Юлия Осипова
Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка.
Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Введение
Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ТНР является важным критерием, позволяющим логопеду судить об успешности проведения коррекционной работы.
Публикация «Мониторинг, Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Исследовательская деятельность
- Мониторинг
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Среди детей имеющих ТНР посещающих речевую группу детского сада все чаще встречаются дети, у которых недостаточная сформированность пространственных представлений накладывает свой отпечаток на речь. Исследование речи дошкольников обнаруживает неточности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, обозначающими пространственные отношения. Часто в устная речь детей изобилует стойкими аграмматизмами.
Своевременное формирование грамматического строя речи- важнейшее условие полноценного развития ребенка, как речевого так и психического, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, организации деятельности, формирование социальных связей.
В связи с этим существует необходимость раннего выявления нарушений грамматического строя речи у детей с ТНР. Своевременное выявление этих нарушений позволит начать раннюю логопедическую работу, тук как в дошкольный возрасте коррекционное воздействие совпадает с естественной в онтогенезе физиологической активностью функциональных речевых систем и стимулирует формирование соответственных навыков и умений.
Объектом исследования является грамматический строй речи детей с ТНР 5-6 лет
Задача исследования – определение оптимальных путей логопедической работы по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Теоретическая значимость состоит в том, что полученные данные помогут учителю- логопеду углубить и расширить представления об особенностях проявления нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования при проведении коррекционной работы, направленной на преодоление грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР
Работа по обследованию сформированности грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста начинается в сентябре и продолжается на протяжении 2-3 недель параллельно с обследованием развития других сторон речи. Каждый день на исследование затрачивается от 10 до 20 минут в зависимости от возможностей ребенка. Во время обследования учитель – логопед создает эмоционально-положительный фон, использует различные виды поощрения. При первых проявлениях усталости или негативизма – обследование прекращается.
Соблюдение данных условий позволяет получить наиболее точный результат сформированности грамматического строя речи.
При составлении обследования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие материалы:
1. Лалаева, Серебрякова «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР»
2. Иншакова «Альбом обследования речи детей»
Содержание методики исследования грамматического строя речи у детей с ТНР :
1. Исследование состояния словоизменения
1.1 употребление существительных в разных падежах
1.2 употребление и дифференциация существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.
1.3 Изменение глаголов по лицам
1.4 Согласование существительного с прилагательным в единственном числе
1.5 Употребление существительных с числительным
1.6 Согласование существительного с глаголом единственного и множественного числа в настоящем времени.
1.7 Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами –в-, -на-,-под-,-над-,-за-,-перед-,-около-.
2. Исследование словообразования
2.1Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
2.2. Образование названий детенышей животных
2.3. образование глаголов приставочного значения с приставками –с-, у-,под-,от-,за-,пере-,до-
2.4. образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида
2.5 Образование относительных прилагательных с суффиксами-- -н-,-ан-,ян-,-енн-.
2.6. Образование сложных слов
Методика по оценке уровня сформированности грамматического строя речи включает в себя диагностический инструментарий.
Диагностический инструментарий состоит из специально подобранного дидактического материала (дидактические игрушки, специально подобранные задания и дидактические игры с использованием информационно- компьютерных технологий)
Учитель-логопед предлагает ребенку поиграть, выполнить задание в соответствии с исследуемыми параметрами. Логопед наблюдает за выполнением задания и выставляет соответствующий балл.
3 балла- ребенок самостоятельно,правильно и быстро выполняет задания.
2 балла- ребенок испытывает затруднения, но самостоятельно находит ошибку и исправляет ее.
1 балл – ребенок ошибается, выявляет ошибку, но самостоятельно не исправляет.
0 баллов – ребенок не выявляет ошибку, помощью логопеда не пользуется, или отказывается от выполнения задания.
Например: Обследование состояния словоизменения, употребление предложно-падежных конструкций с предлогами – в-, -на-,-под-,-за-,-перед-,-около-.
Оценка выполнения:
3 балла – ребенок правильно выполняет конструкции с предлогами.
2 балла—допускает ошибки при употреблении предлогов – перед-, -около-, но выявляет ошибку и исправляет ее.
1балл – допускает ошибки при употреблении предлогов перед-, -около-, не выявляет ошибку, помощь логопеда не использует.
0 баллов— отказывается от выполнения задания, или допускает ошибки при употреблении предлогов раннего онтогенеза.
Баллы выставляются в протокол, далее выводится среднеарифметический показатель, по этому показателю определяем уровень сформированности словообразования и словоизменения.
Все данные индивидуальных протоколов заносятся в сводную таблицу развития грамматического строя группы.
Анализ полученных результатов позволяет :
• Выявить определенные компоненты грамматического строя речи, которые требуют дополнительной индивидуальной коррекции воздействия.
• Использовать данные при планировании коррекционно-образовательного процесса.
• Помочь в выборе методов, приемов и технологий коррекционного воздействия.
• Углубить и расширить представления об особенностях проявления нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР