Аноним
Школа молодого педагога. Консультация «Как организовать эффективное музыкальное занятие?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как организовать эффективное музыкальное занятие?
Структура музыкального занятия для детей
Обучение ребенка музыке будет успешным, если педагогом был выбран правильный подход к построению музыкальных занятий. Если говорить коротко, то для дошкольников эффективными считаются занятия, в которых используются разные виды деятельности, применяется игровая методика. При правильном построении музыкальных занятий осуществляется систематическое и всестороннее развитие детей, направленное на достижение поставленных целей. При этом малышам интересно выполнять задачи педагога, они с удовольствием знакомятся с новым материалом, приобретая новые и полезные навыки, умения, знания.
Публикация «Школа молодого педагога, Консультация „Как организовать эффективное музыкальное занятие?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Виды музыкальных занятий
Прежде чем начать занятия музыкой с ребенком, педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.
Виды музыкальных занятий Характеристика
Индивидуальная работа и работа с подгруппами. Чаще применяется в занятиях с младшими дошкольниками, которым сложно работать большими группами. Длительность таких занятий - 5-10 минут, частота – 2 раза в неделю. Для эффективности индивидуальных занятий объединяют разные виды деятельности, используют игровые приемы, яркие наглядные атрибуты. Индивидуальные занятия могут понадобиться не только детям, которые отстают от своих сверстников: часто подобная работа направлена на развитие и совершенствование конкретных музыкальных способностей, на обучение игры на музыкальных инструментах. Работа с подгруппами уместна, когда несколько детей проявляют интерес к одному музыкальному виду деятельности.
Фронтальные занятия. Охватывают все виды музыкальной деятельности, проводятся с детьми всей группы.
Доминантные занятия. Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности:
• восприятия музыки;
• пения;
• музыкально-ритмических движений;
• игры на музыкальных инструментах;
• детского музыкального творчества.
Тематическое. Тематические занятия предусматривают использование всех видов музыкальной деятельности, объединенных общей темой. Различают 3 вида таких занятий: собственно тематическое (может проводиться вместо утренника, «Природа в музыке», «Времена года в музыке», «Музыка моего народа», музыкально-тематическое, где тема занятия связана непосредственно с музыкой, главное в тематическом занятии показать изобразительные возможности музыки в передаче явлений окружающего мира. В музыкально-тематическом занятии формулировка темы связана с выразительными средствами музыки, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов (например, «Динамика», «Тембр в музыке» и т. д., и сюжетное, которое объединено единой темой и имеет общую сюжетную линию («Сказка в музыке», «Зимние истории и небылицы», ценность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.
Комплексные занятия. Содержат различные виды искусства и художественной деятельности (музыка, живопись, литература, театр, архитектура, и др., чаще бывают фронтальными, проводятся с группой детей. Целью комплексных занятий является:
Объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную);
• познакомить детей со спецификой различных видов искусства;
• акцентировать внимание на особенностях художественных средств разных видов искусства;
• научить передавать свои мысли и настроения за счет разных видов деятельности.
Рекомендуемая частота таких занятий – раз в месяц.
Типовые занятия (традиционное). Как правило, на типовых занятиях используются все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) и подразумевает последовательное их чередование. На практике же выясняется, что во время занятий не используется какой-то один вид деятельности, например, игра на музыкальных инструментах. Если это явление имеет непостоянный характер, то нарушений в организации типового занятия нет – это норма.
Интегрированное. Характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей Программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие, в первую очередь идеи или темы, какого-либо явления, образа.
Каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие?
Хороший педагог, профессионал своего дела, составляя музыкальное занятие должен учитывать общепринятые требования:
1. Физическую, умственную и эмоциональную нагрузку ребенка.
2. Последовательность используемых видов музыкальной деятельности и репертуара.
3. Связь развития музыкальных способностей, освоения навыков и знаний, разучивание музыкального репертуара.
4. Возрастные особенности учеников, наличие и специфику отклонений в развитии.
5. Соответствие занятий учебным задачам музыкального развития.
В большей степени эффективность музыкальных занятий зависит от:
- учебного материала, его качества и содержания;
- поставленных целей и задач;
- особенностей ребенка (возрастных и индивидуальных);
- методов, приемов обучения;
- профессионализма педагога и его умения контактировать с ребенком.
Структура стандартного музыкального занятия
Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:
1. Слушание музыки.
2. Ритмика.
3. Развитие слуха.
4. Развитие способностей к музицированию.
С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тщательно готовиться к его проведению. В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.
В музыкальном занятии должны использоваться разные методы музыкальной деятельности. В целом структура занятия может выглядеть так:
1. Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения. Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танцевальных движений.
2. Основная часть занятия:
a) Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения.
b) Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения.
c) Музыкально-дидактические игры. Задача – познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.
3. Заключительная часть занятия. Игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.
Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.
Что влияет на эффективность музыкального занятия?
Существует несколько правил, влияющих на успешность и эффективность музыкальных занятий с детьми.
1. Педагог должен продумать занятие заранее, тщательно изучить его.
2. Материал должен отвечать возрасту ребенка, быть последовательным.
3. Занятия должны включать разные виды музыкальной деятельности.
4. Наличие музыкально-педагогического оборудования на занятиях музыкой обязательно (музыкальные игрушки и инструменты, дидактические игры музыкального характера, звуковые и экранные пособия со специальным оборудованием, записи классической музыки, костюмы, атрибуты и многое другое).
5. Важно использовать игровую методику обучения, моменты неожиданности.
6. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, веселыми и интересными.
Не менее важно, чтобы занятия проводились регулярно. Ребенка ничто не должно отвлекать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным, при этом драгоценное время будет потрачено впустую.