Светлана Никитина
Нарушения в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной проблемы определяет сложная ситуация в современном обществе, которое отнюдь не идеально. В мире много жестокости, зла, безразличия людей к окружающим, а порой даже к своим родным и близким. Преступность растет с каждым днём. И всё это, зачастую, результат неправильного воспитания, результат насилия в семье, результат проявления агрессии родителей по отношению к детям, или просто безразличие. Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идёт с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей -отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречаются дети с аномалиями в развитии психики. У лиц, воспитывающиеся в семьях, где родители конфликтуют между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций. Так же духовное развитие во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, тёплыми контактами, уважительным отношением к детям у них формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умению разрешать конфликтные ситуации. Им более свойственно адекватное осознание образа «я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства.
Публикация «Нарушения в воспитании дошкольников» размещена в разделах
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребёнку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребёнка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитетность родителей, игнорирование интересов и мнений ребёнка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - всё это гарантия серьёзных неудач в формировании его личности. Отношения взрослых и детей, в каких бы конкретных условиях они не складывались, всё равно подразумевают определенное неравенство, иерархию. Многие проблемы во взаимоотношениях детей с взрослыми обостряются тогда, когда последние считают детей лишенными самостоятельности, не принимают их всерьёз. Дети так остро ощущают недоступность мира взрослых, а если их ставят перед фактом, реагируют либо агрессией, либо обидой и уходом в себя.
Не столь уж редка ситуация, когда родители упорно пытаются «воспитывать» ребёнка, желая реализовать с их помощью какие-либо ожидания, рассуждая по принципу: «Ну ладно, из меня певец не получился, но уж сына я музыкантом сделаю». Обычно это ведёт к конфликту, поскольку ребёнок прекрасно чувствует, что в нём видят не самостоятельную личность со своими целями и мечтами, а пытаются, заставить его жить чужой жизнью, естественно,это вызывает протест со стороны ребёнка. Подобный конфликт характерен для родителей, которым удалось достигнуть многого, приобрести весомый статус в обществе. Такие родители обычно предъявляют к ребёнку повышенные ожидания, ждут,что ребёнок «догонит и перегонит» их.
Для развития ребёнка одинаково неблагоприятны как ситуации излишней властности родителей, желающих полностью контролировать жизнь ребёнка, так и противоположные ситуации, когда родители самоустраняются от воспитания, дают ребёнку полную и неограниченную свободу. А ещё ситуации двоякого отношения, когда ребё нку говорят: «Ты же взрослый»! - если речь идёт о его обязанностях, но: «Ты ещё маленький»! - если он осмелился заявить о своих желаниях, появляется кризис в отношениях между ребёнком и родителями. Если родители до определённого времени потворствовали всем желаниям ребёнка, а потом, взялись за его воспитание и стали ему предъявлять строгие и бескомпромиссные требования, это спровоцирует серьёзные конфликты. Ребёнок, выросший в неполноценной семье, с недостатком внимания к себе со стороны родителей, в семье, явно выраженной антипатией к ребёнку, вырастает социально - дезадаптированная личность. Часто такие дети замыкаются в себе, не могут преодолевать препятствия, возникающие на их жизненном пути, и даже становятся агрессивными. Такие дети могут отставать в развитии, у них могут появляться психические отклонения. А это мешает вести полноценный образ жизни. Задача любого «здорового» общества - не только предотвратить последствия такого воспитания, но и исключить причины его появления.