Наталья Виноградова
Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи
Анализ литературы, посвященной проблеме словообразования, показал, что изучение этой темы имеет давние традиции. Изучением словообразования занимались многие зарубежные и отечественные ученые. В их психолингвистических исследованиях признается тесная взаимосвязь словообразования с познавательным и коммуникативным развитием, что допускает рассматривать их в онтогенетическом единстве.
Публикация «Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Развитие словообразования у детей связано с детским словотворчеством, периодом словообразования неологизмов или инноваций. Ребенок в процессе овладения речью знакомится с языком как с системой, но он не способен сразу усвоить всю сложнейшую языковую систему. Поэтому ребенок усваивает продуктивную словообразовательную модель и переносит ее на аналогичные случаи словообразования.
Проблему формирования словообразования в онтогенезе изучали: А. Н. Гвоздев, Т. Н. Ушакова, А. М Шахнарович, Д. Б. Эльконин, С. Н. Цейтлин и др.
Многие ученые отмечают наличие закономерных этапов в овладении словообразованием в различные периоды дошкольного детства.
По мнению А. Н. Гвоздева все виды суффиксов, имеющиеся в русском языке, используются в собственных новообразованиях ребёнка после 5 лет.
Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено развитие всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает присутствие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте детей. Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта.
Общее речевое недоразвитие также влияет на формирование у дошкольников интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.
Рядом исследователей у детей с общим недоразвитием речи отмечены : недостаточная устойчивость и объем внимания, недостаточная сформированность зрительного восприятия, отставания в развитии двигательной сферы, нарушение всех видов моторики (общей, мимической, мелкой, артикуляционной).
Процессы словообразования у детей с общим недоразвитием речи развиваются в том же порядке, что и у детей с нормальным речевым развитием.
Особенности усвоения грамматического строя речи детьми с общим недоразвитием речи выражаются в более медленном темпе усвоения, в несоответствии развития морфологической и синтаксической систем языка, смысловых и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.