Лида Бекоева
Приоритетные направления деятельности дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетные направления деятельности дошкольного учреждения
1. Обеспечение психологической и физической готовности к обучению в школе, создание равных условий для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности, тем самым обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
2. Физическое развитие, охрана психофизического здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.
Публикация «Приоритетные направления деятельности дошкольного учреждения» размещена в разделах
3. Художественно- эстетическое развитие.
Нормативные сроки освоения образовательной программы - 5 лет (от 2 лет до 7 лет).
Система целей и задач дошкольного учреждения на 2015-2016 учебный год определена на основе результатов мониторинга качества образования за 2014-2015г. г., потребностей родителей (по результатам анкетирования) и педагогов (по результатам анкетирования) :
Цели ДОУ по реализации основной образовательной программы дошкольного образования направлены на формирование «базового доверия к миру», развитие общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения детьми дальнейших образовательных программ.
Задачи реализации образовательной программы: по отношению к детям: овладение выпускника универсальными предпосылками учебной деятельности, умения работать по правилу и образцу, вслушиваться в речь взрослого и выполнять его задания, оценивать и контролировать собственную деятельность и осознавать её способы, проявлять инициативность во всех видах детской деятельности, проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; по отношению к педагогам: охранять и укреплять здоровье детей, способствовать их физическому развитию, избегая нервных и физических перегрузок, создавать условия для реализации всех видов игры, внимательно относиться и терпеливо поддерживать формирующееся детское сообщество, формировать основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе, во всех видах деятельности и общения способствовать развитию диалогической и монологической речи, развивать познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности воспитанников, поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением, развивать воображение и творческое начало, продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему и художественные способности;
по отношению к родителям: устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях. Особенности образовательного процесса
Для обеспечения формирования у детей «базового доверия к миру», составляющего основу его психологической защищенности, в ДОУ создана атмосфера доброжелательного отношения между взрослыми, между детьми и детьми и взрослыми. При организации жизни детей учитываются: возрастные особенности и возможности и вытекающие отсюда задачи воспитания, обучения и развития, интересы и потребности детей и их родителей, специфика учреждения (оснащенность, природное и культурно-историческое окружение и др.).
С целью охраны физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия в режиме дня с одной стороны, поддерживается определенная размеренность детской жизни, (утренняя гимнастика, систематические занятия, сон, питание, прогулка, игры и т. д., а с другой — вносятся элементы сюрпризности и экспромтности, поддерживающие детский интерес, разнообразящие их жизнь, делающие ее радостной. В этом случае дети чувствуют себя надежно и уверенно и готовы включаться в индивидуальную и коллективную деятельность.
Сохраняется специфика игры и обучения. Ведущая деятельность — это самодеятельная игра, для ее развития необходима многоаспектная поддержка. Сюжетно-ролевая игра, происходящая по инициативе детей, — вид деятельности, в котором дети осваивают (присваивают) представления об окружающем мире, отношениях людей. Подчинять игру решению исключительно дидактических задач — значит загубить и игру и обучение.
Дети обучаются не на жестко регламентируемых занятиях как в школе. Занятия в дошкольном учреждении отличают разные формы (экскурсии, дидактические игры, детское экспериментирование, игры-драматизации, проектная деятельность) с использованием специфических дошкольных приемов организации (игровые и сюрпризные моменты, в том числе с использованием игрушек, кукол бибабо и т. д., сотрудничество со взрослым и другими детьми, что делает для ребенка занятие не только интересным, но и личностно значимым, инициирующим самого ребенка (поиск способов, решений, в том числе вариативных). Все это углубляет смысловую составляющую содержания занятия и способствует развитию познавательной мотивации. Проводимые в разных формах занятия с детьми обязательно отражают систему образовательного содержания.
Традиционное занятие не выступает в качестве единственной формы образовательного процесса. Оно сохраняется на этапе активного обучения детей прямым путем, т. е. предъявления нового материала. Но на этапе усвоения активнее используются и другие формы педагогической работы, обеспечивающие самостоятельную творческую деятельность детей, поддерживающие мотивацию в течение более длительного времени.
Дети на занятии общаются: свободно высказываются, задают вопросы, объединяются для общего дела, видят работы других и используют по-своему чужие находки. Для этого педагоги применяют различные формы размещения детей на занятиях (сидя за столами, на ковре, лавочке, стоя за мольбертами и т. д.).
Обучение в форме организованных занятий начинается со второго года жизни. На занятии предлагается такое содержание, которое дети не могут освоить самостоятельно в свободной деятельности без помощи взрослого.
Для успешного познавательного развития детей важна цикличность: периодическое возвращение к уже пройденному, знакомому. То, что возникло как неясное знание, должно многократно проверяться, обретая контуры, становясь более определенным. В новом смысловом контексте известные способы действия используются для решения новых задач.
В течение дня детям предоставляется возможность вернуться к своим работам — аппликации, конструкции, рисунку, а также сделать нужные атрибуты для игр. Для этого в каждой группе создаются маленькие «мастерские» — место, где будут находиться бумага, клей, ножницы, краски, разный бросовый материал для поделок.
Обеспечивается взаимосвязь занятий с повседневной жизнью, только в этом случае можно ожидать, что та или иная информация будет усвоена и станет знанием и регулятором поведения ребенка. Такое обучение личностно-ориентировано, поскольку в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности, содержательно соответствующих возрасту: самостоятельности, инициативности, компетентности (интеллектуальной, языковой, социальной, творческого отношения к делу, произвольности, свободы поведения, самооценки. Становление таких основ личности происходит постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
В образовательном процессе ДОУ предусмотрено ознакомление с особенностями национально-культурных ценностей народов Севера: ознакомление с культурой и бытом народов ханты и манси, ознакомление с профессиями жителей г. Нижневартовска, ознакомление с климатическими условиями северного города, животным и растительным миром ХМАО-Югры. Воспитатели и специалисты обеспечивают региональный подход к программному содержанию на всех возрастных этапах в образовательных областях:
«Познание» - при решении задач расширения кругозора детей в ознакомлении с окружающим миром через темы: «Мой город»,
«Профессии», «Мы разные», «Экология родного края»; «Физическое развитие» - учет климатических условий Севера в режиме дня;
«Художественное творчество» - народно- прикладные ремесла народов ханты, манси; «Музыка» - музыкальная культура народов ханты, манси.