Синицына Ксения Сергеевна
Научно-художественная литература как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой [7].
Вопросами экологического воспитания в дошкольном детстве занимались такие ученые как О. А. Адаменко [1], Л. Бобылева [2], Н. В. Виноградова [3], С. Н. Николаева [7]. Т. А. Серебрякова [8]. и другие. В их трудах значительное место отводится формированию у детей знаний о природных зависимостях, бережного отношения к природному миру.
Публикация «Научно-художественная литература как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры.
С. Н. Николаева, сформулировала следующие цель и задачи экологического воспитания.
Как отмечает исследователь, целью экологического воспитания является формирование основ экологической культуры и экологического сознания [7].
Сущность экологической культуры, по мнению Г. Ивановой, выступает как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая развитие человека. Основой должны стать уважение и любовь к природе [11].
В свою очередь, экологическое сознание – это понимание необходимости охраны природа, осознание последствий отношения к ней.
Задачи экологического воспитания С. Н. Николаева представляет следующим образом.
В научно-познавательной сфере исследователь считает значимым формирование системы базовых научных экологических знаний, которые доступны для понимания ребенка старшего дошкольного возраста (прежде всего, как средства становления осознанного отношения к природе и окружающей среде); развитие познавательного интереса к миру природы: формировании умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
В эмоционально-нравственной сфере С. Н. Николаева отмечает воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы: формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой).
В практическо-деятельностной сфере является важным формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде [7].
Эффективность работы по экологическому воспитанию в большей степени зависит от правильно выбранных методов работы. Единой классификации методов экологического воспитания нет. Мы воспользовались классификацией Т. А. Серебряковой [8], поскольку она предполагает творческий подход воспитателя к проявлениям дошкольников, учет их достижений, характера самостоятельных действий, а потому достигает воспитательно-образовательного эффекта.
Выделяют следующие методы экологического воспитания детей дошкольного возраста, по мнению Т. А. Серебряковой [8].
Исследователь отмечает наглядный метод. К нему относится наблюдение. В ознакомлении детей с природой он является основным. Его целью является стимулирование интереса детей, их познавательную активность. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях.
Важным методом экологического воспитания старшего дошкольника является практический, в частности моделирование, которое позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.
Игра как метод экологического воспитания расширяет диапазон знаний и представлений о природе, способствуют развитию у детей способности видеть эстетическую красоту природы, оказывают влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе.
Элементарная исследовательская деятельность направлена на получение новых знаний о мире природы, способствует формированию системы знаний о природе и развитию мыслительных процессов и операций,
оказывает влияние на развитие речи.
Также выделяют словесные методы – беседа и рассказ воспитателя, использование литературы. Чтение литературы на занятиях и в режимных моментах помогает воспитателю обогащать дошкольников знаниями, видеть ее красоту, учить их беречь и защищать природу, глубже воздействовать на чувства детей.
Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами. Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности [8].
Рассмотрим одно из средств экологического воспитания старших дошкольников более подробно, а именно научно-художественную литературу.
Научно-художественные литература – это особый род литературы, рассказывающей о науке, о научных исканиях, «драме идей» в науке и судьбах её реальных творцов; рождается на стыке художественной, документально-публицистической и научно-популярной литератур [4].
Ее целью является формирование воссоздающего воображения, фантазии и познавательного интереса читателей, расширение их кругозора и литературных предпочтений, что актуально в процессе воспитания ребенка и формирования его читательской культуры.
Изучение научно-художественной литературы можно увидеть в трудах С. Я. Маршака, М. Горького, Б. Житкова, М. Пришвина [5].
Выделяют следующие признаки научно-художественной литературы : закрепление уже устоявшейся точки зрения на тот или иной научный факт, общепризнанную трактовку явлений или событий истории; интеллектуальная, познавательная и эстетическая ценность, поскольку сочетает в себе общий интерес с научной достоверностью, образное исполнение с документальной точностью [6].
С помощью научно-художественной литературы можно узнать о явлениях природы, жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о природных явлениях. Список произведений, с которыми в течение года знакомятся дети, может включать произведения разные по размеру и характеру подачи материала: короткие зарисовки, сказки, рассказы, а также произведения, которые читаются в течение всего года. Интересным в познавательном плане, является возможность включения в список произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях, например: Г. Снегирев «Как звери и птицы к зиме готовятся»; Н. Сладков «В горах», «Октябрь»; В. Бианки «Лесные домишки», «Волшебная береза» (в сокращении, «Холодно в лесу, холодно»; М. Пришвин «Берестяная трубочка»; М. Горький «Воробьишко»; К. Ушинский «Четыре желания»; Г. Скребицкий «Четыре художника» и другие [3].
Научно-художественными произведениями конкретизируются, пополняются, уточняются представления об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе [6].
Итак, значение научно-художественной литературы заключается в следующем:
1. Помогает обогащать знания детей : сообщение новых знаний, пополнение, уточнение и конкретизация уже имеющихся знаний.
2. Научит всматриваться в окружающий нас мир, поможет искать ответы на многие вопросы, будет развивать познавательный интерес к природе.
3. Помогает детям познать природу в ее многообразии.
4. Помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах
5. Формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности. Глубоко воздействует на чувства детей, содержит оценку происходящего, дети переживают события, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает развивать этические представления: бережное отношение и любовь к природе.
6. Учит и эстетическому восприятию природы через образный язык и иллюстрации художников [5].
Однако, не все сказки и рассказы можно использовать с целью экологического воспитания детей, поскольку во многих из них описывается поведение животных, которое не соответствует реальности, а оценка героев происходит с точки зрения человеческой морали.
Критерии отбора литературных произведений для детей :
идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
конкретные педагогические задачи [3].
В старших возрастных группах научно-художественные произведения используются для уточнения, углубления и систематизации представлений детей о природе. Важно вызвать у детей эмоциональный отклик, который в дальнейшем при правильно построенной педагогической работе, послужит мотивом природоохранного поведения.
Таким образом, для экологического воспитания в детском саду необходима системность. Работа педагогов должна быть скоординированной, чтобы избежать повторений и работать последовательно. В связи с этим, мы считаем, что педагог должен обратить особое внимание на отбор научно-художественных произведений, методику чтения и проведения бесед по произведениям.
Список литературы и источников
1. Адаменко, О. А. Экологическое воспитание дошкольников / О. А. Адаменко, Г. С. Чилингарян, Л. С. Лахина. – Текст: электронный // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании: сб. ст. Междунар. науч. -практ. конф. – Уфа: Аэтерна, 2019. – С. 244-246. – URL : https://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK-PP-118.pdf ( дата обращения: 16.04.2023).
2. Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. Бобылева. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С. 10-15.
3. Виноградова, Н. В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. В. Виноградова. – Москва: Просвещение, 2010. 103 с. – Текст: непосредственный.
4. Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста / С. Ю. Кондратьева. – Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 12. – С. 13–15.
5. Лушкова, О. Н. Влияние художественной литературы на развитие личности ребенка-дошкольника / О. Н. Лушкова. – Текст: непосредственный // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы III Междунар. науч. -практ. конф., 2016. – С. 183–185.
6. Любаев, А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста / А. В. Любаев. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 21 (101). – С. 707-709. – URL : https://moluch.ru/archive/101/22975/ ( дата обращения: 25.05.2023).
7. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – Москва: Академия, 2015. – 224 с. – Текст: непосредственный.
8. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. – Москва: Академия, 2008. – 20 с. – Текст: непосредственный.