подборка загадок о лесе и его обитателях, набор дидактических, спортивных игр, аудиотека: музыкальное сопровождение, консультационный материал для родителей.
Стратегия и механизмы реализации
Реализация проекта осуществляется в течение трех учебных месяцев и представляет собой:
1. Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме. Изучение и переработка практического материала в изучаемых публикациях.
2. Создание творческой группы (воспитатель, музыкальный руководитель) для разработки различных методических рекомендаций, материалов для консультации с родителями.
3Первоначальная диагностика детей и опрос родителей по проблеме.
4. Составление перспективного плана, конспектов.
5. Проведение серии занятий по изотворчеству, физической культуре, экскурсии.
6. Обогащение условий в предметно-развивающей среде изостудии, спортзала, группы
7. Совместные формы работы с родителями.
Реализацию проекта осуществляют дети под руководством педагога и с помощью родителей.
Средства:
- Познавательная литература;
- Художественные и изобразительные средства: бумага для оформления консультации, сценария, альбома, рисунков; фломастеры, краски, гуашь, бросовый, природный материал, проволока, деревянная основа для макета
План проведения проекта:
Экскурсии: по улицам деревне Лесная, по территории ДОУ – где мы можем понаблюдать все деревья, которые растут в нашем лесу.
«Знакомство с деревьями нашего леса».
Наблюдения: «За деревьями - сравнивать листья деревьев, ветки, стволы»,
«За птицами»
Экологическая тропа: «Березовая аллея», «Тополиная аллея».
Беседы:
«Чем помочь лесу», «Кто охраняет лес», «Самый страшный враг леса - пожары, находясь в лесу, соблюдайте правила пожарной безопасности!», «Жизнь леса в Новгородской области.», «В лесу, как в большом доме, несколько "этажей", и каждый из них заселен своими жильцами.»
«Жизнь водоемов и болот», «Какие деревья в Новгородских леса произрастают», «Строение дерева», «Для чего нужны деревья, польза от деревьев»
«6 правил как сохранить лес»
1соблюдайте правила пожарной безопасности
2 нельзя вырубать лес
3 не оставляйте мусор в лесу
4 нельзя заниматься браконьерством
5 надо любить и беречь природу
6 надо сажать деревья.
Акция: «Посадим Елочку» - знакомство с лесником и совместная посадка деревьев (приглашение лесника в МАДОУ с саженцами).
Чтение художественной литературы:
"Лесная газета" Виталия Бианки. Удивительные, всегда неожиданные,
полные маленьких открытий рассказы Михаила Пришвина «Журка»,
«Разговор птиц и зверей», «В краю дедушки Мазая», «Лесной хозяин»,
«Лисичкин хлеб», Н. Рубцов. «Про зайца»,
«Рассказы о деревьях» По материалам Козловой Т. А. и Сивоглазовой В. И.
Просмотр слайдов: «Наш лес», «Что нам дает природа», просмотр видео сюжетов о природе, о животных нашего леса с использованием интернета – учитывать желание детей, просмотр мультфильма «Лоракс» где мальчик спасает последнее семечко дерева.
Игры: «Назови, напиши - Листья деревьев.», «Чей листик», «Кто где живет»
Музыкальное сопровождение аудиотека: «Времена года», «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д., консультационный материал для родителей.
Индивидуальные беседы: «Доктор леса дятел», «осторожно в лесу опасность», «Я защитник леса», «В лесу пожар, браконьеры, засуха, животные голодают – как помочь».
Продуктивная деятельность: Конструирование деревьев, кустов, цветов, ягод из пластика, кусочков диска, проволоки, паеток, пластилина. Рисование деревьев и листьев - пластилином, красками, карандашами, фломастерами по образцу и самостоятельно, Лепка животных, птиц,
Создание макета «Наш Лес».
Опыты: «Как меняется лес через цветные стеклышки (стекла от детских очков, «превращение пластилина (смешивание различных цветов)»
Сотрудничество с родителями:
- сбор интересной информации о лесе;
- домашние задания: подобрать проволоку, бросовый материал, природный материал (шишки еловые, сосновые).
- Проекты о деревьях, растущих в наших Новгородских лесах. Рябина, Береза, Тополь Ель, Дуб, Клен, Вяз, Каштан, Ива.
- Стенгазеты: Берегите - «Наш лес»
- совместная продуктивная деятельность;
- Консультации для родителей: «Как сделать дерево», «Экологические игры с детьми на прогулке»
- изготовление папки- передвижки с образцами.
Презентация:
- выставка детских работ;
- выставка макета «Наш лес»;
- индивидуальные листы достижений детей;
- проведение совместной экскурсии в ближайший лес;
- совместная трудовая деятельность по посадке саженцев;
- проведение спортивных досугов «Путешествие в лес».