Ирина Оськина
Взаимодействие логопеда и воспитателей в процессе обучения дошкольников связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей коррекционно-логопедической работы с детьми с ОРН является обучение их связной речи. Дети должны научиться грамотно и последовательно излагать свои мысли, пользоваться диалогической и монологической речью, т. е. они должны овладеть навыками речевого общения, речевой коммуникации. Для того, чтобы дети могли планировать развернутые высказывания, выделять смысловые звенья художественного текста, последовательно передавать в своем рассказе те или иные события, правильно пользоваться грамматическим оформлением речи, необходимо целенаправленно активизировать и развивать психические процессы. Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя. Руководство коррекционной работой по формированию связной речи всегда осуществляется логопедом. При этом принимаются во внимание методические рекомендации, имеющиеся в специальной литературе.
Публикация «Взаимодействие логопеда и воспитателей в процессе обучения дошкольников связной речи» размещена в разделах
В нашей группе совместная деятельность логопеда и воспитателей прослеживается следующим образом: обсуждаются темы ближайших занятии и план их проведения с учетом уровня речевого развития детей и возрастных особенностей; согласовываются содержание работы, методы обучения и закрепленных речевых навыков; при изучении каждой темы намечается тот словарный минимум, который дети должны усвоить; и затем использовать в связной речи; уточняется, какие типы предложении должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения. Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, каждый на своем занятии решали как коррекционно – развивающие, так и общеразвивающие задачи. Т. о. развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы.
Выделяется три этапа: подготовительный, основной, закрепляющий.
1 этап. Воспитатель формирует у детей необходимый, допустимый их пониманию объем знании по той или иной теме во время наблюдении на прогулках и экскурсиях, способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря. Наряду с этим воспитатель лог. гр. Решает коррекционные задачи: формирует положительные навыки общего и речевого поведения, развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной, самостоятельной речью. При наблюдении за предметами окружающего воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации в своей речи. Эта работа является основной для проведения речевых упражнении. Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется воспитателем во время большинства режимных моментов. Все эти виды работы способствуют формированию лексико-грамматического строя:
-активные наблюдения за жизненными явлениями, экскурсии;
-практические действия с предметами;
-рассматривание предметов, картин;
-игры;
-чтение художественной литературы;
-беседы;
-упражнения на развитие высших психических функции;
-занятия воспитателем по ознакомлению с окружающим миром;
-занятие логопеда по формированию лексико-граматического строя.
2 этап. Но как показывает практика, наличие словарного запаса еще не предполагает умения рассказывать. Необходимо задействовать этот словарный запас, заставит его,работать, Для этого проводится специально организованные занятия по развитию связной речи. В зависимости от характера материала, степени его сложности, вида занятия коррекционную работу начинают то логопед, то воспитатель. Логопед и воспитатель работая с детьми должны строго соблюдать постепенный переход от формирования у них репродуктивных форм речи к самостоятельным, от высказывания с опорой на наглядность к высказыванию по собственному замыслу. При планировании занятии соблюдается алгоритм усложнения речевой деятельности по видам повествования.
Пересказ: -рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;
-с опорой на серию сюжетных картинок;
-с опорой на предметные картинки;
-с опорой на одну сюжетную картинку;
-без опоры на наглядность;
-пересказ деформированного текста;
-пересказ по плану-схеме;
-по блокам;
-с изменением времени действия, от другого лица, продолжение с добавлением фактов, героев;
-краткий, выборочный пересказ.
Аналогично проводится работа по составлению описательного рассказа, составлению рассказа по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, творческих рассказов.
3 этап. Это работа по закреплению навыков рассказывания. Эта работа ведется и логопедом и воспитателем. Она включает в себя:
-рисование на тему рассказа;
-игры драматизации;
-применение дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых ситуации;
-обсуждение и анализ детских рассказов;
-домашние задания, пересказ родителям составленного на занятии рассказа;
-театрализованная деятельность;
-отработка рассказа с детьми,слабой подгруппой,
Вся коррекционная работа в речевой группе должна осуществляться в тесном взаимодействии с родителями. Воспитатель поясняет задания, записанные логопедом в рабочей тетради ребенка, убеждает родителей в необходимости соблюдении речевого режима, выполнения домашних задании. С родителями проводится следующая работа:
-родительские собрания;
-консультации на темы, интересующие родителей;
-анкетирование;
-совместные праздники;
-открытые занятия;
-ведутся,семейные альбомы,
До родителей необходимо донести, что только совместными усилиями можно добиться положительных результатов в коррекции речевого нарушения.