Ольга Чупахина
Направления работы с детьми с РАС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Направления работы с детьми с РАС в адаптационный период
Адаптация к условиям детского сада является крайне важным и часто непростым этапом для детей с РАС. Надо отметить, что длительность адаптационного периода с момента начала посещения ДОУ в среднем 2 месяца и больше. Проблема в том, что сейчас дети с ОВЗ в детский сад приходят в течение всего года в уже сформировавшийся детский коллектив.
Публикация «Направления работы с детьми с РАС в ДОУ» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Адаптация у таких детей затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения, к которым относятся: агрессия, аутоагрессия, самостимуляция, импульсивность, полевое поведение и другие особенности поведения, препятствующие адаптации.
Рассматривая методические рекомендации для проведения основного и заключительного этапов адаптационного периода детей с РАС, решаются следующие задачи:
1. Определение графика посещения ДОО и режима нагрузок. Определение графика посещения ДОО, группы и режима нагрузок осуществляет основной, ведущий специалист, который владеет технологией обучения и воспитания ребенка с РАС и будет работать с этим ребенком (психолог, дефектолог, логопед и т. п.). Выбор режима в каждом индивидуальном случае может быть различным: ежедневное посещение ДОО полный день или ограничение посещения (2-3 часа). Выбор режима осуществляется после беседы с родителями, с учетом рекомендаций специалистов медицинского профиля.
2. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с ребенком. В ряде случаев, приходя в ДОО, родители ребенка с РАС приносят с собой уже имеющуюся ИПР. Тогда специалисты ДОО знакомятся с ней и могут реализовывать предложенное содержание работы. Для ребенка, не имеющего ИПР, ее может разработать и специалист ДОО, если у него есть необходимые знания и опыт.
Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку.
• первая часть — общие рекомендации к проведению занятий с ребенком;
• вторая часть — содержание коррекционно-педагогической работы с ребенком;
• третья часть — рекомендации для родителей.
3. Последовательное включение его в систематические занятия, усвоение основных требований, предъявляемых к различным занятиям.
4. Анализ результатов прохождения адаптационного периода. На основании результатов контрольной оценки составляется заключение специалистов об эффективности занятий и о реализации задач адаптационного периода. Это позволяет определить эффективность адаптации, а при необходимости проанализировать причины возникших трудностей, составить рекомендации и определить задачи для следующего этапа коррекционно-развивающих занятий.
Дети с расстройствами аутистического спектра имеют различный уровень адаптации, поэтому кто-то из них может прийти сразу в группу, а для некоторых детей в течение длительного времени предпочтителен режим индивидуальных занятий.
Индивидуальные занятия в адаптационный период проводятся с тьютором в групповом помещении. Тьютор показывает помещения группы, подкрепляя слова визуалоьными карточками, знакомит с режимными моментами. При этом в адаптационный период важна обедненная предметная среда (чтобы ребенок не отвлекался на игрушки и предметы, не используемые в задании). Особое внимание уделяется подбору материала для занятия. Для этого желательно заранее в процессе беседы с родителями выяснить, какие предметы и игрушки особо интересны ребенку, в какие игры он любит играть, и исключить (особенно на начальном этапе) задания, провоцирующие нежелательное поведение. На индивидуальных занятиях уделяется особое внимание формированию руководящего контроля. Руководящий контроль - это умение педагога, специалиста управлять поведением ребенка через подкрепление желательного поведения и формирование мотивации к сотрудничеству. Наличие руководящего контроля повышает вероятность того, что наши инструкции побудят ребенка дать правильный ответ. Если руководящий контроль не сформирован, ребенок не будет с нами сотрудничать, выполнять инструкции, соответственно, обучение будет практически невозможно Способности дошкольника оставаться на своём месте, сосредотачиваться на задании и следовать инструкциям взрослого помогают в адаптации ребенка.
Многие дети не имели опыта общения со сверстниками. Поэтому нашей главной задачей является включение ребёнка в общество сверстников. Это мы осуществляем на подгрупповых занятиях или в малых группа. Надо помогать аутичному ребенку налаживать визуальный контакт с другими детьми : стараться вовлекать в общие игры – для этого мы проводим музыкальную зарядку, игру «круг», парашют, групповые занятия.
Используя, в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС различные игры, я как тьютор расширяю опыт использования ребенком игрушек и игр, помогаю поддерживать эмоциональный контакт с другими детьми, формируя устойчивую совместную деятельность, а также стимулирую развитие его личности, способствую формированию его речевых, коммуникативных и социальных навыков.
Период адаптации к дошкольному учреждению – обычно достаточно сложный этап в жизни любого ребенка. Чтобы адаптация в детском саду прошла успешно, и ребенок с ранним детским аутизмом смог почувствовать себя комфортно, необходимо участие и активная работа родителей и воспитателей.