татьяна шумилина
Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
как основа развития песенных навыков дошкольников
Целью данной работы является формирование и развитие целостной, духовно богатой, нравственно чистой личности дошкольника путем приобщения его к народному творчеству.
Задачи:
1. Воспитание интереса и любви к русской народной культуре.
Публикация «Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русские народные песни
- Темочки
2. Формирование духовно-нравственных качеств личности на основе изучения народных традиций.
3. Развитие художественного вкуса через приобщение к народным истокам.
Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т. д., – это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Народ существует, пока существует его язык и значит судьба народа – это судьба языка. Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. Поэтому в своей дошкольной деятельности музыкальным руководителям следует поставить перед собой задачу – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в народных песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; постепенно формировать интерес к песенному фольклору и обогащению словарного запаса детей.
Основной задачей музыкального руководителя в этой работе является знание физиологических и вокальных особенностей детского голоса. Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Гортань с голосовыми связками в два – два с половиной раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие, а звук детского голоса высокий. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной, поэтому детский голос очень легкий, несильный, но часто звонкий. Уже в дошкольном детстве голоса детей делятся на три природных типа: высокие, средние, низкие. Каждый из них, характеризуется присущей ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами. (Примарный диапазон – это небольшая часть, полтора-два тона, общего диапазона певческого голоса).
Пение – это не только один из самых любимых видов музыкальной деятельности, но и основное средство музыкального воспитания детей-дошкольников. Дети любят петь и охотно поют. Участвуя в пении, дети активно выражают свои переживания, чувства и глубже воспринимают музыку.
Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкально-педагогической теории и практике.
В детском саду знакомство с музыкальным фольклором осуществляется на музыкальных занятиях, индивидуальной работе, досугах, развлечениях, праздниках. Чтобы обучить детей народному пению, развить их вокальные возможности, необходимо систематическое вокальное воспитание.
В работе над песней можно выделить 3 этапа работы: ознакомление с песней, разучивание и закрепление.
Ознакомление с песней начинается с показа произведения музыкальным руководителем. Цель показа заключается в умении заинтересовать детей предлагаемой песней. Перед показом музыкальный руководитель коротко рассказывает о песне, а затем эмоционально её исполняет. Песню следует так исполнить, чтобы она понравилось детям.
На втором этапе ведётся работа над формированием и развитием вокально-хоровых навыков : звукообразования, голосоведения, певческого дыхания, дикции, ритмического воспроизведения и т. д. Разучивание песни производится по фразам, в медленном темпе. Показывая фразу, музыкальный руководитель обращает внимание на характер мелодии и ритмический рисунок, объясняет непонятные детям слова, добиваясь осмысленного, внятного произнесения текста. Если песня написана в куплетной форме, целесообразнее начать ее разучивание с припева.
На третьем этапе происходит закрепление знания песни; для этого используются разнообразные способы: индивидуальное, подгрупповое пение, пение по рядам и а капелла и т. д.
Народные песни удобны для исполнения. Протяжность в пении зависит от преобладания в словах гласных, поэтому народная песня прекрасный материал для обучения детей напевности.
Ритм несложных народных песен прост : это чередование восьмых и четвертей. Окончание музыкальной фразы четвертью, например в песенках «Петушок», «Зайка», «Сорока-сорока» и других, удобно для детского дыхания, так как оно в дошкольном возрасте короткое и ребёнок должен успеть сделать вдох перед началом следующей фразы.
Можно привести пример работы в младшей группе. В этом возрасте для улучшения качества пения нужно развивать звуковысотный слух и умение правильно воспроизводить звуки. Для этого в начале года выбираются песни, мелодия которых начинается со средних звуков, удобных для детского голоса: «Сорока-сорока», «Ладушки» обр. Н. Римского-Корсакова, «Петушок» обр. М. Красева, «Дождик» обр. Т. Попатенко.
Малыши обладают непроизвольным вниманием и поэтому организовать процесс обучения нужно так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы ребёнка. Этому требованию отвечают музыкально – дидактические упражнения, которые в игровой форме обучают и закрепляют знания по развитию музыкального слуха и голоса. Например, перед разучиванием песни «Зайка» в обработке Ан. Александрова можно попросить детей произнести слова «Заинька, зайка! Маленький зайка!» на высокой интонации, звонко протягивая первый слог, как бы зовём зайку. Такой настрой поможет начать песню с более высокого звука. А в освоении звуковысотности при разучивании русской народной песни «Петушок» можно предложить ребятам: «Какого петушка вы хотите сегодня увидеть – большого или маленького?» Если дети отвечают: «Маленького», педагог предлагает покричать как маленький петушок – тонким, высоким голосом. На фланелеграфе поставить картинку маленького петушка. Чтобы дети могли сравнить зрительно и на слух разницу между большим и маленьким петушками, руководитель выкладывает на фланелеграфе картинку большого петушка и дети поют песенку на более низких звуках. А чтобы убедиться, осознали ли дети высоту звуков, можно проиграв музыкальное вступление к песне в более высоком регистре и спросить, какой петушок поёт – маленький или большой. Помочь малоактивным детям проявить себя может исполнение роли маленького или большого петушка. Выполнение этого задания даёт возможность педагогу услышать каждого ребёнка и отметить его исполнительские данные.
Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню исключительно ценным средством художественного воспитания детей. Они легко усваивают народную мелодию, поют чисто и без поддержки музыкального инструмента.
Воспитательное значение народной песни велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей нравственного воспитания. В ней воспевается любовь к родному краю, Родине, своему народу.
Список литературы:
1. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967.
2. Ветлугина Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки / Ред. -сост. В. Н. Максимов. — М., 1980. — С. 229-244.
3. Орлова Т. М. и Бекина С. И. Учите детей петь, - М., 1986
4. Чешева С. И., Николаичева А. П. Музыка- детям. – М., 1985.