Лейсан Куватова
Методика физического развития и воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа)
▼ Скачать +Заказ
Методика физического развития и воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа
Актуальностью данной работы является то что в настоящее время не достаточно много внимания уделяется данной проблеме. Методические пособия в основном содержат комплексы упражнений для проведения утренней гимнастики во всех возрастных группах и нет никаких рекомендаций по проведению занимательной утренней гимнастики. Это связано с несколькими факторами:
Во-первых, все исследования ученых сконцентрированы, в основном, на структуре, содержании, технике выполнения движений.
Публикация «Методика физического развития и воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Во-вторых, все виды деятельности по физическому воспитанию детей дошкольного возраста иногда бывают чрезмерно заорганизованными, мало чего дающие любопытному уму и отзывчивому сердцу малышей, которые вынуждены делать и выполнять все по указанию, распоряжению или готовому сценарию взрослого.
В-третьих, организация физического воспитания по остаточному принципу снизили естественный природный интерес, стремление ребенка к жизненно важным и необходимым движениям. Стандартность проведения занятий приводит к тому, что они становятся безликой, безвкусной необходимостью.
А все это говорит о том, что необходим поиск новых, интересных форм работы и обогащения уже известных дополнительным содержанием развивающего и воспитывающего характера.
Проблема физического развития и укрепления здоровья детей нашла отражение и во многих исторических источниках.
Вопросы актуальности физического воспитания детей поднимаются в «Поучении Владимира Мономаха» (1053-1126, «Домострое» протопопа Сильвестра Медведева (1641-1691, «Гражданстве обычаев детских» Епифания Славинецкого, «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества» И. И. Бецкого (1704-1795, «Кратком наставлении, вы-бранном из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества» Н. И. Новикова (1744-1818).
Реализовать на практике гуманистические идеи во многом удалось великому русскому педагогу и ученому К. Д. Ушинскому (1824-1870). Его труд «Человек как предмет воспитания» оказал значительное влияние на развитие естественно-научных основ физического воспитания. Он считал, что физическое воспитание должно строиться на основе глубоких знаний анатомии, физиологии, психологии, в воспитании дошкольников рекомендовал использовать народные игры, призывал педагогов к их собиранию.
Огромное значение имели открытия ученых в области физиологии и медицины : хирурга и педагога Н. И. Пирогова (1810-1881, И. М. Сеченова (1829-1905, академика И. П. Павлова, врача и собирателя детских игр Е. А. Покровского (1838-1895, врача-гигиениста Е. М. Дементьева (1850-1918, доктора медицины и хирургии П. Ф. Лесгафта (1837-1909). Одной из главных идей системы физического образования П. Ф. Лесгафта является познавательный характер физического воспитания, развитие посредством физических упражнений не только телесных, но и интеллектуальных сил человека. Наиболее ценными упражнениями для детей он считал естественные движения, подвижные игры-упражнения, с помощью которых ребенок готовится к жизни. [4; с. 210]
В советский период основателями теории физического воспитания дошкольников стали врачи-педиатры и гигиенисты В. В. Гориневский (1857-1937, Л. И. Чулицкая-Тихеева (1868-1938, Е. А. Аркин (1873-1948). Они рекомендовали вводить физическое воспитание в дошкольные учреждения как можно раньше, в качестве средств физического воспитания предлагали подвижные игры и упражнения – безопасные, не наносящие ущерба здоровью ребенка.
В ФГОС ДО установлены следующие задачи по физическому воспитани. :
задачи образовательной области «Физическое развитие» включают:
— приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
— овладение подвижными играми с правилами;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников :
1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
2) физическая культура, развитие физических качеств.
Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование.
В выпускной квалификационной работе мы опираясь на требования ФГОС ДО разработали проект «Мы зарядке скажем, ДА!», который был направлен на развитие у детей интереса к утренний гимнастике, в ходе проведение практической части был реализован, что способствовало у детей улучшению физических, психических и эмоциональных качеств. У детей появилась самостоятельность, инициатива, активность, повысилось желание заниматься каждое утро зарядкой. Это говорит об эффективности проведенного нами исследования.
По итогам исследования у нас получились следующие результаты констатирующем этапе к высокому уровню можно было отнести 25 %, то на формирующим этапе 55 %, к среднему уровню на констатирующем этапе 45 % на формирующим 35%. низкому уровню на констатирующем этапе 30 %, то на формирующим этапе составило всего 10 %. .
Таким образом, со среднего на высокий уровень перешло 15 %, с низкого уровня на средний 10 % дошкольников, и с низкого на высокий уровень перешло 10%.
В своем опыте мы разработали две картотеки «Комплекса утренней гимнастике на 3 месяца» и «Стройся по порядку на зарядку!», так же были подобраны и составлены дидактические игры по теме дипломной работы, папка-передвижка и буклеты для работы с родителями. Все это может быть использовано в ходе педагогической практики воспитателями ДОУ в процессе организации воспитательной работы с детьми и в качестве пособия для студентов-практикантов.
А так же хочется отметить, что мы должны помнить всегда что физкультура залог здоровья, так как здоровье – одна из главных ценностей в жизни каждого человека. Даже ребенок в состоянии осознать его значение, он также хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. Именно поэтому все родители с раннего возраста заботятся о здоровье своего ребенка, но, когда он поступает в детский сад, забота о его здоровье также возлагается на дошкольное образовательное учреждение, где дети проводят большую часть дня. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений – одна из основных задач детского сада. Большинство детских садов сталкивается с такой проблемой, как слабое физическое развитие детей при поступлении в учреждение. Общая картина такова: дети могут испытывать «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. В следствие чего задерживается возрастное развитие скорости, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, часто заболевают простудными заболеваниями.
Рекомендации:
1. Использовать дифференцированный подход к проведению к проведению гимнастики в зависимости от возраста и подготовленности детей;
2. Проводить веселые и разнообразные комплексы и сюрпризные моменты, которые будут повышать интерес детей к утренней гимнастике.
3. Проводить просветительскую работу с родителями, которая позволяет сделать утреннюю гимнастику более организованной и продуктивной.
4. Утреннюю гимнастику проводить под музыкальное сопровождение;
5. Использование речевок до и после утренней гимнастики;
6. Использовать разные виды утренней гимнастике;
7. Для развития интереса так же использовать дидактические игры по физическому развитию;
8. Проводить познавательные беседы по физическому развитию для развития интереса;
Список литературы
1. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М. :Педагогическое общество России, 2014. – 128 с.
2. Емельянова В. Н. Из опыта работы на тему «Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение использования здоровьесберегающих технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dou-sad.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/42- fizicheskaya-kultura/213-zdorovyj-obraz-zhizni (дата обращения 12.12.2015)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы[Электронный ресурс]. - Режим доступа: old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/ (дата обращения 19.12.2015)
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.)[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/ (дата
обращения 19.12.2015)