АЛИНА ШАИМОВА
Консультация для молодого специалиста «Беседа как метод развития диалогической речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа-это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.
Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Е. И. Радина, Э. П. Короткова и д р. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить. Дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связная речь, она учит правилам ведения диалога (слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять сказанного, доброжелательно оценивать высказывания товарищей и т. д.). В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. Беседа будет педагогически ценной, если, опираясь на имеющиеся знания и опыт детей, она сумеет захватить их, пробудит активную работу мысли, возбудит интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и поможет выработать у ребенка определенное отношение к обсужденным явлениям.
Публикация «Консультация для молодого специалиста „Беседа как метод развития диалогической речи“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Тема беседы должна быть близкой детям, отталкиваться от их жизненного опыта, знаний и интересов. Содержание беседы должны составлять явления, в основном знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие его сознание на более высокую ступень знания. Например, дошкольник из разговоров знает, что вороны и воробьи остаются зимовать, а грачи и скворцы улетают. Но почему одни остаются, а другие улетают - до этого ребенку самому трудно дойти, это требует пояснения. Содержание бесед лишь тогда оказывает сильное влияние на детей и оставляет след в их сознании, когда впечатления и знания получаются ребятами систематически и как бы наслаиваются одно на другое; когда важные в воспитательном отношении факты и выводы повторяются в разных вариантах. Также необходимо заботиться о накоплении у детей представлений, которые позволяли бы делать сравнения, сопоставления, раскрывать существующие связи, обобщать. Последующие беседы должны быть несколько сложнее ранее проведенных.
По назначению беседы могут быть :
1. Вводными (предваряющими, цель которых-создать интерес к предстоящей деятельности, подготовить детей к усвоению новых знаний, умений, навыков. Они должны быть краткими и эмоциональными.
2. Сопутствующими (сопровождающими, цель которых, поддержать интерес к наблюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить ясные, отчетливые знания. Они проводятся в процессе детской деятельности, экскурсий, прогулок. Специфика этих бесед состоит в том, что они активизируют различные анализаторы и закрепляют полученные впечатления в слове.
3. Заключительными (итоговыми, обобщающими, цель которых-уточнить, закрепить, углубить и систематизировать знания и представления детей. Характер общения в заключительной беседе побуждает ребенка целенаправленно воспроизводить знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Дети начинают усваивать простейшие обобщения, отражающие доступные для них связи между предметами и явлениями.
Успех обобщающей беседы во многом зависит от подготовки к ней воспитателя, от его личной заинтересованности и умения руководить беседой. Он должен ясно представить предмет беседы, продумать ее содержание, сформулировать основные вопросы. Воспитателю должна быть ясна логическая последовательность беседы, чтобы не перескакивать с одного на другое. Обобщающая беседа состоит из трех частей: начала, основной части и окончания.
Начало беседы крайне ответственно, так как задача педагога -собрать внимание детей и дать направление их мысли. Начало беседы должно быть образно, эмоционально, восстанавливать у ребят образы тех предметов, явлений, которые они видели". Начать беседу можно по- разному :1) с обращения к детям типа "Сегодня мне пришлось ехать автобусом. И я подумала, а знают ли мои дети, каким видом транспорта можно передвигаться?"; 2) с чтения стихотворения (например, началом беседы о путешествии письма может послужить стихотворение С. Я. Маршака "Загадка");3) с показа картины (например, беседу об осени можно начать с показа репродукции картины И. Левитана "Золотая осень");4) с загадки (например, беседа о библиотеке предваряется загадкой о книге); 5) с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах (событиях, послуживших содержанием беседы (например, начиная беседу о железной дороге, спросить: "Дети, кто из вас ездил в поезде?").
В основной части беседы раскрывается конкретное содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставятся вопросы, чтобы развитие темы было целенаправленным и чтобы дети-дошкольники от нее не отвлекались. Воспитателю необходимо много поработать над содержанием и формулировкой вопросов, чтобы они были понятны всем детям и достигли цели. Непродуманная постановка вопросов обрекает беседу на неудачу. По мнению Е. И. Тихеевой, умение спрашивать - дело не легкое. Задать вопрос, значит поставить перед ребенком ту или иную мыслительно-речевую задачу. В зависимости от того, какую мыслительно - речевую задачу выдвигает вопрос, его можно отнести к репродуктивным или поисковым вопросам. Репродуктивные вопросы требуют ответа в форме простой констанции (называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов). Это вопросы: что? как? Они помогают припомнить конкретные данные об объектах, на основе которых можно сделать обобщение ("Какой скоро будет праздник?"; "Как называется профессия человека, который учит детей?" и др.). Поисковые вопросы начинаются со слов "почему", "отчего", "зачем". Эти вопросы требуют установления причинно-следственных связей, обобщений, умозаключений, выводов ("Для чего нужен почтовый ящик?"; "Почему надо бережно относиться к хлебу?" и др., При проведении бесед важно также использовать: 1) вопросы, наталкивающие на сравнение: контраст помогает ребенку лучше усвоить понятие. Например, рассматривая картину, на которой изображены корова с теленком, можно спросить: "Чем отличается корова от теленка?";2) вопросы, побуждающие детей к самостоятельным выводам, обобщениям. Так, после беседы о труде помощника воспитателя, можно спросить: "Как можно облегчить ее труд, помочь ей?";3) вопросы, требующие обобщения в слове, т. е. употребления соответствующего понятия. Например: "Яблоко, груша, слива - как все это назвать одним словом? (фрукты)", а "Автомобиль, автобус, трамвай?" (транспорт).
В зависимости от полноты и степени самостоятельности ответов детей можно использовать наводящие и подсказывающие вопросы. Они помогают дошкольникам не только точнее уловить смысл спрашиваемого, но и наталкивают на правильный ответ и дают возможность самостоятельно справиться с заданием. Например, основной вопрос "Что варят из фруктов?" (компот); наводящий вопрос "Что очень вкусное, сладкое можно намазать на хлеб?" (варенье, повидло); подсказывающий вопрос "А джем варят?"
Е. И. Радина и Э. П. Короткова сформулировали следующие требования к вопросам, которые задает воспитатель детям:
1) формулируя вопрос, педагог должен ясно представить себе, какой ответ он ждет от ребенка; 2) вопросы должны быть конкретными, четко сформулированы; 3) в вопросах не должно быть не понятных для детей слов; 4) не рекомендуется задавать вопросы, не способствующие развитию мысли; 5) нельзя задавать вопросы в отрицательной форме, так, как он провоцирует детей на отрицательный ответ; 6)вопросы нужно формулировать в логической последовательности, не спеша, выделяя смысловые акценты при помощи логического ударения или паузы; 7) количество вопросов не должно загружать, затягивать беседу.
Для уточнения представлений дошкольников при необходимости во время беседы можно использовать наглядный материал: картинку, игрушку, модель. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Но не следует увлекаться обилием наглядности во время беседы, так как при этом теряется ее специфика как занятия. В основной части может быть несколько подтем, но не более 4-5, все они должны быть логически увязаны между собой.
В конце беседы полезно закрепить ее содержание или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать следующими способами: изложить содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное; провести дидактическую игру на том же программном материале; предложить детям прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы; прочитать художественный рассказ; дать задание на наблюдение или задание, связанное с трудовой деятельностью.
Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень активности. Одни очень активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе. Значительная часть детей слушает, но не высказывается в силу разных причин: из-за застенчивости и замкнутости, из-за пониженной самооценки (боятся высказаться хуже других, из-за речевых недостатков). Кроме того, в группе есть дети с неустойчивым вниманием, с ограниченным кругозором. При проведении беседы задача педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ним вопросов.
В методике определённо, в каких возрастных группах проводятся занятия – беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа – разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.
В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям и экскурсиям.
В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.
Таким образом, беседы являются ценным методом не только познавательного развития, но и средством социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.