Татьяна Химич
Наставничество в ДОО — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации
▼ Скачать
Слайд 1: Текучесть кадров, нехватка педагогов-дошкольников – актуальный вопрос нашего времени. Частично этот вопрос может быть решен с помощью введения системы наставничества в деятельность педагогических коллективов.
Антон Семёнович Макаренко в своё время говорил, что ни талант, ни хорошие знания полученные в ВУЗах не сделают из человека профессионала, если он не будет учится на опыте других людей.
(«я сам учился у более старых педагогов.»
Публикация «Наставничество в ДОО — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации» размещена в разделах
Слайд 2: Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Никакие знания не передаются иначе, как от человека к человеку, за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник. Люди, имеющие больший опыт, через наставничество передают другим свои знания и навыки в профессии.
Слайд 3: Суть наставничества и состоит :
• привить молодым педагогам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в Учреждении;
• ускорить процесс профессионального становления молодых педагогов;
• раскрыть их потенциал;
• развить способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности по занимаемой должности;
• способствовать успешной адаптации молодых педагогов к корпоративной культуре и ценностям.
Одним словом, наставничество ускоряет процессы развития у молодого педагога профессиональных компетенций.
Слайд 4: Наиболее эффективными формами и методами работы наставника и подопечного педагога являются:
• участие в работе методических объединений;
• работа в клубе «Школа молодого воспитателя», целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетенции.
• самообразование, включающее самостоятельное изучение
образовательной программы;
• обучение на курсах повышения квалификации;
• просмотр открытых занятий коллег с дальнейшим
анализом;
• решение и анализ педагогических ситуаций;
• обучение составлению подробных конспектов
занятий, планов и т. д.
Слайд 6. При взаимодействии с обучаемым, наставник вместе с ним реализует несколько этапов:
1 этап «Я расскажу, а ты послушай»
2 этап «Я покажу – ты повтори»
3 этап «Мы вместе сделаем, так лучше»
4 этап «Затем один ты сотвори, а я тебе лишь подскажу:
советом, делом помогу
5 этап «Сделай сам и расскажи, коллегам опыт покажи
Слайд 7. Педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей. Он должен придерживаться следующих принципов:
• Добровольность и целеустремленность работы наставника
• Контакт наставника и подшефного
• Личный пример наставника
• Доброжелательность и взаимное уважение
• Уважительное отношение к мнению всех участников процесса
• Направленность плановой деятельности
Слайд 8: Коллеги как вы считаете, кто больше других заинтересован во внедрении и развитии системы наставничества? Опыт показывает, что пользу получают все участники этого процесса:
- Наставник развивает навыки управления, повышает свой статус в учреждении, завоевывает репутацию профессионала и доверие коллег, принимает участие в формировании профессиональной команды (это очень важно, поскольку эффективность всей команды зависит от эффективности работы каждого ее члена).
- Сотрудник (менее опытный педагог) получает своевременную помощь, поддержку в профессиональном и карьерном развитии.
- Учреждение стабилизирует численность коллектива, закрепляет кадры (снижается текучесть кадров, формирует команду высококвалифицированных сотрудников.
Слайд 9: Таким образом, наставничество представляет собой процесс обучения и воспитания, в котором человек со значительным опытом и знаниями, выполняющий эталонную функцию, обеспечивает обучение, защиту, поддержку, советы и дружескую помощь менее опытным коллегам с целью содействия их личностному и профессиональному росту и развитию.