Марина Живоглазова
Проект по взаимодействию с семьей «Наряжаем елочку»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
1. Актуальность.
Ушла в прошлое старая многодетная, трехпоколенная семья. И дети, надо признать в такой семье воспитывались неплохо – срабатывала «семейная педагогика», семейные традиции и привычки, пример старших. Но на смену старой семье пришла новая, современная семья, без старого поколения, как правило, это семья с одним ребенком, без опыта семейного воспитания, а то и неполная, конфликтная. Плохо это или хорошо? Если учесть, что в таких семьях нет ни бабушки, ни дедушки, ни традиций, то такие семьи, где ребёнок рождается, делает первые шаги, учится говорить, познавать окружающий мир предметов, явлений, человеческих отношений, начинают терять главное- ценность семьи, традиции.
Публикация «Проект по взаимодействию с семьей „Наряжаем елочку“» размещена в разделах
- Елка, елочка. Проекты
- Елочка, ёлки. Проекты
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Разрушение традиционных устоев семьи- одно из причин кризиса в духовно-нравственной и социально-культурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны :
- разрушены нравственные представления о браке и семье;
- утрачено традиционное восприятие родительства и детства;
- деформирована сфера семейного воспитания;
- как следствие кризиса семьи – многочисленные проблемы детства;
- система общественного воспитания и образования не может кардинально изменить ситуацию, внести позитивный вклад в возрождение традиционных ценностей семьи.
Что значит быть ребёнком?
- Изменилась структура семьи : теперь преобладают семьи с одним или двумя детьми.
- Воспитание детей часть проходит вне рамок семьи : во дворе, в детском саду…
- Резко усилилось воздействие на детей средств массовой информации, а не семейные традиции.
- Свободное пространство для игр на природе всё больше сокращается.
- Дети не умеют общаться со старшим поколением.
2. Цель, задачи.
В совместной работе с родителями я ставлю перед собой следующие цели: воспитание всесторонне развитой личности – счастливой, здоровой физически и психически.
Исходя из этих целей вытекают задачи, основанные на принципах педагогики сотрудничества, сотворчества, доброжелательности, на уверенности в возможности и способности каждого ребёнка, через эмпатическое понимание детей.
Задачи:
- поиск контакта с родителями и детьми (изучение семьи : тестирование, анкетирование, беседы, наблюдения(;
- определение единых требований семьи и ДОУ к воспитаннику;
- создать единую воспитательную среду;
- показать, что воспитание – это единый неразрывный процесс взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением;
- организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала;
- побудить родителей к инициативе и творчеству в вопросе воспитания детей;
- рассмотреть значение взаимопонимания, такта и терпения в семье;
- коррекция семейного воспитания;
- повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций рода.
Удовлетворение потребности ребенка в любви и чувстве собственного достоинства – ключ к органичному и творческому росту его личности, обеспечить который и призваны семья с её традициями и ДОУ.
3. Тип проекта : среднесрочный, 2-3 недели.
4. Участники проекта : дети 4-5лет, воспитатель, родители.
5. Ожидаемы результат.
Благодаря взаимодействию родителей с педагогами ДОУ повысится общий культурный уровень семьи, сформируются и укрепятся традиции семьи, возродятся традиции семейных праздников. Этому способствуют такие формы сотрудничества с семьей, как семейные праздники и фестивали, игровые семейные конкурсы, совместные поделки игрушек к Новому году. Самое ценное в таких мероприятиях – атмосфера единения и общности, когда дети стараются для взрослых, а взрослые стремятся порадовать детей.
Путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо, сделать так, чтобы ребенок захотел узнать, изучить семейные традиции и принял участие в работе. А для этого у взрослого должны быть хорошие, доверительные отношения с ребенком и искреннее желание участвовать в его жизни, разделять радость.
Содержание проекта.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.
Может быть эти слова актуальны в наше время как никогда прежде. Наша жизнь стала жестокой, нас окружает насилие, произвол, зло, эгоизм, а лучшие человеческие ценности – гуманизм, патриотизм и долг – осмеиваются. Но я считаю, что в какое бы время и в каком бы обществе мы не жили, нравственные ориентиры остаются одни – честность, справедливость, порядочность, трудолюбие и доброта. Поэтому, заботясь о развитии способностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них – способность при всех обстоятельствах быть человеком, личностью.
Успешное развитие задач воспитания и соблюдения правил ребенка возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителя и социума.
Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности, и следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.
Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребенка; обеспечивает первичную социализацию; помогает стать ребенку социально-компетентным человеком; обеспечивает защитную функцию; создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное развитие.
Чтобы успешно выполнить указанные воспитательные функции, семья должна обладать определенным потенциалом, который складывается из следующих основных ресурсных компонентов:
- материально-бытовых средств и условий воспитания;
- эмоционально-нравственного климата;
- семейных и национально-культурных традиций и обычаев, создающих семье статус «дома» детства;
- педагогической культуры родителей.
Детский сад, в свою очередь, стремится усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развивать способности ребенка. В современных условиях дошкольное учреждение становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Социальное развитие – одно из основополагающих и сложных направлений в работе с детьми. Основой социального развития детей в познавательной сфере являются такие понятия как: семья, трудовая деятельность, друзья (детский коллектив, правила поведения. Формировать понятие «семья» без участия членов семьи практически невозможно, потому что семья – это не перечень людей, которые по воле судьбы вошли в круг близких родственников. Семья – это, прежде всего, особые отношения, которые складываются между этими людьми. И именно эти отношения делают семью крепкой.
Особое внимание в данном проекте уделяется формированию детского коллектива. В начале учебного года создается зрительный образ детского коллектива «Моя группа» или «Моя семья».
В работе с родителями акцент делается на сущности и задачах эстетического воспитания, их решении в данном возрасте. Целесообразно познакомить родителей с организацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий. На фоне сложившейся ситуации и была выбрана тема: «Наряжаем ёлочку всей семьей», где родители должны принять активное участие в жизни детского сада, куда они приводят своих детей на весь день. А конкретно, украсить новогоднюю елочку игрушками, сделанными своими руками на итоговом занятии.
При написании моего проекта я руководствовалась «Законом об образовании» ФГОС, программой «Истоки».
Когда планировался проект я провела анкетирование среди родителей на тему: «Ваши впечатления от праздников в детском саду» и выяснила, что родители хотели бы чаще встречаться в детском саду и видеть, чем занимаются их дети.
2. Реализация проекта.
Наш проект мы начали с утренней беседы в детском саду на тему «Скоро Новый год» и «Ёлка – украшение праздника».
На следующий день мы запланировали просмотр мультфильма «Новый год в Простоквашино». Просмотрев мультфильм, дети увидели, что ёлочку можно наряжать не только игрушками, которые купили в магазине, но и вещами, которые лежат дома без надобности. А еще можно новогодние игрушки сделать самим.
Родителям дали задание сделать новогодние поделки с ёлочкой. Выставку организовали в группе. Дети рассказали как и с кем они изготавливали поделки.
Выставка поделок
Мы подобрали картинки и оформили выставку «Новогодние игрушки». На картинках изображены игрушки из детства родителей и старшего поколения. Рассказали об этих игрушках, из чего они сделаны.
Выставка картинок на доске
С детьми было прочитано много стихов, сказок про зиму, ёлочку. Прослушивались новогодние песенки. Проводились беседы на тему: «Как раньше отмечали Новый год», «Новогодние традиции в семье».
Таким образом, мы занимались социально-коммуникативным развитием детей, и потихоньку подошли к художественно-эстетическому развитию.
Ручной труд: лепка из соленого теста заготовок новогодних игрушек.
Дети делают игрушки
Через неделю, когда игрушки высохли и были готовы для дальнейшего использования, мы собрали родителей для творческого вечера. Родителям были предложены заготовки игрушек, которые дети сделали сами. И вместе по своему вкусу должны их раскрасить.
Дети и родители раскрашивают игрушки
На творческий вечер пришли не только родители, но и бабушки, которым тоже было очень интересно художественное творчество. Когда все заготовки были раскрашены, мы накрыли столы для чаепития. Дети и родители были очень довольны проделанной работой и во время чаепития рассказывали о своих новогодних традициях.
Чаепитие
Пока пили чай и беседовали наши игрушки подсохли и мы все вместе нарядили нашу новогоднюю ёлочку для группы. И все ушли довольные домой.
Наряжаем Новогоднюю елочку
3. Завершающий этап.
Приближается всеми любимый праздник в новом году- «Новый год». Замечательная новогодняя традиция – украсить ёлочку, делать новогодние игрушки своими руками, создавать новогоднее настроение и яркие воспоминания о празднике.
Поставленные цели и задачи данного проекта были достигнуты в большей степени.
Дети активно участвовали во всех мероприятиях, которые были запланированы. Дополнительно рисовали рисунки на новогоднюю тематику. Привлекали родителей к участию в выставке новогодних поделок. При чем родителям очень понравилось мастерство, и они с удовольствием приносили свои поделки.
Когда дети по вечерам делают заготовки новогодних игрушек из соленого теста, то родители интересовались, чем же мы занимаемся, и с нетерпением ждали творческого вечера с детьми в детском саду. А когда все детали игрушек подсохли и мы назначили день итогового мероприятия, то практически все семьи детей постарались прийти к нам на творческий вечер. У кого из родителей не получилось прийти, они прислали бабушек, а вот дедушек, к сожалению, не было.
Когда начался творческий вечер, нам показалось, что родителям и бабушкам нравится больше, чем детям, их нельзя было оторвать от работы, пока все игрушки не раскрасили. Причем тематика рисунков была разнообразна.
После проделанной работы мы устроили чаепитие со сладостями и беседой о новогодних традициях в семьях, и как это важно для детей. Довольны были все – и дети, и родители, и воспитатель. Уходя домой, родители благодарили за вечер и спрашивали, когда снова соберемся вместе.
Такие вечера объединяют родительский коллектив, помогают создавать единую воспитательную среду. Показывают, что воспитание – это единый неразрывный процесс взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением.
Заключение
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основные морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, традиции. Поэтом мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, семейных традиций, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.
Семейные традиции – это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи – все это и создает аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет им сердца вдали от родного дома. Когда за одним столом собираются несколько поколений семьи, дети четко понимают и усваивают семейные ценности.
Создание семейных традиций – это работа. Их не надо много. Несколько самых интересных традиций можно смело ввести в повседневность вашей семьи. Ведь от этого во многом зависит отношение детей к своим родителям в будущем. Традиции – лучший воспитатель ребенка, поскольку они дают самое главное ребенку – уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях соберется, и будут все вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве. Это с детства заложенное ощущение, каких - то гарантий останется с ребенком на всю жизнь. И во многом ему поможет! Между прочим, это наша внутренняя потребность - ощущать связь с родителями и семьей, иметь поддержку.
Формирование семейных традиций создает в целом позитивный образ будущего.
Скоро «Новый год» - наверное, самый желанный и самый волнительный праздник на земле. Ведь в этот праздник сбываются наши желания и мечты. И как раз в это праздник очень актуальны семейные новогодние традиции. Которые почему-то стали забываться. Для этого наш проект и важен, чтобы вспомнить старые семейные традиции и внести новые. Которые будут передаваться из поколения в поколения.
Список литературы
1. Е. П. Арнаутова «Планируем работу с семьей». Управление ДОУ 2002. №4.
2. Е. П. Арнаутова «Педагог и семья». М., 2001г.
3. Т. А. Данилина «Интеграция работы ДОУ с семьей». Управление ДОУ 2002г. №4
4. В. П. Дуброва «Теоретическо-методические основы взаимодействия детского сада и семьи». Учебное пособие. Минск, 1997г.
5. О. Л. Зверева «Семейная педагогика и домашнее воспитание». М., 2000г.
6. О. Л. Зверева «Общение педагога с родителями ДОУ». М., 2005г.
7. Руководство для воспитателей д/с «Учимся общаться с ребенком». М., 1993г.
8. С. В. Чирнова «Родительские собрания в детском саду». М., 2011г.
9. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУК: учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012.
10. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М. :Педагогика, 1989.
11. Бондаревская Е. Н. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. – Ростов н/ Д: Изд-во РГПУ, 1997.
12. Мухина С. А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия «среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.
13. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Эгвес, 2004 – URL : https://www.biblioclub.ru/book/82780 .
14. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. – СПб. : КАРО, 2014.
15. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
16. Талызина Н. Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе // Современная высшая школа. – 1977. – №1.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования, №24, 2013.