марина фролова
Проект «Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Публикация «Проект „Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Практика работы показывает нам, что изготовление народной куклы в дошкольных учреждениях практически не встречается в качестве предмета изучения, ей не уделяется должного внимания и в программах обучения.
Поэтому мы разработали проект приобщения дошкольников к традиционной культуре посредством ознакомления с народной куклой.
Разработанный нами перспективный план работы по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством традиционных народных кукол построен на обучении детей изготовлению кукол от простого к сложному.
В работе с детьми использовались различные формы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников, инсценировок – «посиделки в горнице». Вместе с детьми мы беседовали, играли в народные игры, читали и обыгрывали произведения устного народного творчества, занимались рукоделием, создали мини-выставки. В работе по данной теме постоянно присутствовал ручной труд. На протяжении курса обучения, дети знакомятся: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моделей кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а так же делают куклу по собственным замыслам.
Художественно-творческая деятельность организуется в виде «Народной мастерской», в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т. д
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями; знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью использовались как традиционные формы работы : выступление на родительских собраниях, консультации («Народная кукла в воспитании детей», «Играем вместе с детьми», анкетирование, организация совместных календарных праздников («Масленица», «Посиделки», «Светлая пасха», просмотр открытых занятий, так и нетрадиционные : привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, мастер-классы создание народных костюмов совместное изготовление поделок, подбор художественной литературы. участие в тематических конкурсах, посещение музеев.
Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между детьми и родителями
Структура занятий по работе над тряпичной куклой представляет собой алгоритм педагогических действий, т. е последовательность реализации педагогических задач на занятии.
Разработан алгоритм занятий по изготовлению тряпичной куклы :
Вводная часть (сформулировать цель работы)
Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)
Определение последовательности работы
Изготовление основы куклы
Создание костюма куклы
Оформление куклы
Итог занятия (выставочная деятельность).
Комплексный подход к выбору методов – необходимое условие оптимизации процесса приобщения к народным куклам. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей.
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:
рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
показ;
объяснение;
наблюдение;
импровизации;
чтение художественных произведений;
рассказ педагога и рассказы детей;
сочинение историй;
анализ и самоанализ.
Используемый материал:
ткань разной фактуры, тесьма;
нитки мулине, шерстяные нитки;
лыко, пенька;
береста, ветки деревьев;
вата;
солома
Работа по созданию кукол проводится 1 раз в неделю, продолжительность – 25-30 минут.
Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно – образовательных задач:
Обучающие:
познакомить с традициями русского народа;
познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол.
Дать знания по использованию инструкционно-технологических карт при работе по изготовлению народных кукол.
Развивающие:
способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
формировать эстетический и художественный вкус;
побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;
предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.
Воспитательные:
содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
прививать основы культуры труда;
способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.
При изготовлении куклы осуществляется не только совместная деятельность педагога с детьми, но и совместная деятельность со сверстниками: работа парами («Сделал сам, помоги другому»)
ОО «Социализация» - не единственная область, с которой происходит интеграция.
ОО «Труд». Дети узнают о профессии прядильщицы и ткачихи и взаимосвязях между ними, с содержанием труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: материалы, инструменты, оборудование. Выполняют практическую работу по изготовлению ткани ( понятия: станок, ткань, половичок). Узнают о правилах безопасного обращения с режущими инструментами.
ОО «Познание». «Развитие математических представлений». Фиксируется внимание на названии геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг – составных частях куклы и ее одежды. Дети оперируют числами («Сколько всего деталей нам понадобится»); самостоятельно сравнивают кукол, выделяя признаки отличия и сходства; решают интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждают и высказывают свое мнение по поводу их решения.
ОО «Чтение художественной литературы». Решается такая задача, как обогащение «читательского» опыта детей за счет произведений фольклорного жанра (напр., «Вишневая гора» уральская сказка).
ОО «Художественное творчество». Приобщаясь к изобразительному искусству дети узнают о единстве эстетического (красота) и утилитарного (польза, связи декора с назначением предмета, о символичности узоров (символы солнца, поля (вспаханного и засеянного, давшего всходы, символичности образа коня и птицы.
Технические умения отрабатываются в конструировании, дети осваивают
приемы сгибания ткани определенной формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, пополам, совмещая углы, противоположные стороны, умение работать с тканью путем закручивания ее, учатся одному из способов крепления – креплению нитками.
Тряпичная кукла играет важную роль в воспитании ребё нка:
- процесс изготовления куклы приносит радость;
- работа с мягким материалом дает ощущение тепла, нежности
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, развивается мышление, происходит массаж рук, пополняется словарный запас речи
- играя с куклой, ребенок осваивает различные социальные роли
- застенчивый ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом кукла выполняет коррекционную функцию
Вывод: Народная игровая кукла является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.
Кукла рассматривалась как эталон рукоделия. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Народная кукла способствует передаче ребенку космогонических, символических и мифологических знаний.
Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры и имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей.
Изготавливая куклу своими руками, ребенок получает ценнейший опыт позитивных достижений: «я – старался, делал и у меня получилось!»
Тряпичная кукла –игрушка с ценными воспитательными качествами, которые призваны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно прикладному и текстильному дизайну.
Занятия с детьми дошкольного возраста с тряпичной куклой помогают педагогам и родителям более успешно устанавливать психологически комфортный контакт с ребенком, при котором каждый из участников творческого процесса получает желаемый результат.