Темник Наталья
Направления деятельности ПМПК по предупреждению и преодолению школьной неуспеваемости и дезадаптации обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. На сегодняшний день она является одной из актуальных проблем современной школы.
Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность.
Публикация «Направления деятельности ПМПК по предупреждению и преодолению школьной неуспеваемости и дезадаптации обучающихся» размещена в разделах
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Характеристика на ребенка в детском саду. ПМПК
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Особенно актуальной эта проблема становится в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов на все виды образования.
Практика показывает, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно.
Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения.
Глобальный подход к реализации идеи интегрированного обучения может служить объяснением наблюдающейся в последние годы тенденции усиления неоднородности состава учащихся общеобразовательной школы по уровню умственного, речевого и в целом психического развития.
Как показывают исследования, среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями, причинами которых являются остаточные поражения центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции.
И как уже сегодня отмечалось, дети с задержкой психического развития составляют примерно 50% неуспевающих учащихся.
По мнению многих ведущих специалистов, они отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма; характером нейродинамических расстройств.
Однако, существуют типичные особенности, свойственные всем детям с задержкой психического развития:
1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности.
2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.
6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
В современных условиях, с учетом вышесказанного, особую психологическую и педагогическую значимость приобретает проблема целесообразности и эффективности дифференцированных форм организации обучения.
Одной из острейших является проблема определения критериев отбора таких учащихся в классы и группы, где были бы созданы необходимые условия для их успешного обучения, а в дальнейшем – и социальной адаптации.
Работающие в школе специалисты : педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские работники призваны действовать в интересах ребенка. Работа специалистов будет эффективнее, если будет подчинена единому алгоритму.
Поэтому, необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и по возможности устранять или корригировать их последствия.
Как правило, учебная неспешность и дезадаптация ярче проявляется в периоды детских и подростковых кризисов, к которым относятся: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и подростковый кризис.
Эти периоды часто сопровождаются спадом учебной деятельности, дисциплинарными сложностями, ростом случаев психосоматических заболеваний.
Чтобы получить более полную информацию об ученике, необходимо провести медицинскую, социально-психологическую и педагогическую диагностику и рассмотреть в комплексе соответствующие данные специалистов.
ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Школьные психолого -медико - педагогические консилиумы призваны своевременно выявлять проблемы адаптационного характера и намечать пути преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность обучения.
Наличие большого числа многоплановых психолого-педагогических проблем связано не только с недостатками в работе педагогических коллективов школ.
Гораздо более сильными факторами чаще являются ослабленное здоровье и семейно-бытовые сложности, которые сказываются на снижении учебной мотивации, и, как следствие, на трудности в усвоении школьной программы.
Основной на данном этапе является многоуровневая диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня развития каждого ребё нка: дефектологом (учебная и познавательная деятельность); логопедом (речевая деятельность); психологом (познавательная деятельность и эмоционально – личностное развитие).
По результатам диагностики каждый специалист заполняет представление на учащегося.
Далее проводится повторная консультативная встреча с родителями и учителем, на которой до их сведения доводиться результаты диагностики, даются рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции, происходит включение родителей и учителя в реализацию индивидуальных учебных планов.
На основании полученных и обобщенных сведений и принятого консилиумом решения строится коррекционно-развивающая работа.
Психологической основой этой работы является развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей, веры в духовный рост, удовлетворение базовых потребностей в любви и самоуважении.
Происходить это может в форме специальных занятий, индивидуальных консультаций, включением в активную учебную и внеучебную деятельность.
Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание благоприятной социально- психологической обстановки доверия.
При этом формирование ценностных ориентации важно не только у ребенка, но и у окружающих его взрослых.
Социальный педагог отслеживает динамику формирования принимающей социальной среды, (семьи, группы сверстников). ведет работу по включению проблемного ребенка в те виды деятельности, которые способствовали бы его самореализации
Медицинский работник ведет наблюдение за общим психофизическим состоянием ребенка, своевременно консультируя о методах щадящего режима.
Оказывается, необходимая логопедическая, и при наличии специалиста, дефектологическая помощь в соответствии с разработанным индивидуальным учебным планом.
Классный руководитель поддерживает тесную связь с родителями. На каждом последующем заседании консилиума часть времени необходимо посвятить обсуждению динамики развития учеников.
По итогам года проводится завершающий консилиум, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа, которая осуществляется при постоянном взаимодействии с учителем и родителями.
Таким образом, в общеобразовательной школе специалистами осуществляется сопровождение обучения детей с ОВЗ, которое подразумевает включение деятельности того специалиста, в помощи которого нуждается ребёнок.
В том случае, если специалисты школьного консилиума приходят к выводу, что школа не в состоянии решить сложные комплексные проблемы ребенка, ему требуется более специализированная помощь, то родителям рекомендуют обратиться в ГПМПК.
Взаимодействие ГПМПК и ПМПк начинается при отсутствии в образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов.
Направление на ГПМПК требуется лишь в тех случаях, когда специалисты ПМП-консилиума не находят оптимальных способов разрешения проблемы ребенка и оказания ему адекватной помощи в данном образовательном учреждении. Возникает необходимость перевода ребенка в иные условия, как образовательные, так и других организаций.
Кроме того, при необходимости перевода ребенка в рамках данного образовательного учреждения в класс, в котором обучение строится по программе, отличающейся от общеобразовательной, направление в ПМПК является обязательным.
Ребенок направляется на консультацию более высокого уровня в том случае, если школьный консилиум не приходит к общему мнению; родители не принимают решение и рекомендации консилиума
При направлении на ГПМПК председатель школьного ПМПк передает родителям перечень документов для дальнейшего обследования.
ГПМПК выдает родителям заключение с рекомендациями по выбору дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Данная организация, в отличие от консилиума, имеют официальное юридическое полномочие выставлять медицинское диагноз. На основании диагноза ГПМПК осуществляет дифференцированный отбор детей с особенностями развития в специальные (коррекционные) образовательные учреждения устанавливает психолого-педагогический и медицинский статус ребенка.