Софья Райчева
Научно-исследовательский проект «Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия»
▼ Скачать + Заказать документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ГОРОД ПОКАЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Конкурс
учебно-исследовательских и творческих работ
«Юность в науке»
Направление: социально – гуманитарные и экономические науки
Секция: наука в масс-медиа
Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия
Автор: Райчева Софья Алексеевна,
ученица 5 «А» класса
Научный руководитель :
Абучова Майрам Мамедгасановна
Публикация «Научно-исследовательский проект „Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия“» размещена в разделах
учитель русского языка и литературы
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация…. …. 3
2. План исследования…. …. …. 5
3. Описание работы. …. ….…. 7
3.1. Теоретическая часть. …. …. 7
- понятие близорукости…. …. 7
- причины появления близорукости …. …. 8
3.2. Учебно-исследовательская работа …. …. 8
- из-за чего у меня падает зрение…. ….8
- тест для слушателей…. 10
- сколько нас: близорукие ученики СОШ №4…10
- близорукость и успеваемость…. …11
3.3. Заключение….11
3.4. Список используемой литературы и интернет ресурсы…. 12
4. Приложение….I-V
-
Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия
Райчева Софья Алексеевна
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город Покачи
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
5 «А» класс
1. Аннотация
Человеческий глаз - это орган, созданный для восприятия света. Это самый ценный и удивительный дар природы. В глазах отражается всё, что мы чувствуем: радость и страдание, равнодушие, любовь и ненависть. Глаз - очень чувствительный и ранимый орган. Не секрет, что зрение людей становится всё хуже и хуже. Большинство из нас просто злоупотребляют своими глазами, не дают им никакого отдыха, пренебрегают ими, совсем забывая, что работа глаз во время бодрствования не прекращается ни на секунду и что всё воспринимаемое ими передаётся для осмысления мозгу. Установлено, что проблемы со зрением наблюдаются у 30% жителей планеты. По данным Всемирной Организации Здравоохранения в мире 45 млн. человек лишены зрения и ещё 135 млн. страдают различными дефектами зрения. По прогнозам к 2020 г, число слепых людей на планете увеличится до 75 млн. человек, а слабовидящих до – 200 млн. человек. Каждую минуту в мире слепнет один ребёнок, каждые пять секунд – взрослый. У меня возник вопрос: что надо знать и уметь, чтобы не лишать себя возможности полноценно воспринимать окружающий мир?
Актуальность проекта. В научной конференции я участвую третий раз. В каждом проекте я пытаюсь изучить себя. В первом, я рассматривала феномен человека - левши, во втором – причины появления у меня веснушек. Сейчас я попытаюсь выяснить почему, снимая очки, я плохо вижу. У меня близорукость, поэтому окружающий мир предстает передо мной в размытом виде. А ведь еще в детском саду, я обращала внимание на детей в очках. Почему они их надевают? Я была уверена, что очки носят только пожилые люди. Мои стереотипы разрушились во втором классе, когда проблема коснулась меня лично. Постепенно меня и у многих моих друзей стало ухудшаться зрение, мы стали чаще обращаться к окулисту и надели очки. Посмотрите вокруг, с каждым годом нас, близоруких, становится все больше и больше. Согласно статистике, которую ведут специалисты покачевской городской больницы, за последние пять лет количество заболевших школьников увеличилось вдвое. Мне стало интересно, почему же мы теряем зоркость? Как сохранить зрение? И только ли компьютеры виновники этой проблемы?
Идея проекта. Среди моих сверстников бытует мнение, что только отличники и «заучки» имеют плохое зрение и носят очки. Многие считают, что дети становятся слабовидящими из-за того, что много читают и работают с компьютером. У меня возникла идея, узнать, так ли это на самом деле.
Я учусь в школе на одни пятерки, но не согласна, что слабое зрение у меня из - за школьных нагрузок, и поэтому цель моего проекта : опровергнуть сложившееся мнение о том, что в очках ходят только отличники
Задачи:
1. Изучить научную литературу по теме с целью узнать, что такое близорукость;
2. Выяснить, каковы основные причины появления близорукости;
3. Провести анкетирование среди всех учеников нашей школы, с целью выяснить сколько учеников страдают этим заболеванием и как они учатся.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты;
5. Дать моим одноклассникам рекомендации по сохранению зрения.
Методы и приемы исследования: изучение литературы по теме; проведение учебно-опытной работы; тестирование; опрос и эксперимент.
Объект исследования: ученики школы с диагнозом миопия.
Предмет исследования: влияние школьных учебных нагрузок на проблемы со зрением.
Теоретическая значимость исследования в том, что его результаты позволяют опровергнуть бытующее мнение о том, что только отличники являются слабовидящими, так как много времени проводят за учебниками и компьютером.
Практическое значение моего проекта состоит в том, что учителя на уроках станут проводить офтальмологические физминутки; учащиеся станут бережнее относиться к своему здоровью и беречь зрение.
Новизна проекта состоит в том, чтобы помочь учащимся осознать ценность сохранения здоровья глаз.
Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия
Райчева Софья Алексеевна
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город Покачи
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
5 «А» класс
2. План исследования
Проблема: только ли отличники имеют проблемы со зрением?
Гипотеза: близорукостью болеют не только отличники, и не только из-за просмотра компьютера и использования гаджетов ухудшается наше зрение.
Работая над проектом, я решила придерживаться следующего плана:
1. Изучить научно –популярную литературу и информацию по теме.
2. Узнать причины моей близорукости.
3. Провести анкетирование среди детей СОШ №4 с целью выявления детей с миопией и выяснения их уровня обучения в школе.
4. Посетить врача-офтальмолога.
5. Доказать, что близорукость - не болезнь отличников.
6. Составить памятку для детей «Как сохранить зрение?»
7. Вместе с учителем ввести в практику проведение на уроке офтальмологических пятиминуток.
8. Составить картотеку комплекса гимнастики для глаз.
9. Обобщить и проанализировать полученные данные.
10. Представить исследовательскую работу на научной конференции.
Библиография
1. Аветисов Э. С. «Близорукость». – М. ; Медицина, 2001 г.
2. Анисимова Н. А. «Физкультура при близорукости».-М. :Медицинская литература, 2000 г.
3. Мазанова Е. В. «Коррекция оптической дисграфии». – М. ; Книга, 2007.
Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия
Райчева Софья Алексеевна
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город Покачи
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
5 «А» класс
3. Описание работы
3.1. Теоретическая часть
Понятие близорукости.
Прежде чем разбираться в причинах близорукости, я определила, что это за болезнь. По-научному, она называется миопией. Это такой дефект зрения, при котором изображение фокусируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Такие изменения происходят из-за растяжения плотной оболочки глазного яблока в среднее-заднем направлении. Глаз, вместо шаровидной, приобретает форму эллипсоида, становится похожим на куриное яйцо. Деформация органов зрения не происходит сиюминутно - это сложный и длительный процесс.
Приобретая такой дефект, мы стремимся все приблизить к глазам. Отсюда и такое название болезни - мы четко видим только на расстоянии вытянутой руки.
Причины появления близорукости.
Тогда почему форма глаз одних детей изменяется, а других нет? Чтобы ответить на этот вопрос, я изучила научную литературу. Из научных статей я узнала, что это происходит в трех случаях. В первом – это результат наследственности. Близорукость передается от родителя - организм новорожденного как бы «запрограммирован» на избыточное удлинение глазного яблока, что проявляется в школьном возрасте. Известно, если отец и мать близоруки, то в 70 случаях из ста их ребенок будет иметь минусовое зрение. Если один из родителей близорук, то, по статистике, 30% детей уже в раннем возрасте имеют риск заболевания миопией. Причем чаще "жертвами" болезни становятся девочки. Вторая причина – врожденная. Нарушение происходит, когда ребенок находится еще в утробе матери. Оно связано с патологическими процессами, происходящими в её организме. Например, преждевременными родами. И третья, пожалуй, самая непредсказуемая - ее появление во многом зависит от нас самих. Называется она приобретенной. Острота зрения у ребенка нарушается, когда у него повышена зрительная нагрузка, несбалансированное питание или он не соблюдает гигиену глаз.
По данным офтальмологов именно третья причина доминирует над всеми остальными. И в зоне риска как раз находятся дети моего возраста. Так как в периоде между семью и пятнадцатью годами возрастает нагрузка на формирующийся глазной аппарат: это и растущие школьные минимумы, и увеличение времяпровождения за компьютером, и некачественное питание. Подростки злоупотребляют фастфудами и прочей "нехорошей" едой.
Развивается болезнь у детей следующим образом :
• ухудшается зрение вдаль;
• контуры предметов становятся размытыми;
• окружающий мир, буквально, сливается;
• но … сохранятся хорошее зрение вблизи;
Этим – то детская болезнь и отличается от недуга бабушек и дедушек – дальнозоркости. Пожилые люди видят хорошо только вдаль, и у них это закономерный процесс - в результате возрастных изменений в организме. Тогда как школьники могут "справиться" с близорукостью и в большинстве случаев процесс ухудшения зрения можно не только избежать, но и повернуть процесс вспять. Главное - вовремя выяснить причину.
3.2. Учебно - исследовательская работа
Из-за чего у меня падает зрение.
Я решила выяснить, откуда же у меня появился этот недуг? В первую очередь я отправилась к педиатру уточнить, не было ли у меня родовых травм, которые смогли бы спровоцировать развитие миопии. Наш педиатр, Гульмира Таибовна Мутаева, просмотрев карточку, отметила - я появилась на свет здоровым ребенком и никаких отклонений у меня при рождении не было. Таким образом первая причина, врожденная, не подтвердилась.
Возможно, близорукость передалась мне по наследству? Чтобы выяснить, так ли это, я провела исследование в моей семье, понаблюдала за своими родителями. Мои мама и папа. Они такие разные не только из – за того что они мужчина и женщина, а еще из-за зрения. Моя мама никогда в жизни не испытывала проблем с глазами, а папа имеет миопию. Но…. появилась она у него в возрасте двадцати лет. Таким образом один из моих родителей имеет близорукость и возможно я вхожу в число тех 30% детей, которые, согласно статистики, получили миопию в наследство.
А может моя близорукость - результат чрезмерных нагрузок на глаза? Для детей среднего и старшего возраста они должны быть не более 8-10 часов в день. Чтобы определить, превышен у меня лимит или нет, я провела анализ своего рабочего дня.
• 4ч. и 50 минут – это зрительные нагрузки в школе. Рассчитывая их, я учитывала тот факт, что 80% информации, преподносимой на уроках, передается через глаза.
6ч х 80% : 100% =4ч. 50мин.
• Еще четыре часа я провожу за компьютером и другими информационными гаджетами. Как видите, уже этого времени достаточно, чтобы мои глаза утомились.
• Плюс подготовка домашнего задания и чтение литературы. На все это у меня уходит около двух часов в день.
• На занятия спортом я трачу около двух часов. Но игра в волейбол полезна для моих глаз. Физическая культура при близорукости необходима.
• Прогулки. Им я посвящаю всего час свободного времени. А они, при миопии – очень важны. Это доказали японские ученые.
Таким образом, лимит нагрузок на глаза у меня превышен на 20%, я мало времени провожу на свежем воздухе, а много – за компьютером. Такой режим, по данным врачей, прямой путь к близорукости, тем более что у меня есть наследственная предрасположенность.
Собрав весь материал по исследуемой проблеме, я отправилась к офтальмологу в соседний город Лангепас. Так почему у меня падает зрение? Это наследственность или приобретенная болезнь. Выслушав мой рассказ, офтальмолог Светлана Юрьевна Кирдяева сказала, что моя близорукость – не наследственность, она не передалась мне от родителей, а спровоцировало падение зрения у меня неправильно назначенное лечение заболевания глаза – халязион, перенесенное мною в возрасте двух лет. Мне было назначено лечение препаратами, которые имели ряд побочных эффектов для малышей. А со временем увеличивающиеся нагрузки на глаза ухудшили зрение. Это и злоупотребление гаджетами, и чтение книг лежа, и неправильный режим дня, в котором прогулкам на свежем воздухе уделялось второстепенное значение.
Тест для слушателей
А вдруг вы тоже близоруки? Предлагаю проверить с помощью экспресс-теста. Посмотрите на картинку.
Кого вы увидели? Если вы разглядели актрису Мерлин Монро, то вы неважно видите на расстоянии. Ну а те, кто увидел знаменитого физика Эйнштейна – поздравляю! У вас глаз-алмаз!
Сколько нас? Близорукие ученики МАОУ СОШ № 4
Исследуя данную тему, мне необходимо выяснить, все ли учащиеся нашей школы могут похвастаться стопроцентным зрением? В покачёвской городской больнице ведётся статистика по заболеваниям органов зрения. Я узнала, что из 855 обучающихся 115 близоруких детей (Приложение 1). В Таблице отражены близорукие дети по классам. Заметьте, с каждым старшим классом количество детей с миопией становится больше. Тенденция наблюдается, начиная с пятого класса. Представим данные таблицы в виде диаграммы, отразив соотношение всех учеников школы и детей с диагнозом миопия. (Приложение 2, диаграмма1) В процентном соотношении получаем, что в нашей школе 12% детей с миопией. Мальчиков близоруких – 44%, девочек – 56%. То есть из 115 близоруких – 52 мальчика и 63 девочки (Приложение 2, диаграмма 2).
Таким образом, я подтвердила научный факт – близорукими чаще становятся девочки, нежели мальчики; а также, ученики четверной школы также "шагают в ногу со временем". Количество детей, страдающих близорукостью, увеличивается. Я выяснила, что каждый восьмой школьник нашей школы сегодня страдает миопией. А ведь еще каких-то 20 лет такие дети были белыми воронами в классе - взрослые, наверняка вспомнят - их еще обзывали очкариками или ботаниками.
Близорукость и успеваемость
С давних времен вместе с этими "дразнилками" перекочевало мнение: близорукий ребенок – это заучка и зубрила, у него одни пятерки в дневнике и ничего он не видит дальше своего носа, как в прямом, так и в переносном смысле. У него на уме только школа, да домашнее задание. Я, как, представитель армии близоруких, не согласна с этим мнением.
Поэтому, приближаясь к цели своего исследования, я решила выяснить, каковы успехи в обучении таких детей нашей школы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с учительницей проанализировали ответы анкеты и узнали уровень успеваемости близоруких детей нашей школы за прошедшие три четверти. Я выяснила, что отличников с плохим зрением – 19, ударников – 78, троечников – 18 (Приложение 2, диаграмма 3). Итак, мы видим, что отличников и троечников – практически одинаковое количество процентов – 16% и 17%, а вот ударников – 68%.
3.3. Заключение
Таким образом, проанализировав, как учатся близорукие ребята нашей школы, я подтвердила свою гипотезу. Я сделала также несколько важных выводов.
- У близоруких детей, так же как и у других детей, есть и трудности и успехи в учёбе. Это ученики с разным уровнем успеваемости в школе. А значит и носят очки не из-за того что усердно зубрят.
- Острота зрения зависит во многом от нас самих. И чем раньше мы начнем заботиться о своих глазах и здоровье, тем лучше. Ведь давно известно - болезнь легче предупредить, нежели лечить.
Результатом моей работы стали, разработанные мной памятки с рекомендацциями для родителей о том, как сохранить зрение детей. (Приложение 4) Я подготовила подборку интересных фактов о нашем зрении (Приложение 5). Вместе с научным руководителем я составила картотеку комплексов гимнастики для глаз (см. папка).
3.4. Список используемой литературы и интернет – ресурсы
1. Аветисов Э. С. «Близорукость». – М. ; Медицина, 2001 г.
2. Анисимова Н. А. «Физкультура при близорукости».-М. :Медицинская литература, 2000 г.
3. Демирчоглян Д. В. «Улучшаем зрение».-М. :Эксмо,2003.
4. Ерошевский Т. И. «Глазные болезни».-М. :Медицина,2001.
5. Кузнецова М. В. «Причины развития близорукости и её лечение». – М. : МЕД-проминформ, 2004.
6. Мазанова Е. В. «Коррекция оптической дисграфии». – М. ; Книга, 2007.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт Прозрение https://www.prozrenie.ru/korrekciya-zreniya/blizorukost/
2. Сайт Мед-Либ https://med-lib.ru/speclit/oftalm/index.php
3. Сайт Медицинаформ https://medicinform.ru/index.php/forum/327-развитие-детей/
4. Сайт Очкарик https://ochkarik.ru/sunglasses/