Наталья Синева
Консультация для воспитателей «Семейное чтение, как средство духовно-нравственного становления личности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Семейное чтение как средство
духовно-нравственного становления
личности и духовного обогащения
семьи»
Составила воспитатель Синева Н. В.
2015 г.
В современной России в настоящее время очень мало читают. В последние годы в СМИ нет, нет, да и возникнет дискуссия о том, нужны ли книги. Может быть их может заменить компьютер или телевизор. Выражение «Чтение-окно в мир познания» сегодня устарело. Печально, но компьютер и телевизор для наших детей- это и развлечение, и источник информации, и эмоциональная подпитка. Конечно, и телепередачи бывают умными, и компьютерные игры полезными. Но чаще они только обучают, а духовно не развивают.
Публикация «Консультация для воспитателей „Семейное чтение, как средство духовно-нравственного становления личности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
На протяжении веков именно герои книг формировали характер юного человека, его нравственные качества. На классической литературе выросло и сформировалось не одно поколение детей и подростков и даже в неблагополучных семьях из уличных мальчишек подчас только лишь благодаря чтению вырастали настоящие мужчины: честные, смелые, надежные.
В современном мире традиция семейного чтения становится, как никогда актуальна. Где если ни в книгах, человек может найти утешение и ответы на многие вопросы. Книги, которые формируют домашний круг должны отличаться теплотой, объединять семью.
К. Д. Ушинский писал: «Читать- это ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». Чтение лежит в основе духовного воспитания личности и задача родителей – привить ребенку любовь к чтению. Но как это сделать?
Необходимо подбирать произведения детской художественной литературы с учетом возраста и жизненного опыта. В отобранных произведениях необходимо выделить ситуации, с которыми ребенок может встретится или уже встречался в реальной жизни. Также необходимо вскрыть воспитательный потенциал этих ситуаций.
Замечательная семейная традиция – читать и обсуждать книги. Обсуждая с ребенком на равных поступки героев и ситуации, описанные в книге родители могут построить с ребенком доверительные отношения, научат его формулировать и высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других. С помощью вопросов необходимо побуждать ребенка высказывать свои соображения, почему произошла ситуация, почему каждый из героев вел себя именно так, а не иначе, как это сказалось на судьбах других людей. Родители могут проиграть разбираемую в книге ситуацию в виде игры, с тем, чтоб ребенку было легче представить себя на месте персонажей и действовать с их позиции.
Все это научит ребенка тщательно взвешивать свои слова и поступки, он будет задумываться о том, как они повлияют на чувства и настроения близких ему людей. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье и помочь в этом могут прекрасные произведения писателей-классиков.
Чтобы чтение сближало родителей с ребенком необходимо соблюдать правила:
1. нужно выбрать такое время, когда вы интуитивно почувствуйте, что готовы к чтению.
2. необходимо найти место, где вам обоим будет удобно.
3. постараться сделать так, чтоб во время чтения вас никто не беспокоил.
4. неотвлекатьсяна это короткое время, а подарить свое внимание только ребенку. И тогда ваша близость поможет ребенку чувствовать себя уверенным и счастливым от совместного дела.
Очень важно, чтобы взрослые читали художественные произведения в режиме медленного чтения. Последовательность шагов совместного медленного чтения детей и взрослых, в том числе и родителей продиктовано особенностями читательской деятельности и включает в себя четыре этапа.
Первый этап. Рассматривание книги с ребёнком. Обсуждение названия текста, иллюстраций. Беседа о том, какие вопросы возникли, на что вы обратили внимание. Главный результат- возникновение желания прочитать книгу.
Второй этап. Чтение текста взрослым в режиме медленного чтения (с остановками для комментариев, включение воображения, усиление эмоций). Главное – чтобы остановки не затягивались, не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Задача остановок – помочь маленькому читателю «войти в текст».
Третий этап. Обсуждение прочитанного. Делать это можно по -разному:
-предложить коротко рассказать, в чем суть текста. Если трудно, необходимо задать наводящие вопросы. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за неудачи, торопить его.
-можно поиграть в игру «Правда – неправда». Ребенок отгадывает, где правда, а где ложь в ваших утверждениях, например «Посадил дед репку?», «Вытащил дед репку?» Свои ответы ребенок должен обосновать.
-можно предложить выразить отношение к прочитанному с помощью красок, мимики, жестов.
Четвертый этап. Воспроизведение и осмысление прочитанного с помощью специальных заданий:
-можно разыграть рассказ в лицах, где взрослый говорит за автора, а ребенок – от лица героев.
-если ребенку трудно запомнить сюжет, можно предложить ему нарисовать ему «мультик» с помощью взрослого он вспомнит и нарисует основные сцены, а потом опираясь на картинки, попробует «озвучить» мультфильм.
-также предлагать задания на свободное рассказывание с использованием иллюстраций и иных зрительных опор.
Главное на этом этапе – взрослый должен понять, на какие сферы читательской деятельности (эмоции, воображение, реакция на содержание) в первую очередь воздействует художественное произведение.
Работа с текстом обеспечивает:
-эмоциональную отзывчивость (сопереживание ситуации, героям, автору);
-постижение содержания произведения на репродуктивном (пересказ, аналитическом (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, матировка событий, поступкам героев) уровнях;
-осмысление художественной формы на уровне деталей и композиции.
Таким образом, семейное чтение- это лучший вид коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, тепло духовного общения. Живое общение с книгой, которую малыш читает с мамой и папой, весомый аргумент к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка к новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь.
Также семейное чтение – домашняя педагогика чтения. Она компенсирует дефицит общения. Время отданное ритуалу семейного чтения сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.
Поэтому домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушаний, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Важно помнить – что минуты, проведенные за семейным чтением, останутся с ребенком на всю жизнь.