Аграфена Бурнашева
Наставничество, как метод становления молодого педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Основными задачами наставничества являются :
– привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ДОУ;
– ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
Публикация «Наставничество, как метод становления молодого педагога» размещена в разделах
– усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставник помнит, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом наши наставники применяют наиболее эффективные формы и методы :
– обучение на рабочем месте;
– участие в работе методических объединений (ДОУ, округа, города);
– открытые занятия коллег;
– решение и анализ педагогических ситуаций;
– обучение составлению планов-конспектов занятий, конструктов, технологических карт и т. д.
Наставничество – форма профессионального становления и воспитания молодых педагогических работников под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе.
Когда молодой воспитатель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста :
• на требования к организации учебного процесса;
• требования к ведению документации;
• механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:
- профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития, и определена методической работой учреждения;
- в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
Сегодня я уже смело могу говорить о результатах своей работы:
• создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника, а также узких специалистов и администрации учреждения;
• применяются эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
• у молодого педагога формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс;
• молодому воспитателю обеспечена необходимая помощь и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.
Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.
Работа воспитателя – наставника с молодым специалистом
Тема Рассматриваемые вопросы Сроки
Знакомство с молодым воспитателем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. - изучение нормативно – правовых документов Министерства образования и науки РФ, локальных актов ОУ;
- составление календарно-тематического планирования; сентябрь
Разработка индивидуального плана профессионального становления - участие в мероприятиях различного уровня;
- занятия молодого педагога. в течение года
Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии - практикум по решению и анализу педагогических ситуаций;
в течение года
Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства - демонстрация опыта работы наставника и других коллег;
- подготовка планов – конспектов занятий;
- проведение и анализ занятий молодым педагогом в течение года
Имидж педагога. - рассмотрение вопросов педагогической этики, риторики, культуры и т. д. октябрь
Диагностика воспитанников - изучение методика проведения мониторингов, диагностик обследования Сентябрь-октябрь
май
Педагогическая ситуация. - советы и рекомендации наставника в течение года