Наталья Алыкова
Применение дифференцированного подхода в обучении для предупреждения неуспеваемости младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Применение дифференцированного подхода в обучении для предупреждения неуспеваемости младших школьников
В данной работе даны рекомендации по применению дифференцированного подхода на различных этапах урока и в индивидуальной работе с детьми различного уровня развития, в том числе и испытывающими трудности в обучении.
Содержание
1. Введение
2. Предупреждение неуспеваемости
3. Направления психопрофилактики школьной неуспеваемости
4. Технология личностно-ориентированного обучения
Публикация «Применение дифференцированного подхода в обучении для предупреждения неуспеваемости младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
5. Применение дифференцированного подхода на различных этапах урока.
6. Заключение
7. Список использованных источников и литературы.
8. Приложение.
Введение
Не секрет, что трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальной школе у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать.
своевременно выявив возможные причины трудностей в учебной деятельности, установив, какие из них действуют в конкретном случае.
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе и способы их выявления рассматривались многими педагогами и психологами. Это и неподготовленность к школьному обучению, ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем.
Несомненно помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от нас педагогов умения распознать причины неуспеваемости.
Предупреждение неуспеваемости
Б. Эльконин писал: «. Хорошо известно, какой громадный нравственный урон приносит неуспеваемость и каких материальных средств требует борьба с ней. С сожалением приходится констатировать, что борьба с неуспеваемостью начинается тогда, когда она уже приобрела явно выраженную и устойчивую форму, наложив отпечаток на всю личность ученика — самооценку, мотивы деятельности, систему отношений с учителями, товарищами и родителями… Над первичным недостаточным усвоением какого-либо раздела программы надстраивается целый комплекс вторичных, а иногда и третичных образований, и необходим тщательный анализ для того, чтобы решить, с чего надо начинать коррекцию.
Практика показывает, что проведение простых дополнительных занятий с целью ликвидации пробелов в знаниях и навыках не всегда приводит к положительному результату; более того, может иметь (как это ни странно) отрицательные последствия, усугубляя отчужденность ученика в классе, снижая его самооценку и т. п. При этом необходимо иметь в виду, что неуспевающий труден не только для педагогов и родителей, в первую очередь трудности переживает сам ребенок, именно ему трудно; он ищет выход из создавшегося положения, видя его часто не там, превращаясь из просто неуспевающего в ребенка трудного в поведении. Представим себе, насколько бы мы выиграли, если бы заметили истоки «болезни», ее первые симптомы, начальные формы отступления от норм развития.»
Предупреждение школьной неуспеваемости состоит в том, чтобы своевременно обнаруживать и устранять отдельные отставания, не допускать их развития, переплетения, превращения в устойчивую неуспеваемость как итог.
Направления психопрофилактики школьной неуспеваемости
Основными направлениями психопрофилактики школьной неуспеваемости можно назвать следующие:
1. Оптимизация процесса обучения.
Наилучших результатов обучения позволяет добиться такое обучение, которое способствует активизации и всестороннему развитию мыслительной деятельности учащихся.
З. И. Калмыкова отмечала, что многие учителя считают, чем полнее раскрывают они содержание изучаемого материала и приемы его усвоения, тем быстрее, экономнее и безошибочнее приходят ученики к усвоению новых знаний. Однако это не так. Сильные ученики, даже если они получаю и прямые указания на существенные признаки нового материала, в состоянии самостоятельно достичь высокого уровня аналитико-синтетической деятельности в силу высокого развития у них различных мыслительных операций. У слабых же учеников только задание самостоятельно вычленить существенные признаки может обеспечить достаточную полноту и точность анализа. Получение же слабыми учениками признаков в готовом виде обусловливает низкий уровень их аналитико-синтетической деятельности.
2. Систематическое психолого-педагогическое изучение школьников с целью своевременного обнаружения и устранения отставаний в учении. Знание учеников во всех отношениях необходимо для осуществления в процессе обучения индивидуального подхода к ним, который в школе реализуется в форме индивидуализации и дифференциации обучения. Индивидуализация обучения тесно связана с ориентацией на психологические особенности, нацелена на выработку у школьников индивидуального стиля деятельности. Дифференцированный подход в обучении, учитывая уровень достижений каждого школьника и его потенциальные способности, состоит в предоставлении для усвоения входящий в школьную программу, но разный по степени трудности учебный материал — кому-то более трудный, а кому-то более легкий. Это и составляет основу профилактической работы по предупреждению непонимания школьниками учебного материала, низкого качества его усвоения.
В традиционной дидактической системе основой любой педагогической технологии является объяснение, а при дифференцированном подходе — понимание и взаимопонимание. В. С. Библер так разъясняет отличие этих двух феноменов: при объяснении — только одно сознание, один субъект, форма речи — монолог; при понимании — два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение — это взгляд „сверху вниз“, назидание.
Рассматривая вопрос о дифференцированном подходе в обучении младших школьников, можно сформулировать некоторые условия его осуществления:
1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.
2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.
3. Составление технологической карты урока, включая вопросы разными группами отдельным учащимся.
4. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (а в идеале — каждого ученика).
5. Осуществление оперативной обратной связи.
6. Создание мотивации успешности учения.
7. Активное стимулирование ученика к образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования и саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
8. Соблюдение педагогического такта.
Таким образом, дифференцированный подход является одним из важнейших принципов обучения. Реализация данного подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях, о влиянии на него семьи и ближайшего окружения. Получить возможность объяснить поступок ребёнка, его отношение к учёбе в целом. Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным ученикам, а выбор форм обучения с учётом особенностей и способностей ребёнка.
Технология личностно-ориентированного обучения
Мне очень близка технология личностно-ориентированного обучения в современной школе, И. С. Якиманской
Основываясь на высказывание Л. С. Выготского: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно», Якиманская И. С. осознала, что индивидуальный подход является одним из важных принципов обучения. Актуальной является необходимость реализации индивидуального подхода, связанного с существующими противоречиями между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка, между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения учебного материала.
Главной задачей в технологии, является, создание условий для личностного развития школьника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей. Дети различаются уровнем подготовленности к школе и обучаемостью.
Ученики с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчиво внимание, не развита память, не сможет выполнять многие задания, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. А дети с высокой обучаемостью тоже нуждаются в особом внимании учителя для развития своих способностей. Значит, требуется дифференцированный подход к учащимся. Именно он является основным путем осуществления индивидуализации обучения.
Задачей дифференцированного обучения является определение наилучших возможностей сочетания на уроке фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися.
Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету, определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроке.
По характеру избирательной направленности познавательных процессов класс делится на группы:
С высоким уровнем развития познавательных интересов. Дети в этой группе интенсивно и с увлечением самостоятельно работают, стремятся разобраться в трудных вопросах.
Со средним уровнем развития познавательных интересов. Учащиеся проявляют познавательную активность при побуждении учителя, интерес к самостоятельной работе в зависимости от ситуации, трудности преодолевают при помощи учителя.
С низким уровнем развития познавательных интересов. Отличаются познавательной инертностью, мнимой самостоятельностью в работе, часто отвлекаются при затруднениях, их характеризует полная бездеятельность.
Тем самым, включение пассивных школьников в игровую деятельность способствует их активизации. А ученики, которые проявляют «страстное отношение к знанию» умеют длительно сосредоточивать свое внимание в процессе работы, используют рациональные приемы запоминания, проявляют мыслительную деятельность.
У группы учащихся, в которой отсутствует целенаправленность, стойкие интересы, внимательность и настойчивость проявляется только в короткие периоды, у них низок уровень требований к себе.
Для осуществления дифференцированного обучения на уроке необходимо создавать условия, которые бы давали возможность учителю управлять процессом обучения.
Применение дифференцированного подхода на различных этапах урока.
Дифференцированный подход необходим на всех этапах учебного занятия:
I.Этап изложения новых знаний, умений (первичного восприятия материала).
Осуществляя дифференцированный подход, нужно, во-первых, провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А во-вторых, после первичного фронтального объяснения нужно его повторить, и может быть, не один раз, для отдельных групп.
иногда использую такой прием: объясняю новый материал кратко на высоком уровне сложности (вношу проблемность в содержание учебных заданий, в расчете на группу детей с повышенной обучаемостью. Затем провожу объяснение того же, более развернуто и доступно.
Во время объяснения нового материала важно учитывать психофизиологические особенности учеников. Дополнительные вопросы адресую детям со слабой слуховой памятью, невнимательным, рассеянным.
Учащимся с хорошей зрительной памятью помогает наглядность, с моторной – практическая работа на доске.
II.Этап закрепления и применения знаний и умений.
Основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Готовится 2-3 варианта заданий. Учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант заранее предназначается определенной группе учеников.
Для учеников, обладающих низкими и средними учебными возможностями, временами даю задания по образцу, алгоритмического вида, носящие реконструктивный характер.
Отдельным группам даю разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок. Некоторым учащимся оказываю помощь (в качестве вспомогательного средства можно использовать схемы, чертежи, начало решения, теоретическую справку или указание на страницу учебника, где можно найти справку и т. д.). И только затем рекомендую задания творческого характера.
Для школьников с высокими и высшими учебными возможностями подбираю в основном задания творческого характера, задания на перенос знаний и умений в измененную или новую ситуацию различной трудности и характера, чтобы наиболее успешно способствовать их развитию.
III.Этап проверки и оценки знаний и умений.
На этом этапе важно четко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание, умение. Исходя из этого, составляется серии заданий повышающейся и понижающейся трудности. Каждая серия должна отражать определенный уровень усвоения материала.
В процессе обучения, задания разной трудности полезны, они помогают подтянуть учащихся, отстающих в учебе, дают пищу для ума наиболее способным. Одни овладевают суммой знаний, определенных учебной программой, другие, вследствие высокой обучаемости, сочетаемой с огромным трудолюбием, смогут выйти за пределы программы, перенося знания в нестандартную ситуацию.
Творческая деятельность на уроке сильных учеников, обгоняющих своих наиболее слабых товарищей, часто ставят последних в положение копирующих, воспроизводящих. Этим объясняется дифференциация заданий ученикам, принадлежащим к разным типологическим группам.
Всякая работа на уроке, имеющая характер новизны по внутреннему содержанию материала, способов его познания, стимулирует развитие учеников. При этой работе каждый учащийся, постоянно преодолевая трудности, испытывает счастье удовлетворения от познанного, решенного, овладевает постепенно методами познания.
Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что дифференцированный подход – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он обозначает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Дифференцированный подход является одним из действенных методов предупреждения и преодоления неуспеваемости