Елена Ковтун
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе детей с ТНР на тему «Насекомые и пауки»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТНР «СОЛНЫШКО»
на тему : «Насекомые и пауки».
учителя-логопеда Ковтун Елены Михайловны
государственного казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2
«Золотой ключик»
г. Минеральные Воды, Ставропольского края
Дата проведения: 16.05.2024 г.
Тема: «Насекомые».
Программное содержание:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе детей с ТНР на тему „Насекомые и пауки“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пауки, паучки, паукообразные
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Коррекционно-развивающие: Развивать общие речевые навыки. Развивать умение детей загадывать и разгадывать загадки. Развивать длительный плавный выдох, диалогическую речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, ловкость.
Образовательные : Расширять представления детей о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые и пауки». Совершенствовать грамматический строй речи (образование слов-антонимов). Совершенствовать синтаксический строй речи (составление слож-носочиненных предложений с противительным союзом а). Совершенствовать навыки звукового, звукобуквенного и слогового анализа слов. Формировать предложно-падежные конструкции. Развивать синтаксическую сторону речи (составление простых предложений). Совершенствовать навыки анализа предложений.
Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствовать навык чтения.
Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: Магнитная доска, обруч с висящими на нем бумажными бабочками, пеналы, мяч, предметные картинки с изображениями насекомых, готовые звуковые схемы слов, схемы предложений, карточка с ребусом, плоскостные ромашки (белая, желтая, розовая, картина «Насекомые и пауки», карточки с графическим рисунком, фишки.
Предварительная работа: Рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них, расширение словаря. Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище». Разучивание уп-ражнения «Гусеница». Составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а на индивидуальных занятиях с логопедом. Разучивание загадок о насекомых.
Словарная работа: насекомое, бабочка, жук, паук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, муха, муравей, гусеница, божья коровка, кузнечик, крыло, глаза, усы, личинка, куколка, яйцо; ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать; толстый, тонкий, большой, маленький, короткий, длинный, широкий, узкий, большой, маленький.
Индивидуальная работа: с Марком, Макаром, Женей, Егором – закреплять умение загадывать и отгадывать загадки.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Игра с мячом «Назови насекомое».
Логопед приглашает детей в группу, организует приветствие, предлагает встать вокруг и поиграть в игру.
Логопед. Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами продолжим разговор о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Я буду бросать мяч, кто ловит мяч называет насекомое.
Логопед берет в руки обруч, на котором закреплены бумажные бабочки.
2. Упражнение «Разноцветные бабочки».
Логопед. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на занятие. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?
Дети. Нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.
Логопед. Правильно. Выполняйте упражнение.
Дети по очереди выполняют упражнение по 4—5 раз по команде логопеда.
3. Игра с мячом «Закончи предложение».
Логопед берет в руки мяч.
Логопед. Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Закончи предложение». Майский жук большой, а божья коровка.
1-й ребенок.. маленькая.
Логопед. У майского жука крылья короткие, а у стрекозы.
2-й ребенок.. длинные.
Логопед. У жука усы толстые, а у бабочки.
3-й ребенок.. тонкие.
Логопед. У шмеля спина широкая, а у водомерки.
4-й ребенок.. узкая.
Логопед: У бабочки крылья большие, а у мухи…
5-й ребёнок. …маленькие.
4. Упражнение «Гусеница».
Логопед предлагает детям сделать знакомое упражнение.
Этот странный дом без окон Дети лежат на спинах ногами в
У людей зовется «кокон». центр круга.
Свив на ветке этот дом, Поворачиваются на левый бок, поло-
Дремлет гусеница в нем. жив руки под щеку.
Спит без просыпа всю зиму. Переворачиваются на другой бок.
Но зима промчалась мимо — Ложатся на спину, потягиваются.
Март, апрель, капель, весна. Медленно садятся.
Просыпайся, соня-сонюшка! Потягиваются сидя.
Под весенним ясным солнышком Встают, потягиваются стоя.
Гусенице не до сна. Бегут по кругу, машут руками, как
Стала бабочкой она! крылышками.
5. Отгадывание загадок о насекомых.
Логопед предлагает детям сесть на ковер и загадать друг другу загадки о насекомых, которые вы знаете.
1-йребенок. Этот увалень мохнатый,
Сладкоежка полосатый,
Опускает хоботок
В распустившийся цветок. Кто это?
Дети. Это шмель. Он полосатый. Он собирает нектар хоботком.
2-й ребенок. Злюка тощая такая
Надо мной весь день летает
И ужалит ненароком,
Если я измажусь соком. Кто это?
Дети. Это оса. Она злая, тощая и больно жалит.
3-й ребенок. По листочку проползает,
Всюду дырки оставляет.
Вот прожорливая штучка,
А свернулась закорючкой. Кто это?
Дети. Это гусеница. Она прогрызает дырки в листочках, сворачивается закорючкой.
4-й ребенок. Звон весь день в ушах стоит.
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора.
Длинный нос у.
Дети. Комара.
Логопед. Вы сумели и загадать, и отгадать загадки, а еще и красиво говорили. Молодцы!
6. Упражнение «Найди место».
Логопед. Возьмите на столе карточки с изображением насекомых. Сядет на место тот, кто вспомнит их названия и определит первый звук в словах.
1-й р е б е н о к. Жук. Первый звук [ж].
2-й ребенок. Стрекоза. Слово начинается со звука [с].
3-й ребенок. Муравей. Первый звук [м].
4-й ребенок. Гусеница. Слово начинается со звука [г].
Логопед. Хорошо. Молодцы!
7. Рассматривание картины «Насекомые и пауки» и беседа по ней.
Логопед предлагает детям сесть на стульчики, и рассмотреть картину.
Логопед. Расскажите, каких насекомых вы видите на картине, что они делают. Составьте предложения сразу о двух насекомых, как мы делали это на индивидуальных занятиях.
1-й р е б е н о к. Разноцветная бабочка вьется над цветком клевера, а стрекоза кружится над водой.
2-й ребенок. Мохнатый шмель собирает нектар с цветка одуванчика, а бабочка хочет взять нектар из цветка клевера.
3-й ребенок. Зеленый кузнечик сидит на листке травы, а муравьи ползут по песку.
4-й ребенок. Паук быстро бежит по песку, а жук медленно ползет по листку травы.
5-й ребёнок. Маленький комар звенит над травой, а майский жук жужжит в траве.
8. Упражнение «Составь предложение».
Логопед помещает на магнитную доску две карточки со схемами предложений.
Логопед. Составьте предложения по картине, которые подойдут вот к этим схемам.
Дети составляют предложения и показывают, к какой схеме они подходят.
1-й ребенок. Муравей несет соломинку.
2-й ребенок. Бабочка кружит над цветком.
3-й ребенок. Кузнечик сидит в траве.
4-й ребенок. Стрекоза летает над озером.
5-й ребёнок. Жук ползет по листку.
Логопед. Молодцы. Вы справились и с этим заданием!
Логопед убирает картину и предлагает детям перейти к столу.
9. Упражнение «Подбери схему».
Логопед помещает на магнитной доске готовые схемы слов, а детям раздает картинки.
Логопед. Кто или что у вас на картинках? Произнесите названия картинок.
Дети. Жук. Оса. Усы (у жука). Муха. Комар. Паук.
Логопед. Поместите свои картинки под соответствующие словам схемы.
10. Разгадывание ребуса.
Логопед убирает с магнитной доски схемы и картинки и помещает на него карточку с ребусом.
Логопед. Разгадайте ребус.
Д е т и. В слове лук нужно заменить первую букву на букву Ж. Получится жук.
11. Упражнение «Что спрятал художник?»
Логопед раздает детям карточки, на столе пеналы.
Логопед. Посмотрите на свои карточки. Что спрятал художник в этом рисунке?
Дети. Соты, горшок с медом, ложку и двух пчел.
Логопед. Правильно. Обведите пчел по контуру, а потом правильно раскрасьте их.
12. Упражнение «Кто скорее?»
Логопед. А теперь проведем соревнование. Разделите на слоги слова соты, горшок, ложка, пчела, мед. Положите столько фишек на соответствующее изображение, сколько слогов в этом слове. Посмотрим, кто выполнит это задание первым. Раз, два, три. Начинайте!
Дети выполняют задание. Логопед проверяет правильность его выполнения и определяет победителя.
13. Игра «На полянке». (компьютерная игра)
Логопед. Расскажите, где находится бабочка по отношению к домику.
1-й р е б е н о к. Бабочка летает перед домом.
2-й ребенок. Бабочка летает над домом.
3-й ребенок. Бабочка летает под домом.
4-й ребенок. Бабочка пролетает перед домом.
5-й ребенок. Бабочка летает возле дома.
14. Упражнение «Кто лишний?»
Логопед приглашает детей выйти на ковер. Они удобно располагаются на нем.
Логопед. Я хочу проверить, насколько вы внимательны. Я буду произносить слова, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему. Бабочка, комар, воробей, жук. Кто лишний?
1 -й р е б е н о к. Лишний воробей. Это птица, а бабочка, комар и жук — насекомые.
Логопед. Божья коровка, кузнечик, паук, гусеница.
2-й ребенок. Лишний паук. Его не относят к насекомым.
15. Игра «Разноцветные ромашки».
Логопед раскладывает на столе плоскостные изображения насекомых, а на ковре три плоскостных изображения цветков.
Логопед. Эти ромашки называются космея. Посадите на розовую ромашку тех насекомых, в названиях которых один слог, на желтую — тех, в названиях которых два слога, на белую — тех, в названиях которых три слога.
Дети выполняют и комментируют задание.
16. Упражнение «Мы читать умеем».
Логопед предлагает детям перевернуть по одному лепестку ромашки и прочитать, что на нем написано.
1-й ребенок. Это жук. У жука усы. 2-й ребенок. Это оса. И у осы усы. 3-й ребенок. Вот муха. Муха сидит. 4-й ребенок. А это жаба. Жаба сидит под дубом.
17. Окончание занятия. Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались сегодня, а затем подводит итог изучения темы и оценивает работу детей.