Папки-передвижки

Школа молодого педагога. Консультация «Как организовать эффективное музыкальное занятие?» (1 фото)

Аноним
Школа молодого педагога. Консультация «Как организовать эффективное музыкальное занятие?»
▼ Скачать + Заказать документы

Как организовать эффективное музыкальное занятие?

Структура музыкального занятия для детей

Обучение ребенка музыке будет успешным, если педагогом был выбран правильный подход к построению музыкальных занятий. Если говорить коротко, то для дошкольников эффективными считаются занятия, в которых используются разные виды деятельности, применяется игровая методика. При правильном построении музыкальных занятий осуществляется систематическое и всестороннее развитие детей, направленное на достижение поставленных целей. При этом малышам интересно выполнять задачи педагога, они с удовольствием знакомятся с новым материалом, приобретая новые и полезные навыки, умения, знания.

Публикация «Школа молодого педагога, Консультация „Как организовать эффективное музыкальное занятие?“» размещена в разделах

Виды музыкальных занятий

Прежде чем начать занятия музыкой с ребенком, педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.

Виды музыкальных занятий Характеристика

Индивидуальная работа и работа с подгруппами. Чаще применяется в занятиях с младшими дошкольниками, которым сложно работать большими группами. Длительность таких занятий - 5-10 минут, частота – 2 раза в неделю. Для эффективности индивидуальных занятий объединяют разные виды деятельности, используют игровые приемы, яркие наглядные атрибуты. Индивидуальные занятия могут понадобиться не только детям, которые отстают от своих сверстников: часто подобная работа направлена на развитие и совершенствование конкретных музыкальных способностей, на обучение игры на музыкальных инструментах. Работа с подгруппами уместна, когда несколько детей проявляют интерес к одному музыкальному виду деятельности.

Фронтальные занятия. Охватывают все виды музыкальной деятельности, проводятся с детьми всей группы.

Доминантные занятия. Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности:

• восприятия музыки;

• пения;

• музыкально-ритмических движений;

• игры на музыкальных инструментах;

• детского музыкального творчества.

Тематическое. Тематические занятия предусматривают использование всех видов музыкальной деятельности, объединенных общей темой. Различают 3 вида таких занятий: собственно тематическое (может проводиться вместо утренника, «Природа в музыке», «Времена года в музыке», «Музыка моего народа», музыкально-тематическое, где тема занятия связана непосредственно с музыкой, главное в тематическом занятии показать изобразительные возможности музыки в передаче явлений окружающего мира. В музыкально-тематическом занятии формулировка темы связана с выразительными средствами музыки, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов (например, «Динамика», «Тембр в музыке» и т. д., и сюжетное, которое объединено единой темой и имеет общую сюжетную линию («Сказка в музыке», «Зимние истории и небылицы», ценность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.

Комплексные занятия. Содержат различные виды искусства и художественной деятельности (музыка, живопись, литература, театр, архитектура, и др., чаще бывают фронтальными, проводятся с группой детей. Целью комплексных занятий является:

Объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную);

• познакомить детей со спецификой различных видов искусства;

• акцентировать внимание на особенностях художественных средств разных видов искусства;

• научить передавать свои мысли и настроения за счет разных видов деятельности.

Рекомендуемая частота таких занятий – раз в месяц.

Типовые занятия (традиционное). Как правило, на типовых занятиях используются все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) и подразумевает последовательное их чередование. На практике же выясняется, что во время занятий не используется какой-то один вид деятельности, например, игра на музыкальных инструментах. Если это явление имеет непостоянный характер, то нарушений в организации типового занятия нет – это норма.

Интегрированное. Характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей Программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие, в первую очередь идеи или темы, какого-либо явления, образа.

Каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие?

Хороший педагог, профессионал своего дела, составляя музыкальное занятие должен учитывать общепринятые требования:

1. Физическую, умственную и эмоциональную нагрузку ребенка.

2. Последовательность используемых видов музыкальной деятельности и репертуара.

3. Связь развития музыкальных способностей, освоения навыков и знаний, разучивание музыкального репертуара.

4. Возрастные особенности учеников, наличие и специфику отклонений в развитии.

5. Соответствие занятий учебным задачам музыкального развития.

В большей степени эффективность музыкальных занятий зависит от:

- учебного материала, его качества и содержания;

- поставленных целей и задач;

- особенностей ребенка (возрастных и индивидуальных);

- методов, приемов обучения;

- профессионализма педагога и его умения контактировать с ребенком.

Структура стандартного музыкального занятия

Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:

1. Слушание музыки.

2. Ритмика.

3. Развитие слуха.

4. Развитие способностей к музицированию.

С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тщательно готовиться к его проведению. В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.

В музыкальном занятии должны использоваться разные методы музыкальной деятельности. В целом структура занятия может выглядеть так:

1. Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения. Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танцевальных движений.

2. Основная часть занятия:

a) Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения.

b) Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения.

c) Музыкально-дидактические игры. Задача – познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.

3. Заключительная часть занятия. Игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.

Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.

Что влияет на эффективность музыкального занятия?

Существует несколько правил, влияющих на успешность и эффективность музыкальных занятий с детьми.

1. Педагог должен продумать занятие заранее, тщательно изучить его.

2. Материал должен отвечать возрасту ребенка, быть последовательным.

3. Занятия должны включать разные виды музыкальной деятельности.

4. Наличие музыкально-педагогического оборудования на занятиях музыкой обязательно (музыкальные игрушки и инструменты, дидактические игры музыкального характера, звуковые и экранные пособия со специальным оборудованием, записи классической музыки, костюмы, атрибуты и многое другое).

5. Важно использовать игровую методику обучения, моменты неожиданности.

6. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, веселыми и интересными.

Не менее важно, чтобы занятия проводились регулярно. Ребенка ничто не должно отвлекать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным, при этом драгоценное время будет потрачено впустую.

Школа молодого педагога. Консультация «Как организовать эффективное музыкальное занятие?»
Публикации по теме:

Эффективное взаимодействие педагога с родителями. Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому,.

Консультация для молодого педагога «Формирование предметно-пространственной среды в группе» ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА Согласно требованиям ФГОС ДО она должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,.

Консультация для родителей «Как организовать летний отдых с ребенком» Консультация для родителей «Как организовать летний отдых с ребенком» Лето - особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь.

Консультация для родителей «Как организовать детский праздник дома» В каждой семье день рождения ребенка, конечно же, праздник. Но как сделать его весёлым, интересным и запоминающимся? Ведь радостные ощущения,.

Консультация для родителей «Как организовать посещение музея» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 Колпинского района Санкт-Петербурга Консультация для родителей.

Консультация для родителей «Как организовать семейное чтение» Чтение - процесс творческий. Чтение ребенку вслух - задача не из легких. Текст необходимо произносить не просто механически, но и обыгрывать,.

Консультация для родителей «Как организовать прогулку с ребенком» ПРОГУЛКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА КАК И КОГДА НУЖНО ГУЛЯТЬ С РЕБЕНКОМ? Гулять нужно в любую погоду (кроме сильного ветра и сильного мороза). Контакт.

Музыкальное воспитание как эффективное средство укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: 1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение.

«Соблюдение норм этики в работе молодого педагога». Личностный и профессиональный рост педагога Соблюдение норм этики в работе молодого педагога" «Только тот, кто владеет собой может повелевать миром». Вольтер (Франсуа Мари Аруэ).

Занятие городского методического объединения «Школа молодого педагога» Цель: Обеспечение постепенного вовлечения молодых педагогов во все сферы профессиональной деятельности. Задачи: - Оказание помощи молодым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Школа молодого педагога. Консультация «Как организовать эффективное музыкальное занятие?»
Опубликовано: 18 июня 2018 в 12:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Школа молодого педагога. Консультация «Как организовать эффективное музыкальное занятие?»» (включая файлы) размещена пользователем Аноним в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД