Киселева Ирина
Организация мониторинга физического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для наиболее эффективной работы по физическому развитию,организации оздоровительных и коррекционных мероприятий, в нашем детском саду проводится мониторинг физического развития детей. Он позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений в развитии.
Публикация «Организация мониторинга физического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель мониторинга по физическому развитию – анализ информации о состоянии физического развития ребенка, для осуществления индивидуального подхода в планировании коррекционно–развивающего процесса и прогнозирования конечного результата.
Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координационные способности) и степенью сформированности двигательных навыков.
Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь. Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена достаточным уровнем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает отрицательное воздействие на физическую подготовленность детей.
В соответствии с общепринятыми требованиями обследование физической подготовки детей проводится со второй младшей группы 2 раза в год в теплое время года. Первое обследование - в начале учебного года (в сентябре, второе - в конце учебного года (в мае). Участие в обследовании принимает руководитель по физической культуре, медицинская сестра, воспитатели ДОУ. Диагностика проводится в одинаковых условиях, что позволяет получить более объективную информацию за исследуемый период, выявить динамику физической подготовленности.
При проведении тестирования детей я соблюдаю определё нные правила:
-К обследованию допускаются дети, не имеющие противопоказаний к выполнению контрольных тестов по состоянию здоровья. Врач заранее определяет детей, которые будут отстранены от выполнения тех или иных тестовых заданий по состоянию здоровья.
-Исследования проводятся в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке.
-Одежда детей облегчённая.
-В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально.
-Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.
-Перед тестированием провожу разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов.
Для тестирования используются контрольные упражнения, как в рамках образовательной деятельности по физическому развитию, так и во время физкультурно–оздоровительных мероприятий, предлагаемые в игровой или соревновательной форме, которые помогают детям стремиться показать наилучший результат и они могли ощутить «мышечную радость» от физических нагрузок. Например, Олимпийские игры, «Спвартакиада»
Во время диагностики дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления. Наилучшие результаты заносятся в протокол тестирования.
1. Тест на определение скоростных качеств:
Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
В качестве тестового упражнения предлагается бег на 30 метров.
Длина беговой дорожки должна быть на 5—7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней, на расстоянии 5—7 м, ставится хорошо видимый с линии старта чертой ориентир (флажок на подставке, конус, чтобы избежать замедления ребенком движения на финише. По команде «на старт, внимание» поднимается флажок, и по команде «марш» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребенку еще две попытки. В протокол заносится лучший результат из трех попыток.
2. Тест на определение скоростно-силовых способностей:
Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление, способность к мышечному напряжению. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.
-Силу плечевого пояса можно измерить метанием мешочка правой и левой рукой (150-200гр.)
-Сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места и прыжкам вверх с места.
Сила рук измеряется ручным динамометром.
Следует отметить, что и прыжок, и метание мешочка требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данные упражнения называются скоростно-силовыми.
3. Тест на определение гибкости:
Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.
Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста.
Методика: Наклон вперё д из положения стоя на гимнастической скамейке: ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке, установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи, то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста использую игровой момент “достань игрушку”.
4. Тест на определение выносливости:
Выносливость - способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость можно оценить по результату непрерывного бега в равномерном темпе: на дистанцию 100 м — для детей 4 лет; 200 м — для детей 5 лет; 300 м — для детей 6 лет; 1000 м — для детей 7 лет. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.
5. Тест на определение координационных способностей:
Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.
Чтобы определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки используем челночный бег 3*10 м.
Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.
Оценка функции равновесия
Статическое равновесие можно определить по удержанию позы, стоя на одной ноге. Либо по продолжительности стояния в пределах 3 мин в положении “носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед”. Фиксируются длительность стояния в секундах, а также некоторые качественные показатели выполнения задания: расположение ног, характер балансирования.
Наилучшие результаты, полученные в процессе всех тестирований, заносятся в протокол тестирования. Далее анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными. Дети, выполнившие все тесты, с результатами в рамках возрастных норм могут быть отнесены к среднему уровню физической подготовленности; выше ориентировочных показателей (более трёх показателей) - к высокому уровню физической подготовленности. Если из 10 тестов, ребёнок имеет от трёх и более показателей ниже нормы, то у него низкий уровень физической подготовленности.
Результаты обследования каждого ребенка заносятся в «Карту физического развития ребенка», в которой отражены данные физического развития и показатели физической подготовленности от 3 до 7 лет.
Проведение диагностики предоставляет возможность провести обследование, проанализировать, оценить и скорректировать дальнейшую работу по физическому развитию, как отдельно с каждым ребенком, так и со всей группой в целом.