Наталья Васильева
Наглядность как средство формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядность как средство формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
Речь - бесценный дар природы человеку. Через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение. … В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания.
Публикация «Наглядность как средство формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР» размещена в разделах
Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его важнейших психических процессов.
Для того, чтобы процесс обучения помимо конкретных знаний мог приносить колоссальное удовольствие, быть необыкновенно интересным, давал радость общения, а ребенок и педагог испытывали потребность в самом процессе обучения, необходимо выстроить его (процесс обучения) в соответствии с общедидактическими принципами:
Принцип научности - предполагает научный характер знаний, которые преподносятся детям, даже если эти знания адаптируются с учетом познавательных возможностей учащихся и носят элементарный характер.
Принцип систематичности, перспективности, последовательности - учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков.
Принцип сознательности, активности - обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия – ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны, ребенок сам активно участвует в процессе обучения и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат.
Принцип доступности - предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них.
Принцип прочности усвоения - в процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу.
Принцип наглядности - предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств.
Также для этого нужно знать возрастные психологические и характерологические особенности детей с ОНР. У детей с ОНР нарушены все компоненты речевой системы – фонетика, лексика, грамматика. В норме грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Постепенность и определенная последовательность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями развития нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка. Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребенок не осознает этих значений, употребляет их интуитивно, до определенного момента вычленяет только план общего содержания, сосредотачивая внимание лишь на общем смысле слова, лексическом его значении. Грамматические же средства языка остаются вне сферы его восприятия.
У детей с ОНР понижена способность воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка. Основа слова очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами. Даже если ребенок воспринимает их, длительное время использует неправильно.
Также у детей с ОНР прослеживается и недостаточная сформированность психических процессов – памяти, внимания, восприятия, логического мышления. Таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал.
Как же педагогу удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом коррекционную работу и всестороннее развитие?
Для этого необходимы эффективные средства формирования и дальнейшего развития грамматического строя речи у детей с ОНР.
Одним из перспективных средств в этом отношении, на мой взгляд, является использование наглядно-игровых средств. Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
Наглядно-игровые средства дают возможность дошкольникам с ОНР, у которых не развито словесно-логическое мышление, наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания.
Наглядность облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.
Предлагаемые наглядно-игровые средства, способствующие развитию лексико-грамматического строя речи, выполнены с учетом решения максимального количества образовательных и воспитательных задач: для развития пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой практики.
В своей работе при формировании лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР я использую следующую наглядность :
Настенное панно «Зонтик» - помогает детям в согласовании прилагательных (название цвета) с существительными. Дети раскладывая картинки по соответствующим кармашкам, называют картинку и ее цвет: белое облако, серые мышки, разноцветная бабочка, …
Настенное панно «Грибы» - помогает детям в усвоении правильного употребления предложных конструкций: стрекоза сидит НА мухоморе, гусеница вылезла ИЗ домика, бабочка летает НАД грибами, …
Дидактическое пособие «Кто в домике живет?» - помогает научить детей дифференцировать родовую принадлежность существительных. Логопед дает ребенку набор картинок и предлагает к домику, в котором нарисован мальчик положить картинки, про которые можно сказать «он мой», в другой домик - «она моя» и т. д.
Наглядное пособие «Цветик – семицветик» - способствует улучшению речи, мыслительных операций, памяти, произвольного внимания.
Дидактическое упражнение «Лето – зима» - способствует обогащению словаря путем подбора слов по данной теме.
Дидактическое упражнение «Карлик – великан» - способствует обучению употреблению слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.
Дидактическое упражнение «Посчитай-ка» - способствует упражнению в согласовании существительного и числительного.
Дидактическое упражнение «Какой?» - способствует подбору нескольких признаков к предмету.
Набор «стрелочек» для активизации и обогащения словаря детей словами-действиями – на каждое предложенное ребенком слово, кладется «стрелочка», сколько слов, столько «стрелочек», затем предлагается вспомнить все названные слова.
Шагами прошагать и действия назвать:
Как с игрушками играть.
Набор «треугольников» для активизации и обогащения словаря детей словами-признаками - на каждое предложенное ребенком слово, кладется «треугольник», сколько слов, столько «треугольников», затем предлагается вспомнить все названные слова.
На картинку посмотри,
Признаки к предмету подбери.
Модель «Гномики» - набор состоит из трех «гномиков» разного размера – помогает детям в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (*гном – гномик – гномище).
Жил да был веселый ГНОМ.
Он в лесу построил ДОМ.
Рядом жил поменьше ГНОМИК.
Под кустом он сделал ДОМИК.
Старый, мудрый гном – ГНОМИЩЕ
Выстроил большой ДОМИЩЕ.
Карточки – символы «предлоги» - дети учатся употреблять в речи предлоги, правильно строить предложения, соотнося положение предмета с соответствующим предлогом.
Игра «Веселый мяч»
Вот играет Буратино
В мячик весело с Мальвиной.
Ты, дружок, реши задачу:
Кто куда закинул мячик?
Панно «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные» - дети, передвигая предметы по панно, учатся использовать в речи предложные конструкции.
Схематичная картинка «Машина» - позволяет формировать навык понимания и употребления предложных конструкций.
Вот машина.
Кто В машине?
Кто НА ней?
И что НАД ней?
Кто здесь ЗА,
А что здесь ПЕРЕД,
У машины и ПОД ней?
Модель «Чудо - дерево» - используется для закрепления умения образовывать существительные мн. ч. Р. п.
А у наших, у ворот
Чудо – дерево растет,
И на ветках зреют в срок
Много платьев и сапог.
Зреют кофты, туфли, брюки,
Подставляйте, дети, руки!
Схематичная картинка «Мишка» - помогает формировать и развивать навык образования и употребления приставочных глаголов.
Мишка шел, шел,
К речке подошел.
Мост перешел,
Дальше пошел.
Мишка шел, шел,
К яме подошел,
Яму обошел,
Дальше пошел.
Мишка шел, шел,
К горке подошел,
На горку взошел,
С горки сошел,
Дальше пошел.
Мишка шел, шел,
И домой пришел.
Макет «Город» - помогает формировать и развивать навык образования и употребления приставочных глаголов.
Модель «Сложные слова» наглядно представляет как из двух слов получается одно и, наоборот, помогает детям объяснить из каких двух простых слов состоит сложное слово (*листья падают – листопад).
Группировка сложных слов по лексическим темам
Природа: листопад, снегопад, водопад, ледоход, половодье, водоросль, мухомор, сенокос.
Дом и его окружение: дымоход, водопровод, автодорога, спортплощадка, физкультура, лесопарк, сенокос, турпоход, газопровод, зоопарк.
Животные: утконос, носорог, землеройка, броненосец, волкодав.
Насекомые: шелкопряд, сороконожка, мухоед, короед, водомерка, листовертка.
Предметы быта: хлеборезка, соковыжималка, скороварка, кофеварка, кофемолка, мясорубка, соковарка, электробритва.
Транспорт: вертолет, самолет, пароход, ледокол, теплоход, паровоз, тепловоз, луноход, молоковоз, самосвал, сенокосилка, самокат, снегоход, снегокат, электровоз, вездеход, пулемет, бензоколонка, огнетушитель, снегоуборочная машина, картофелеуборочный комбайн, хлебоуборочный комбайн.
Люди: садовод, пчеловод, лесоруб, птицевод, землекоп, зверолов, хлопковод, собаковод, змеелов, пешеход, рыболов, водолаз, животновод, трубочист, баснописец, сталевар, долгожитель, сладкоежка, всезнайка.
Сложные прилагательные: железнодорожный, одноэтажный, восьмиэтажный, многоэтажный, длинноногий, черноглазый, разноцветный, малозаметный, ярко-красный, сероглазый, белоснежный, добросердечный.
Модель «Деревцо» с набором картинок – помогает в работе над родственными словами: способствует уточнению значений слов, формированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть –
Они об одном говорят.
Давным-давно потеряли люди слово снег, забыли о нем. А слов попало в землю, и появились ростки – слова: снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными.
Как-то, много лет назад,
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Модель «Ослик» с набором картинок – символизирует несклоняемые существительные. При использовании данной модели дети легко запоминают и правильно используют в своей речи несклоняемые существительные.
Слова ты эти твердо знай
И в предложеньях не меняй!
Кофе, радио, пальто,
Пианино и кино,
И какао, и метро –
Как придумано хитро:
Если нам встречаются,
Вовсе не меняются!
Карточки-символы для составления предложений – помогают детям составлять предложения из определенных слов, определять количество слов в предложении, обогащать предложение словами-признакми, словами-действиями.
В игру будем мы играть –
Предложенья составлять.
Так же я использую картинки-символы для обозначения игр на развитие лексико-грамматического строя речи :
Игра «Один – много» - учить образовывать Р. п. существительных.
Игра «Посчитай-ка» (посчитать предметы от 1 до 5 и обратно) – учить согласовывать числительные с существительными.
Игра «Назови ласково» - учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных.
Игрушечки – малютки в ряд стоят с большими,
Игрушечкам – малюткам дай ласковое имя.
Игра «Скажи наоборот» - учить подбирать и использовать в речи слова – антонимы.
Волшебник палочкой взмахнет,
Будет все наоборот.
Дети, помогайте,
Слова подбирайте.
Игра «Жадина» - учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
Глеб к игрушкам подбежал,
Все их в кучу он собрал:
- Мой медведь, моя машина,
Мячик мой, мой Буратино!
Никому я их не дам!
- Ну, сиди, играй в них сам!
Ваня жадиною стал,
Все игрушки отобрал и своими их назвал.
Игра «Прятки» - учить образовывать Р. п. существительных.
Чего нет – дай ответ.
Игра «Нелепицы» - учить правильно согласовывать слова в предложении.
Про картинку дай ответ:
Все здесь верно или нет.
Вывод: использование перечисленных пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон.