Получи документы

Народная культура в формировании духовно-нравственных ценностей ребенка

Наталья Борисова
Народная культура в формировании духовно-нравственных ценностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство - важный этап в формировании личности человека. Именно в этот период формируются духовные качества, закладываются социально-культурные нормы, усваиваются национально - культурные традиции. От этого периода зависит, как ребенок будет строить свои отношения с окружающим миром в будущем.

В формировании духовно - нравственных ценностей большую роль играет народная культура. Ведь именно она является историей народа, воплощением духовности и нравственности, хранит в себе богатейшее духовно - нравственное наследие предшествующих поколений.

Публикация «Народная культура в формировании духовно-нравственных ценностей ребенка» размещена в разделах

К сожалению, в современном стремительном веке компьютерных технологий проблема сохранения традиционной культуры народа приобретает особую актуальность. Народная культура утрачивает свою популярность. Ценности и традиции своего народа забываются. Необходимо донести до сознания подрастающего поколения, что они являются носителями культуры, воспитывать в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам народной культуры.

У чувашского народа много традиций и обрядов. Некоторые из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Через знакомство с народной культурой - обычаями, обрядами, традициями, фольклором, формируется патриотические сознание, чувства и поведение. В народной культуре отражена вся реальная жизнь, наполненная силой и красотой, добром и злом, счастьем и горем. Сохранение культуры, дальнейшее ее развитие в современных условиях является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости самобытности народа. Историческая память и народная культура выполняют важные функции для развития народа, так как они объединяют людей.

Уникальной самобытной культурой наших предков в формировании духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным истокам является фольклор. Его значительная роль заключается в формировании мировоззрения детей.

С первыми элементами народной культуры, с которыми ребенок знакомится, становятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки. Раннее приобщение детей к песенному богатству закладывалось в семье, когда ребенку пели песни и колыбельные песни, подготавливая к восприятию мира в будущем. Слушая колыбельные, ребенок знакомился с народной поэтической песенной традицией. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу прежде всего материнской любви. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова пробуждает их душу и сердце, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий.

Колыбельные песни являются хранителем культуры народа. Они существуют с незапамятных времён у всех народов. Чувашские колыбельные - это удивительный дар истории народа, передаваемый из поколения в поколение, дошедшего до наших дней. На чувашском языке их называют са пка юрри. В них выражается глубокая любовь родителей к своему ребенку, подчеркивается его ценность, значимость. Герои колыбельных песен близки детям. Услышав эти песни, ребенок знакомится с друзьями - птицами и животными, с близлежащими деревнями, реками, лесами. Эти же песни знакомят ребенка с трудовыми действиями, которые нужно выполнять дома.

Эта колыбельная песня записана в 1939 году Стихваном Шавли в Шенталинском районе Самарской области и опубликована в книге Илле Тукташа «Ч ваш фольклор» :

Шмель, шмель,

Шмелиное гнездо, наверное,

На гнезде соты, наверное,

На сотах, мед, наверное.

Этот наш бедняжка

Для родителей

Злато с серебром, наверное.

Для проходящих людей

Даже не мусор на лопате

Главная особенность чувашского фольклора — тесная связь с домашним и сельскохозяйственным трудом, а еще разного рода обрядами.

Также в фольклоре ярко отражались идеи патриотизма и дружбы народов : «Люби родину, свой народ, уважай другие народы». Фольклор даёт прекрасные образы чувашской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать чувашским языком.

Чувство любви к Родине формировалось и возрастало исторически из привязанностей к родным местам: «Дом отца и матери-золотая колыбель».

Родина лучше всех стран уже только потому, что она родина: там все близко к сердцу, там — родные, даже земля и вода там являются какими-то особенными, родными, недаром же чуваши родину называют «таван сёршыв», что буквально означает «родные земля и воды».

Агу-гу, агу-гу!

Наши утки на лугу!

Семь журавушек в воде!

Детки – в поле, во дворе!

Спит сыночек на заре.

Нежно я ему пою:

«Баю-баюшки-баю…»

Пестушки и потешки - короткие приговорки или песенки, сопровождающие игровые движения или физические упражнения (потягивание, разведение рук, тормошение и др.). Именно пестушки и потешки помогают установить эмоциональный контакт со взрослым, без чего немыслимо нормальное психическое и физическое развитие ребенка.

Эп —п ч к утаман, Ай-шу-шу,

Ан х ра эс в рансан,

Шу-шу-шу.

ыв ра м н хырсем,

Ай-шу-шу,

С пкасенче ачасем,

Шу-шу-шу.

В прибаутках непременным элементом являются благопожелания. Они встречаются в банных прибаутках чувашского народа : “Стань чистым, стань добрым, большим стань и крепким”. Такие прибаутки нацеливают маленького ребенка на здоровую, безболезненную жизнь: без горести, без страха, без сомнений.

Наиболее действенным средством воспитания детей являются сказки. Сказки являются одним из самых эффективных педагогических средств. Они закладывают в душе и сознании ребенка моральные нормы и понимание о добре и зле.

Любимыми сказками для детей стали: “Лиса - плясунья”, “Пажалу”, “Девушка на луне”, “Дети ветра”. В ходе знакомства с чувашскими сказками, дети знакомятся с чувашским национальным костюмом. Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать, понять и осознать свои ошибки или наоборот, правильность своих поступков. Сказка учит детей быть смелыми, честными, отзывчивыми, добрыми и щедрыми.

Таким образом, народная культура играет важную роль в формировании личности ребёнка. Это ценность, которую нужно беречь и передавать из поколения в поколение. Приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям помогает заложить в ребёнке фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Список литературы:

1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество : учеб. - М. : Высш. шк., 2001. - 726 с.

2. Коротких О. В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики : монография / О. В. Коротких. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 128 с.

3.«С пка юррисем» И. В. Васильев пухса хат рлен, Шупашкар, 1989 .

4. Сироткин М. Я. «Чувашский фольклор», Чебоксары, 1965 г.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Фотоотчет об областном семинаре «Приемственность духовно-нравственных традиций»Фотоотчет об областном семинаре «Приемственность духовно-нравственных традиций» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о мероприятии, которое я посетила недавно. Но базе детского сада поселка Партизанское.

Конспект урока по технологии в 1 классе на тему «Народная художественная культура. Барельеф»Конспект урока по технологии в 1 классе на тему «Народная художественная культура. Барельеф» Цели: воспитание национальной памяти, формирование у детей внимания к духовной культуре, интереса и уважения к историческому прошлому, приобщению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная культура в формировании духовно-нравственных ценностей ребенка
Опубликовано: 1 сентября 2024 в 02:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная культура в формировании духовно-нравственных ценностей ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Борисова (УИ 25628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД