Папки-передвижки

Консультация для молодого специалиста «Беседа как метод развития диалогической речи»

АЛИНА ШАИМОВА
Консультация для молодого специалиста «Беседа как метод развития диалогической речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Беседа-это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.

Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Е. И. Радина, Э. П. Короткова и д р. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить. Дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связная речь, она учит правилам ведения диалога (слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять сказанного, доброжелательно оценивать высказывания товарищей и т. д.). В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. Беседа будет педагогически ценной, если, опираясь на имеющиеся знания и опыт детей, она сумеет захватить их, пробудит активную работу мысли, возбудит интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и поможет выработать у ребенка определенное отношение к обсужденным явлениям.

Публикация «Консультация для молодого специалиста „Беседа как метод развития диалогической речи“» размещена в разделах

Тема беседы должна быть близкой детям, отталкиваться от их жизненного опыта, знаний и интересов. Содержание беседы должны составлять явления, в основном знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие его сознание на более высокую ступень знания. Например, дошкольник из разговоров знает, что вороны и воробьи остаются зимовать, а грачи и скворцы улетают. Но почему одни остаются, а другие улетают - до этого ребенку самому трудно дойти, это требует пояснения. Содержание бесед лишь тогда оказывает сильное влияние на детей и оставляет след в их сознании, когда впечатления и знания получаются ребятами систематически и как бы наслаиваются одно на другое; когда важные в воспитательном отношении факты и выводы повторяются в разных вариантах. Также необходимо заботиться о накоплении у детей представлений, которые позволяли бы делать сравнения, сопоставления, раскрывать существующие связи, обобщать. Последующие беседы должны быть несколько сложнее ранее проведенных.

По назначению беседы могут быть :

1. Вводными (предваряющими, цель которых-создать интерес к предстоящей деятельности, подготовить детей к усвоению новых знаний, умений, навыков. Они должны быть краткими и эмоциональными.

2. Сопутствующими (сопровождающими, цель которых, поддержать интерес к наблюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить ясные, отчетливые знания. Они проводятся в процессе детской деятельности, экскурсий, прогулок. Специфика этих бесед состоит в том, что они активизируют различные анализаторы и закрепляют полученные впечатления в слове.

3. Заключительными (итоговыми, обобщающими, цель которых-уточнить, закрепить, углубить и систематизировать знания и представления детей. Характер общения в заключительной беседе побуждает ребенка целенаправленно воспроизводить знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Дети начинают усваивать простейшие обобщения, отражающие доступные для них связи между предметами и явлениями.

Успех обобщающей беседы во многом зависит от подготовки к ней воспитателя, от его личной заинтересованности и умения руководить беседой. Он должен ясно представить предмет беседы, продумать ее содержание, сформулировать основные вопросы. Воспитателю должна быть ясна логическая последовательность беседы, чтобы не перескакивать с одного на другое. Обобщающая беседа состоит из трех частей: начала, основной части и окончания.

Начало беседы крайне ответственно, так как задача педагога -собрать внимание детей и дать направление их мысли. Начало беседы должно быть образно, эмоционально, восстанавливать у ребят образы тех предметов, явлений, которые они видели". Начать беседу можно по- разному :1) с обращения к детям типа "Сегодня мне пришлось ехать автобусом. И я подумала, а знают ли мои дети, каким видом транспорта можно передвигаться?"; 2) с чтения стихотворения (например, началом беседы о путешествии письма может послужить стихотворение С. Я. Маршака "Загадка");3) с показа картины (например, беседу об осени можно начать с показа репродукции картины И. Левитана "Золотая осень");4) с загадки (например, беседа о библиотеке предваряется загадкой о книге); 5) с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах (событиях, послуживших содержанием беседы (например, начиная беседу о железной дороге, спросить: "Дети, кто из вас ездил в поезде?").

В основной части беседы раскрывается конкретное содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставятся вопросы, чтобы развитие темы было целенаправленным и чтобы дети-дошкольники от нее не отвлекались. Воспитателю необходимо много поработать над содержанием и формулировкой вопросов, чтобы они были понятны всем детям и достигли цели. Непродуманная постановка вопросов обрекает беседу на неудачу. По мнению Е. И. Тихеевой, умение спрашивать - дело не легкое. Задать вопрос, значит поставить перед ребенком ту или иную мыслительно-речевую задачу. В зависимости от того, какую мыслительно - речевую задачу выдвигает вопрос, его можно отнести к репродуктивным или поисковым вопросам. Репродуктивные вопросы требуют ответа в форме простой констанции (называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов). Это вопросы: что? как? Они помогают припомнить конкретные данные об объектах, на основе которых можно сделать обобщение ("Какой скоро будет праздник?"; "Как называется профессия человека, который учит детей?" и др.). Поисковые вопросы начинаются со слов "почему", "отчего", "зачем". Эти вопросы требуют установления причинно-следственных связей, обобщений, умозаключений, выводов ("Для чего нужен почтовый ящик?"; "Почему надо бережно относиться к хлебу?" и др., При проведении бесед важно также использовать: 1) вопросы, наталкивающие на сравнение: контраст помогает ребенку лучше усвоить понятие. Например, рассматривая картину, на которой изображены корова с теленком, можно спросить: "Чем отличается корова от теленка?";2) вопросы, побуждающие детей к самостоятельным выводам, обобщениям. Так, после беседы о труде помощника воспитателя, можно спросить: "Как можно облегчить ее труд, помочь ей?";3) вопросы, требующие обобщения в слове, т. е. употребления соответствующего понятия. Например: "Яблоко, груша, слива - как все это назвать одним словом? (фрукты)", а "Автомобиль, автобус, трамвай?" (транспорт).

В зависимости от полноты и степени самостоятельности ответов детей можно использовать наводящие и подсказывающие вопросы. Они помогают дошкольникам не только точнее уловить смысл спрашиваемого, но и наталкивают на правильный ответ и дают возможность самостоятельно справиться с заданием. Например, основной вопрос "Что варят из фруктов?" (компот); наводящий вопрос "Что очень вкусное, сладкое можно намазать на хлеб?" (варенье, повидло); подсказывающий вопрос "А джем варят?"

Е. И. Радина и Э. П. Короткова сформулировали следующие требования к вопросам, которые задает воспитатель детям:

1) формулируя вопрос, педагог должен ясно представить себе, какой ответ он ждет от ребенка; 2) вопросы должны быть конкретными, четко сформулированы; 3) в вопросах не должно быть не понятных для детей слов; 4) не рекомендуется задавать вопросы, не способствующие развитию мысли; 5) нельзя задавать вопросы в отрицательной форме, так, как он провоцирует детей на отрицательный ответ; 6)вопросы нужно формулировать в логической последовательности, не спеша, выделяя смысловые акценты при помощи логического ударения или паузы; 7) количество вопросов не должно загружать, затягивать беседу.

Для уточнения представлений дошкольников при необходимости во время беседы можно использовать наглядный материал: картинку, игрушку, модель. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Но не следует увлекаться обилием наглядности во время беседы, так как при этом теряется ее специфика как занятия. В основной части может быть несколько подтем, но не более 4-5, все они должны быть логически увязаны между собой.

В конце беседы полезно закрепить ее содержание или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать следующими способами: изложить содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное; провести дидактическую игру на том же программном материале; предложить детям прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы; прочитать художественный рассказ; дать задание на наблюдение или задание, связанное с трудовой деятельностью.

Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень активности. Одни очень активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе. Значительная часть детей слушает, но не высказывается в силу разных причин: из-за застенчивости и замкнутости, из-за пониженной самооценки (боятся высказаться хуже других, из-за речевых недостатков). Кроме того, в группе есть дети с неустойчивым вниманием, с ограниченным кругозором. При проведении беседы задача педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ним вопросов.

В методике определённо, в каких возрастных группах проводятся занятия – беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа – разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям и экскурсиям.

В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

Таким образом, беседы являются ценным методом не только познавательного развития, но и средством социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Синквейн» для активизации познавательной деятельности и как метод развития речи «Синквейн» -для активизации познавательной деятельности и как метод развития речи. Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится.

Интервьюирование, как метод развития речи с детьми дошкольного возраста Для развития речи и эмоциональных проявлений детей использую нетрадиционную форму проведения занятия - метод интервьюирования. Этот метод.

Использование театрализованной деятельности, как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком,.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для молодого специалиста «Как стать воспитателем» Воспитатель является одним из самых близких к ребенку взрослых. Занимаясь профессиональной подготовкой детей к школе, он сочетает в себе.

Консультация для родителей «Игра как метод обучения и развития дошкольника» Преимущество игры перед любой другой детской деятельность заключается в том, что в ней ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам,.

Наставничество «Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста» План работы Наставника Халимановой Л. В. с молодым специалистом Мельник Е. Б. на 2016-2017 учебный год. Цель работы: развитие профессиональных.

Пальчиковый театр как метод развития речи в группе детей 2–3 летПальчиковый театр как метод развития речи в группе детей 2–3 лет Цель: Развитие речи, мелкой моторики у детей раннего возраста, расширение кругозора детей Задачи: • формировать фонетико-фонематическую.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для молодого специалиста «Беседа как метод развития диалогической речи»
Опубликовано: 17 мая 2018 в 11:18
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для молодого специалиста «Беседа как метод развития диалогической речи»» (включая файлы) размещена пользователем АЛИНА ШАИМОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД