Получи документы

Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников

татьяна шумилина
Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Народная песня

как основа развития песенных навыков дошкольников

Целью данной работы является формирование и развитие целостной, духовно богатой, нравственно чистой личности дошкольника путем приобщения его к народному творчеству.

Задачи:

1. Воспитание интереса и любви к русской народной культуре.

Публикация «Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников» размещена в разделах

2. Формирование духовно-нравственных качеств личности на основе изучения народных традиций.

3. Развитие художественного вкуса через приобщение к народным истокам.

Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т. д., – это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Народ существует, пока существует его язык и значит судьба народа – это судьба языка. Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. Поэтому в своей дошкольной деятельности музыкальным руководителям следует поставить перед собой задачу – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в народных песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; постепенно формировать интерес к песенному фольклору и обогащению словарного запаса детей.

Основной задачей музыкального руководителя в этой работе является знание физиологических и вокальных особенностей детского голоса. Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Гортань с голосовыми связками в два – два с половиной раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие, а звук детского голоса высокий. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной, поэтому детский голос очень легкий, несильный, но часто звонкий. Уже в дошкольном детстве голоса детей делятся на три природных типа: высокие, средние, низкие. Каждый из них, характеризуется присущей ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами. (Примарный диапазон – это небольшая часть, полтора-два тона, общего диапазона певческого голоса).

Пение – это не только один из самых любимых видов музыкальной деятельности, но и основное средство музыкального воспитания детей-дошкольников. Дети любят петь и охотно поют. Участвуя в пении, дети активно выражают свои переживания, чувства и глубже воспринимают музыку.

Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкально-педагогической теории и практике.

В детском саду знакомство с музыкальным фольклором осуществляется на музыкальных занятиях, индивидуальной работе, досугах, развлечениях, праздниках. Чтобы обучить детей народному пению, развить их вокальные возможности, необходимо систематическое вокальное воспитание.

В работе над песней можно выделить 3 этапа работы: ознакомление с песней, разучивание и закрепление.

Ознакомление с песней начинается с показа произведения музыкальным руководителем. Цель показа заключается в умении заинтересовать детей предлагаемой песней. Перед показом музыкальный руководитель коротко рассказывает о песне, а затем эмоционально её исполняет. Песню следует так исполнить, чтобы она понравилось детям.

На втором этапе ведётся работа над формированием и развитием вокально-хоровых навыков : звукообразования, голосоведения, певческого дыхания, дикции, ритмического воспроизведения и т. д. Разучивание песни производится по фразам, в медленном темпе. Показывая фразу, музыкальный руководитель обращает внимание на характер мелодии и ритмический рисунок, объясняет непонятные детям слова, добиваясь осмысленного, внятного произнесения текста. Если песня написана в куплетной форме, целесообразнее начать ее разучивание с припева.

На третьем этапе происходит закрепление знания песни; для этого используются разнообразные способы: индивидуальное, подгрупповое пение, пение по рядам и а капелла и т. д.

Народные песни удобны для исполнения. Протяжность в пении зависит от преобладания в словах гласных, поэтому народная песня прекрасный материал для обучения детей напевности.

Ритм несложных народных песен прост : это чередование восьмых и четвертей. Окончание музыкальной фразы четвертью, например в песенках «Петушок», «Зайка», «Сорока-сорока» и других, удобно для детского дыхания, так как оно в дошкольном возрасте короткое и ребёнок должен успеть сделать вдох перед началом следующей фразы.

Можно привести пример работы в младшей группе. В этом возрасте для улучшения качества пения нужно развивать звуковысотный слух и умение правильно воспроизводить звуки. Для этого в начале года выбираются песни, мелодия которых начинается со средних звуков, удобных для детского голоса: «Сорока-сорока», «Ладушки» обр. Н. Римского-Корсакова, «Петушок» обр. М. Красева, «Дождик» обр. Т. Попатенко.

Малыши обладают непроизвольным вниманием и поэтому организовать процесс обучения нужно так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы ребёнка. Этому требованию отвечают музыкально – дидактические упражнения, которые в игровой форме обучают и закрепляют знания по развитию музыкального слуха и голоса. Например, перед разучиванием песни «Зайка» в обработке Ан. Александрова можно попросить детей произнести слова «Заинька, зайка! Маленький зайка!» на высокой интонации, звонко протягивая первый слог, как бы зовём зайку. Такой настрой поможет начать песню с более высокого звука. А в освоении звуковысотности при разучивании русской народной песни «Петушок» можно предложить ребятам: «Какого петушка вы хотите сегодня увидеть – большого или маленького?» Если дети отвечают: «Маленького», педагог предлагает покричать как маленький петушок – тонким, высоким голосом. На фланелеграфе поставить картинку маленького петушка. Чтобы дети могли сравнить зрительно и на слух разницу между большим и маленьким петушками, руководитель выкладывает на фланелеграфе картинку большого петушка и дети поют песенку на более низких звуках. А чтобы убедиться, осознали ли дети высоту звуков, можно проиграв музыкальное вступление к песне в более высоком регистре и спросить, какой петушок поёт – маленький или большой. Помочь малоактивным детям проявить себя может исполнение роли маленького или большого петушка. Выполнение этого задания даёт возможность педагогу услышать каждого ребёнка и отметить его исполнительские данные.

Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню исключительно ценным средством художественного воспитания детей. Они легко усваивают народную мелодию, поют чисто и без поддержки музыкального инструмента.

Воспитательное значение народной песни велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей нравственного воспитания. В ней воспевается любовь к родному краю, Родине, своему народу.

Список литературы:

1. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967.

2. Ветлугина Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки / Ред. -сост. В. Н. Максимов. — М., 1980. — С. 229-244.

3. Орлова Т. М. и Бекина С. И. Учите детей петь, - М., 1986

4. Чешева С. И., Николаичева А. П. Музыка- детям. – М., 1985.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство развития изобразительных навыков у старших дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

«Пальчиковые игры — как основа развития речи дошкольников» В современном обществе с каждым годом, всё больше и больше рождается детей с отклонением в развитии, в том числе и детей с задержкой речи.

Музыкальное искусство и художественная деятельность-основа музыкального воспитания и развития дошкольников «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему….

Движение — основа для развития координационных способностей младших дошкольников Физическое развитие ребенка происходит по генетически заложенной программе. Однако доказано (П. К. Анохин, что реализация этой программы.

Опыт работы «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме: «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей.

Совместная деятельность как основа развития готовности дошкольников к взаимопомощи Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Черёмушки» города Балашова Саратовской области Совместная.

Свободное экспериментирование — одно из условий развития навыков сотрудничества у дошкольниковСвободное экспериментирование — одно из условий развития навыков сотрудничества у дошкольников Дошкольное детство – время познания всего нового и жутко интересного! Уже с трехлетнего возраста малыш карабкается в самые труднодоступные.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников Решетникова Виктория Владимировна Воспитатель.

Этапы развития коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности. Этапы развития коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности. Первый этап – создаются условия для развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников
Опубликовано: 26 ноября 2016 в 21:27
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем татьяна шумилина (УИ 570320) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД