Ирина Флигинских
Опытно-экспериментальная с мелом в ДОУ для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Наш город расположен на склонах меловых гор, за это получил название белый город-Белгород. Представляю подборку опытов с мелом
Опыты для детей 5-6 лет в детском саду
Интересные опыты для детей
В старшей группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Публикация «Опытно-экспериментальная с мелом в ДОУ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Несколько важных советов:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Наблюдения и эксперимент №1. Какой мел мягче: сухой или мокрый?
Подготовка к основному наблюдению: берем мелки для этого и делим на две части. Одну порцию мелков кладем в миску и заливаем водой. Залили? А теперь внимательно на мелки, которые в воде, посмотрим. Что наблюдаем? Видим, как из мелков выходят пузырьки. Что это за пузырьки? Откуда они? Что это такое? Это пузырьки воздуха, вода вытесняет его из мелков.
Пока одна часть мелков лежит в воде, перейдем к основному наблюдению и опыту с другой частью мелков.
Можно ли мел превратить в порошок? Что для этого потребуется? Большой камень и миска. Растираем мел, превращаем его в в порошок. Легко ли раздавливать сухой мел?
После того, как раздавили сухой мел, переходим к сырому мелу. Раздавим его. Если сырой мел раздавить, получим ли мы порошок? Растираем мел. Сравниваем: что легче сырой мел растирать или сухой?
! Не смешиваем цвета, то есть каждый цветной мелок растираем в отдельной миске. Те мелки, которые замочили в воде, растираем НЕ все.
Наблюдения и эксперимент №2. Что будет, если мел поместить в бутылку с водой? Растворяется ли мел?
Выясним сначала, что значит раствориться в воде. После чего переходим к опыту. Берем бутылку, наливаем в нее воды. Какая вода? Прозрачная. Затем берем меловой порошок, который мы получили от предыдущего опыта, насыпаем его в бутылку, тщательно перемешиваем или взбалтываем. Что мы видим? Вода мутная, окрасилась в цвет мела. Что произойдет, если бутылку оставить в покое, не трясти ее какое-то время?
Наблюдаем…
По истечении какого-то времени мы сможем увидеть осадок и прийти к выводу, что мел в воде не растворяется.
Наблюдения и эксперимент №3. Теперь мы будем рисовать и сравнивать. Какими мелками рисовать удобнее сырыми или сухими? Какими выходит ярче?
Берем картон толстый или дощечку, а также мелки, которые замочили в самом начале. Приступаем к рисованию, сначала рисуем сухими, затем пробуем сырыми. Озвучиваем свои наблюдения.
Наблюдения и эксперимент №4. Что произойдет с камнем, если его положить в меловую воду?
Для этого опыта, который затем мы превратим в игру, понадобится:
камни
миски с водой, в которых растерт и перемешан мел, в каждой миске свой цвет
Берем камни и опускаем в ту или иную миску с мелом. Хорошенько камень в валяем в меловом растворе, достаем и высушиваем на солнышке. Когда камень высохнет мы заметим, как он слегка окрасился в цвет мела.
Сюжетно-ролевая игра «Пончики», мероприятие №5.
Открываем кафе, в котором делают пончики. Пончики у нас не простые, со вкусом ягод, фруктов: есть клубничные, черничные, лимонные и так далее. Цвет пончиков будет зависеть от того, в какой цвет окрашен камень. А окрашиваем камень, помещая его в меловой раствор и высушивая потом на солнце.
Ход игры: оформляем стойку кафе. За стойкой работает один повар, он же продавец. Покупатели подходят к стойке, приветствуют продавца, интересуются, что он продает, вкусные ли у него пончики. На что продавец рассказывает, расхваливает свой кулинарный шедевр. После чего покупатель заказывает пончик, с определенным вкусом, может быть несколько пончиков. Продавец продает, благодарит и желает приятного аппетита.
Опыт №1. «Исчезающий мелок»
Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.
Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.
Опыт №2. «Извергающийся вулкан»
Необходимый инвентарь:
Вулкан:
- Конус слепить из пластилина (можно взять уже однажды использовавшийся пластилин)
- Сода, 2 ст. ложки
Лава:
1. Уксус 1/3 стакана
2. Красная краска, капля
3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился;
Опыт №3. «Лава – лампа»
Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.
Опыт : Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Опыт №4. «Дождевые облака»
Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно) : сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. Этот "опыт" можно провести и на уроке природоведения, и в детском саду в старшей группе и дома с детьми всех возрастов - он зачаровывает всех, и дети просят повторить его снова и снова.
Так что, запаситесь пеной для бритья.
В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.
Опыт №5. «Краснокочанная химия»
Мелко нарезанную капусту кладем в стаканчик и заливаем кипятком на 5 минут. Процеживаем сквозь тряпочку настой из капусты.
В другие три стаканчика наливаем холодную воду. В один стакан добавляем немного уксуса, в другой, немного соды. Добавляем капустный раствор в стакан с уксусом – вода покраснеет, добавляем в стакан с содой – вода окрасится в голубой цвет. Добавляем раствор в стакан с чистой водой – вода останется темно-синей.
Опыт №6. «Надуй шар»
Налей воду в бутылку и раствори в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельном стакане смешай сок лимона с уксусом и вылей в бутылку.
3. Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться. Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.
Опыт №7. «Цветное молоко»
Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Опыт : Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель разных пищевых красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.