Светлана Гольцева
Экспериментально-исследовательский проект «Наш весёлый огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Большеболдинский детский сад «Солнышко» 2020-2021уч. г.
Экспериментально-исследовательский проект
"НАШ ВЕСЁЛЫЙ ОГОРОД"
для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила воспитатель:
Гольцева Светлана Леонидовна
с. Б. -Болдино, 2021
Руководитель проекта : воспитатель старшей группы – Гольцева Светлана Леонидовна
Возраст участников проекта : дети от 5 до 6 лет.
Публикация «Экспериментально-исследовательский проект „Наш весёлый огород“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Состав проектной группы : воспитатели и воспитанники группы, родители воспитанников, помощник воспитателя, муз. руководитель.
Тип проекта : среднесрочный (март-сентябрь 2021г, групповой, экспериментально-исследовательский, творческий.
Направленность деятельности участников проекта – познавательно-игровой.
Проблема проекта : Можно ли прорастить семена овощных культур в детском саду и пересадить рассаду в открытый грунт?
Цель проекта :
• Расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода на подоконнике, с последующей пересадкой рассады овощных культур в открытый грунт и сбором урожая.
• Вовлечение детей в практическую деятельность по проращиванию овощных культур в комнатных и природных условиях.
Задачи проекта :
1. Формировать представления детей о сельхозработах, проводимых в весенний период в огороде.
2. Расширять представление детей о жизни растений (овощн. культур).
3. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян (овощн. культур).
4. Участвовать в посильной практической деятельности.
5. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений (овощн. культур).
6. Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
7. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
8. Воспитывать бережное отношение к растениям.
9. Воспитывать бережное отношение к своему труду, труду других детей и взрослых.
10. Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
11. Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.
12. Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Актуальность проекта : Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и проращивании растений (овощных культур) в комнатных условиях, с последующей пересадкой рассады овощных культур в открытый грунт и сбором урожая.
Проектная идея : Создать в группе детского сада огород на подоконнике,
пересадить рассаду овощных культур на приусадебный участок д/с,
собрать урожай овощей.
Интеграция образовательных областей: в данном проекте просматриваются и взаимодействуют все образовательные области.
Этапы реализации проекта :
1 ЭТАП: Организационно - подготовительный
Деятельность педагога Деятельность детей
совместно с педагогом Взаимодействие с семьёй
Проведение первичной диагностики по данной теме (Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур).
Подбор и изучение методической литературы.
Создание предметно- развивающей среды по теме проекта.
Составление перспективного плана.
Дети выбирают культуры, которые хотят и будут выращивать; изучают правила ухода и потребности растений.
Проведение родительского собрания «Участие в проекте «Огород на подоконнике» (Обсуждение цели и задач, подбор необходимого материала для создания огорода)
2 ЭТАП: Рефлексивно диагностический
Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
3 ЭТАП: Практический
На данном этапе дети наблюдают за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети знакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины. Проводятся ООД, дидактические игры, беседы и т. д. (см. приложения)
Деятельность педагога Деятельность детей
совместно с педагогом Взаимодействие с семьёй
Подбор методической и художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т. д.
Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности
Пополнить папку дидактическими играми по экологии
Организация выставок, конкурсов: выставка рисунков детей «От семечка к ростку» конкурс «Угадай название овоща» и др.
Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями. Изготовление таблиц-указателей с названиями растений.
Конструирование огорода и забора.
Конструирование
«Наш ёжик Пых – помощник в огороде»
Худ. -эст. развитие:
* аппликация:
«Букет»;
«Корзина с овощами»;
*аппликация сюжетная «Наш огород»
лепка:
«Декоративное панно» (коллективная работа); «Тюльпан» (налеп); «Насекомые помощники».
Рисование:
«Я на огороде»;
«Мое любимое растение», «Букет в подарок»;
«Цветочная фантазия» (нетрадиционная техника);
«Овощи» (рисование с натуры).
Познавательное развитие: *рассматривание семян растений;
*наблюдение за рассадой;
* наблюдение за ростом и развитием растения.
Труд:
*посадка семян овощей;
* составление графика полива огорода, *организация дежурства, *коллективные, индивидуальные трудовые поручения.
*пересадка рассады овощей в открытый грунт
Социально-коммуникативное развитие:
*Д/И «Собери растение», *«Что за чем», *«Инструменты садовника».
*«Правила работы с инструментами»;
* «О пользе овощей»(беседа); (просмотр мультфильма) *«Немытые овощи есть нельзя».
Сюжетно-ролевые игры : «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму»
Речевое развитие:
составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде.
Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
Участие в эстетическом оформлении «огорода»
группы.
Беседы: «В мире растений»; «Овощные культуры»
ООД с детьми: «Все начинается с семечка»,
Рассматривание семян (укропа, помидор, огурцов и др.)
«Посев семян», «Первые всходы»
Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др.
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Сочинение сказок об овощах.
Слушание и разучивание песенок об овощах.
Опытно-экспериментальная деятельность : - «Строение растений» - «Размножение, рост, развитие растений» - «Условия, необходимые для жизни растений» :
• Земля / Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т. д. /
• Вода и растения / Выявить насколько вода необходима для роста растений/
• Солнце и растения /Определить роль солнца в жизни растений/
• Человек и растения / Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека/
Совместное изготовление воспитатель-ребенок-родитель кукольного театра, для показа придуманных сказок.
Создание совместно с ребенком альбома «Мой любимый овощ»
Конкурс рисунков
«Овощная семья»
Подбор информации для детей «Это интересно»
4 ЭТАП – заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Деятельность педагога Деятельность детей
совместно с педагогом Взаимодействие с семьёй
Проведение вторичной диагностики по данной теме. (Выявление уровня приобретённых знаний детей в процессе посадки и выращивания овощных культур).
Составление отчета о проделанной работе;
Оформление документации;
Подготовка презентации проекта.
Развлечение «Есть у нас огород»
Изготовление макета «Строение растения».
Презентация альбомов «Наш весёлый огород»
Создание коллекции семян овощных культур
Ожидаемые результаты реализации проекта :
1. Получение детьми знаний о строении растений.
2. Формирование знаний детей о росте овощных культур в комнатных и природных условиях.
3. Формирование знаний детей по уходу за растениями и условиями их содержания.
4. Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
5. Развитие познавательного интереса у детей, любознательности, коммуникативных навыков.
6. Развитие умений правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
7. Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Кадровое обеспечение.
Участники проекта :
- основной воспитатель (руководитель проекта);
-подменный воспитатель;
- дети старшего дошкольного возраста;
- родители воспитанников (совместная деятельность);
- муз. руководитель (совместная деятельность).
2. Информационное обеспечение.
- видео презентации (интернетресурсы)
- мультфильмы
- наглядно-дидактические пособия, книги.
3. Материально-техническое обеспечение.
- оборудование для ухода за растениями;
- семена
- фотоаппарат;
- компьютер;
- муз. центр
Список используемой литературы:
Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2009
Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2008
Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. -М. : Издательский центр «Академия», 2001
Николаева С. Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. –М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010
Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель,2011
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.
ФОТО
Выбор семян Подготовка семян к замачиванию
Замачивание семян
Замачивание семян овса и пшеницы
Подготовка почвы, посев и полив семян
Посадка картофеля
Оформление огорода на подоконнике
Первые всходы, полив, наблюдение
Подготовка грядок в огороде, подготовка рассады для высадки в грунт
Первые всходы
Полив, прополка, уборка урожая