Алла Бояринова
Научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития экологического образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников (доклад).
2-ой слайд
«Зеленая волна» дошла и до России: в последнее время в нашей стране образовываются многочисленные компании и инициативы, направленные на улучшение экологической ситуации. Исключением не стали и дошкольные образовательные учреждения: педагоги и воспитатели всерьез озаботились защитой окружающей среды, и даже в детских садах начали появляться отдельные проекты по экологическому воспитанию.
Публикация «Научно-практическая конференция „Современное состояние и перспективы развития экологического образования“» размещена в разделах
3-ий слайд
Задачи экологического воспитания:
1. Понимание человеком самоценности природы.
2. Осознание себя как части природы.
3. Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
4. Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе.
5. Воспитание активной жизненной позиции.
6. Обучение азам экологической безопасности.
7. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
8. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить. Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение экологической ситуации обусловило сегодня всевозрастающее внимание к вопросам экологического воспитания детей. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что являются основой процесса экологического воспитания.
Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объективам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
4-ый слайд
Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским ученым Б. Коммонером:
-все связано со всем;
-все куда-нибудь девается;
-все что-нибудь да стоит;
-природа знает лучше.
Реализация программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в стандарте, осуществляется через особые структурные единицы-образовательные области, которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей». Рассмотрим, каким образом система экологического воспитания детей может быть реализована на практике через обозначенные в ФГОС ДО образовательные области.
По развитию речи (цикл занятий):
1). «Описание картины»- а).составить рассказ,на котором изображены различные сезоны;
б). описание дерева и др.
2). По серии картинок составить рассказ:
например а). «Из жизни птиц»;
б). “Закончи предложение”.
(Листья на деревьях пожелтели, потому что…;
Люди на улице раскрыли зонты, так как)и др.
в). «Как животные готовятся к зиме» и др.
Дети интенсивно расширяют словарный запас через рассматривание объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств.
Рассматривание картин на которых изображены животные, дети развивают монологическую речь, учатся понимать вопросы и точно отвечать на них. Выстраивается логическая последовательность природных явлений и их соблюдений (пример: зачем подкармливать птиц? и др.).
Социально-коммуникативное развитие – детей осуществляется путём формирования у детей моральных и нравственных ценностей.
Лично я делаю упор на воспитание ответственности в отношении животных, растений, оказание помощи слабым. С этой целью, ежегодно организуются акции:
1). «Покорми птиц»- в которой участвуют дети и родители 2).Экологические праздники: «День земли»; «Братья наши меньшие» и др.
5-ый слайд
Позновательное развитие.
В области экологического воспитания осуществляется не только в форме:-бесед,
- рассказов,
- чтения литературы, т. е. на базе теоретических знаний, но и в процессе практической деятельности детей:
-опыты;
-исследования;
-проекты;
-изготовление тематических альбомов (летбуков);
-папок;
-календарей;
-уход в экологической комнате;
-огород;
-в цветнике;
-экскурсии по экологической тропе.
6-ый слайд
Художественно –эстетическое развитие детей в экологии.
Это развитие художественно-эстетических эталонов в процессе продуктивной деятельности, т. е. :
- рисование различных сезонов;
-рассматривание картин русских художников;
- организация выставок (знакомство с пейзажной живописью);
- сопровождение занятий классической музыкой: «Времена года- А. Вивальди, П. И. Чайковского; «Вальс цветов» П. И. Чайковского; «Ночная серенада»В. А. Моцарт и др.
Физическое развитие.
На занятиях по физической культуре, дети узнают о повадках животных:
-пошли как мишки;
-побежали как мышки;
-идём как пингвины;
-полетели как бабочки и т. д.
Регулярно используются сюжетные занятия, в процессе которых дети знакомятся с особенностями поведения животных, решают элементарные экологические задачи "Очистим "озеро" от мусора", "Уберем камни из русла реки, ручейка", знакомятся с состоянием природы в различные сезоны, узнают о животных Красной книги:
-«Прогулка в зимний лес»;
-«Путешествие в Антарктиду»; и т. д.
7-ый слайд
Для эффективности организации экологического воспитания детей, организована необходимая предметно-пространственная среда. Имеется:
-отдельная комната- экологический центр,который включает в себя:
- комнатные растения, их паспорта с графическим изображением способов ухода, частотой полива, способом размножения, светолюбивостью;
- перечень растений для каждого возраста детей определен учебной программой;
-здесь находятся инструменты для рыхления почвы, пересадки, черенкования, опрыскивания и полива растений;
- для работы дошкольников приобретаются фартуки.
В процессе работы в комнатном цветнике дети ведут наблюдение за ростом цветов, делают простейшие выводы и заключения по поводу процесса формирования растения, определяют решающие факторы в изменении высоты, формы, цвета листьев, образовании бутонов.
Рядом расположены мини-огород с посадками лука, петрушки, укропа. Наблюдая за развитием иростом посадок дошкольники знакомятся с их полезными свойствами, способом употребления и набором витаминов.
В экологическом центре располагается живой уголок с представителями фауны: хомячок, морская свинка, попугай, рыбки. В задачи малышей входит каждодневный уход за своими питомцами. Ребята понимают, что без их заботы обитатели уголка могут погибнуть. Между тем, вместе с ними в группе весело и уютно. Занятие-игра с домашними животными учит дошкольников и школьников сопереживанию, трепетному отношению к ним, наблюдательности за тем, как питомцы растут и ухаживают за собой.
Познавательно-практический центр в экологической комнате предполагает элементы исследовательской деятельности в понятии «экологическое воспитание», это:
- мини-лаборатория для игр и работы с детьми по разработке собственных проектов, гипотез, открытий.
Оснащён такой центр:
-микроскопом,
- зеркалами,
- колбами,
-жидкостями для смешения,
- линзами.
Изучая под увеличительным стеклом листочек, зернышко, пушинку, ребята знакомятся со структурой объекта, его плотностью, цветовой гаммой.
Это хороший способ, используя возможности игры, воспитывать усидчивость, наблюдательность, развивать аналитические способности дошкольников и школьников. Кроме того, дети имеют возможность рассмотреть загрязненный снег, воду и т. п. Понять, что этого не должно быть и все зависит только от нас, людей.
8-ый слайд
На участке д\с разбит цветник с растениями имеющие разные стадиицветения-это :
_Петуния;
- Флоксы;
-Бархатцы;
-Астры;
-Гвоздика Турецкая;
-Космея и др.
Здесь дети получают первые навыки ухода за растениями (полив,рыхление,прополка). Узнают что бываю растения светолюбивые, тенелюбивые, которые надо чаще поливать, или наоборот реже, с цветами и без.
Кроме того работа в цветнике позволяет наблюдать сезонные изменения в жизни растений (увядание, опыление, цветение, появление семян).
У нас имеется на территории д/с- огород. На котором каждая группа имеет свою грядку, где посажены растении в соответствии с возрастными особенностями детей. Для более младших- растения с крупными семенами (бобы,фасоль,свёкла, репа и др., а для более старших- мелкие семена (морковь, укроп, капуста, перец, и т. д.).
Используются дидактические и подвижные игры :
- «Узнай по описанию (овощи и фрукты)» ;
- «Что за чудо, эта грядка!»;
-«Подбери к деревьям листочки»;
-«Очисти водоём и землю от мусора»;
-«Кому нужна вода» и т. д.
9-ый слайд
Прогулки по экологической тропе д/с дают возможность сезонных наблюдений в природе, воспитание основ экологической культуры, правил поведения в природе, понимание взаимодействий, выстраивание экологических цепочек (например : дерево-гусеница-синичка-ястреб;
земля-черви-жуки-ёжик и т. д.).
10-ый слайд
Полноценное экологическое воспитание детей не возможно без участия родителей. Поэтому с родителями проводится множество мероприятий;
-собрания;
-семинары;
-трудовые десанты в природе;
-участие в акциях;
-экологических проектах;
-конкурсах;
-выставках;
-экологических праздниках, викторинах,развлечениях.
У нас были проведены такие мероприятия:
-выставка-акция "Превратим мусор в нужное и полезное";
-выставка-конкурс кормушек;
-эколого-трудовой десант;
-зеленый патруль «В гостях у малышей».
11-ый слайд
Особо удались такое мероприятие как :
- акция «Аллея выпускника», суть которой заключалась в том, чтобы каждый выпускник со своими родителями помогли озеленению территории вокруг детского сада (надо отметить, что наш детский сад достаточно молод и находится в одном из новых районов, где крайне мало зелени);
- акция «Домик для младших питомцев»(изготовление скворечников»;
-сбор макулатуры. Детям объяснялось, что они не просто собирают бумагу, а сохраняют жизнь деревьям;
- Проект «Охрана природы: «Растение не может без света!".
12-ый слайд
Цель экологического образования - формирование человека способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Таким образом, я рассматриваю экологическое воспитание детей как возможность познакомить детей с родной природой, узнать полюбить ее, понять, что человек - тоже часть природы. И от взаимодействия человека с природой зависит его собственная дальнейшая жизнь. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. И если это удается, я вижу, что кто-то сам, без напоминаний полил цветы, рассказал, что с папой вместе посадили дерево около подъезда, взяли домой бездомного котенка, я понимаю, что постепенно иду к своей цели воспитания экологически грамотного человека.
.