Наталья Борисова
Народная культура в формировании духовно-нравственных ценностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - важный этап в формировании личности человека. Именно в этот период формируются духовные качества, закладываются социально-культурные нормы, усваиваются национально - культурные традиции. От этого периода зависит, как ребенок будет строить свои отношения с окружающим миром в будущем.
В формировании духовно - нравственных ценностей большую роль играет народная культура. Ведь именно она является историей народа, воплощением духовности и нравственности, хранит в себе богатейшее духовно - нравственное наследие предшествующих поколений.
Публикация «Народная культура в формировании духовно-нравственных ценностей ребенка» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
К сожалению, в современном стремительном веке компьютерных технологий проблема сохранения традиционной культуры народа приобретает особую актуальность. Народная культура утрачивает свою популярность. Ценности и традиции своего народа забываются. Необходимо донести до сознания подрастающего поколения, что они являются носителями культуры, воспитывать в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам народной культуры.
У чувашского народа много традиций и обрядов. Некоторые из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Через знакомство с народной культурой - обычаями, обрядами, традициями, фольклором, формируется патриотические сознание, чувства и поведение. В народной культуре отражена вся реальная жизнь, наполненная силой и красотой, добром и злом, счастьем и горем. Сохранение культуры, дальнейшее ее развитие в современных условиях является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости самобытности народа. Историческая память и народная культура выполняют важные функции для развития народа, так как они объединяют людей.
Уникальной самобытной культурой наших предков в формировании духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным истокам является фольклор. Его значительная роль заключается в формировании мировоззрения детей.
С первыми элементами народной культуры, с которыми ребенок знакомится, становятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки. Раннее приобщение детей к песенному богатству закладывалось в семье, когда ребенку пели песни и колыбельные песни, подготавливая к восприятию мира в будущем. Слушая колыбельные, ребенок знакомился с народной поэтической песенной традицией. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу прежде всего материнской любви. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова пробуждает их душу и сердце, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий.
Колыбельные песни являются хранителем культуры народа. Они существуют с незапамятных времён у всех народов. Чувашские колыбельные - это удивительный дар истории народа, передаваемый из поколения в поколение, дошедшего до наших дней. На чувашском языке их называют са пка юрри. В них выражается глубокая любовь родителей к своему ребенку, подчеркивается его ценность, значимость. Герои колыбельных песен близки детям. Услышав эти песни, ребенок знакомится с друзьями - птицами и животными, с близлежащими деревнями, реками, лесами. Эти же песни знакомят ребенка с трудовыми действиями, которые нужно выполнять дома.
Эта колыбельная песня записана в 1939 году Стихваном Шавли в Шенталинском районе Самарской области и опубликована в книге Илле Тукташа «Ч ваш фольклор» :
Шмель, шмель,
Шмелиное гнездо, наверное,
На гнезде соты, наверное,
На сотах, мед, наверное.
Этот наш бедняжка
Для родителей
Злато с серебром, наверное.
Для проходящих людей
Даже не мусор на лопате
Главная особенность чувашского фольклора — тесная связь с домашним и сельскохозяйственным трудом, а еще разного рода обрядами.
Также в фольклоре ярко отражались идеи патриотизма и дружбы народов : «Люби родину, свой народ, уважай другие народы». Фольклор даёт прекрасные образы чувашской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать чувашским языком.
Чувство любви к Родине формировалось и возрастало исторически из привязанностей к родным местам: «Дом отца и матери-золотая колыбель».
Родина лучше всех стран уже только потому, что она родина: там все близко к сердцу, там — родные, даже земля и вода там являются какими-то особенными, родными, недаром же чуваши родину называют «таван сёршыв», что буквально означает «родные земля и воды».
Агу-гу, агу-гу!
Наши утки на лугу!
Семь журавушек в воде!
Детки – в поле, во дворе!
Спит сыночек на заре.
Нежно я ему пою:
«Баю-баюшки-баю…»
Пестушки и потешки - короткие приговорки или песенки, сопровождающие игровые движения или физические упражнения (потягивание, разведение рук, тормошение и др.). Именно пестушки и потешки помогают установить эмоциональный контакт со взрослым, без чего немыслимо нормальное психическое и физическое развитие ребенка.
Эп —п ч к утаман, Ай-шу-шу,
Ан х ра эс в рансан,
Шу-шу-шу.
ыв ра м н хырсем,
Ай-шу-шу,
С пкасенче ачасем,
Шу-шу-шу.
В прибаутках непременным элементом являются благопожелания. Они встречаются в банных прибаутках чувашского народа : “Стань чистым, стань добрым, большим стань и крепким”. Такие прибаутки нацеливают маленького ребенка на здоровую, безболезненную жизнь: без горести, без страха, без сомнений.
Наиболее действенным средством воспитания детей являются сказки. Сказки являются одним из самых эффективных педагогических средств. Они закладывают в душе и сознании ребенка моральные нормы и понимание о добре и зле.
Любимыми сказками для детей стали: “Лиса - плясунья”, “Пажалу”, “Девушка на луне”, “Дети ветра”. В ходе знакомства с чувашскими сказками, дети знакомятся с чувашским национальным костюмом. Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать, понять и осознать свои ошибки или наоборот, правильность своих поступков. Сказка учит детей быть смелыми, честными, отзывчивыми, добрыми и щедрыми.
Таким образом, народная культура играет важную роль в формировании личности ребёнка. Это ценность, которую нужно беречь и передавать из поколения в поколение. Приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям помогает заложить в ребёнке фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Список литературы:
1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество : учеб. - М. : Высш. шк., 2001. - 726 с.
2. Коротких О. В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики : монография / О. В. Коротких. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 128 с.
3.«С пка юррисем» И. В. Васильев пухса хат рлен, Шупашкар, 1989 .
4. Сироткин М. Я. «Чувашский фольклор», Чебоксары, 1965 г.