Елена Торбина
Методика развития ловкости у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и средства развития ловкости у детей дошкольного возраста
В методической литературе (Е. Н. Вавилова, Э. Я. Степаненкова, и др.) можно увидеть два пути тренировки ловкости:
1) накопление разнообразных двигательных навыков и умений,
2) совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Наибольшее распространение в практике развития ловкости получили следующие методические приёмы:
Публикация «Методика развития ловкости у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
-предлагать детям выполнять знакомые упражнения из непривычных положений. Например, бег из исходного положения сидя, лежа, спиной назад, на коленях; прыжки в длину из глубокого приседа и др. ;
-изменять скорость и темп движения;
-изменять пространственное расположение (в играх изменение места сбора; непривычное расположение пособий);
-выполнять знакомые движения в разном сочетании («полоса препятствий»);
-использовать упражнения с предметами разной формы, массы, качества (мяч, мешочки, шишки, ленточки, обручи и др.);
-учить выполнять сложные сочетания основных движений (бег змейкой, ходьба по скамейке с пролезанием в обруч, прыжки через вращающуюся веревку и др.);
-усложнять условия игр (несколько водящих, разные цвета ленточек и т. д.);
-согласовывать выполнение упражнений парами, тройками, небольшими группами;
-использовать упражнения со сложными координациями
Для развития координационных способностей используют методы:
1) Стандартно-повторного упражнения
Этот метод используют при разучивании сложных двигательных действий.
2) Вариативного упражнения.
Его подразделяют на два под-метода:
• Со строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения.
• С не строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения
3) Игровой метод с дополнительными заданиями и без них.
4) Соревновательный метод .
Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.
Важную роль в формировании двигательных навыков будет играть активизация идеомоторных представлений посредством словесной инструкции.
По мнению Д. В. Хухлаевой, Н. А. Ноткиной, основным средством развития координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности.
Общеразвивающие упражнения оказывают тренирующее и коррекционное воздействие на кору больших полушарий - «гимнастика для мозга». Общеразвивающие упражнения выполняются ребенком с предметами: мячами, флажками и т. д. Предметы позволяют варьировать, уточнять, корректировать качество упражнений. Упражнения с предметами вырабатывают правильный мышечный тонус качества движений.
Основные движения - это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.
Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребенка:
1) сознательно управлять своими движениями;
2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими;
3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования;
4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни.
Список литературы:
1. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. М., 2005.
2. Фарфель B.C. Движение - развитие, здоровье. М., 1964.
3. Филиппова С. О., Пономарёва Г. Н. Теория и методика физической культуры дошкольников. СПб., 2004.
4. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2006.