Надежда Ч
Уголок для родителей «Паровозик детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями
Воспитатели: Чуб Н. С.
Петренко А. А.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, на этой почве появляется любопытство, любознательность, речевая активность и другие личностные качества. Воспитание подрастающего поколения подразумевает взаимопонимание между дошкольным учреждением и семьей. Очень часто педагоги и родители малышей не находят общего языка – им не хватает терпения, такта, а зачастую, и времени для того, чтобы слышать и понимать друг друга. А это все, естественно, отражается на воспитании детей. Каждая современная семья по-разному видит место своего ребенка в социуме – все зависит от состава, взглядов на воспитание и культурных традиций ячейки общества. Многие ассоциируют детский сад с местом, где просто присматривают за малышами, пока родители заняты своими делами. При этом все семьи объединяет желание, чтобы у ребенка было все самое лучшее, но сотрудничать с детскими учреждениями, поддерживать предлагаемые педагогами инициативы готовы далеко не все родители. И стоит перед сотрудниками ДОУ не праздный вопрос: Как разжечь заинтересованность родителей и сделать их активными участниками воспитательного процесса?
Публикация «Уголок для родителей „Паровозик детства“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Оформление раздевалки и приёмной в группе
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Актуальность.
Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Общение педагога с родителями, обычно, проходит либо утром, когда ребенка приводят в детский сад, все торопятся, время ограничено; либо вечером, когда ребенка забирают домой, но педагог не может в полной мере уделить внимание родителям, т. к. занят с другими детьми. В результате многие вопросы родителей остаются без ответа.
Для того, чтобы повысить мотивацию родителей и сделать общение родителей с нами, педагогами, более свободным, активным, удобным, можно использовать наглядно – информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ.
Значимость форм взаимодействия с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но и для самих родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организованно педагогическое просвещение родителей.
Цель.
Создать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста.
Задачи.
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения.
Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Содержание уголка.
Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому большое значение мы придаем форме и способу подачи информации, а так же её содержанию.
Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей информация : режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
• материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
• материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.
Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание. Мы использовали нетривиальное оформление уголка. Оформили стенд в виде паровозика с вагончиками. Затем:
1. Выбрали подходящее место на стене. Мы разместили свой уголок над шкафами в раздевалке. Так нужная информация будет сразу попадаться родителям на глаза.
2. Решили, что именно будет наполнять родительский стенд.
3. Обратили внимание на содержание справочных материалов. Ведь все статьи должны быть написаны доступным языком, без сложных терминов. Информацию дополнили красочными рисунками.
На нашем стенде представлены: режим дня, расписание занятий, фотоуголок «С вашими детьми работают»; плакаты со справочной информацией: родителям о правах ребенка, советы медсестры; информация о возрастных особенностях детей в нашей группе; советы родителям от детей; консультации педагога-психолога и логопеда; обязательно наличие папки-передвижки, посвященной времени года (содержание меняется каждый сезон).
Отдельно оформлена зона, посвященная жизни детей в нашей группе – здесь родители могут видеть фотографии режимных моментов в саду; посмотреть какое настроение было сегодня у ребенка – дидактическая игра «Мое настроение»; имеется зона «Наши именинники», где располагается информация о всех днях рождениях детей, фото именинника (в день рождения каждого ребенка его фотография помещается на стенд) и поздравление для него. На этом же стенде располагается «Семейная газета», в изготовлении которой принимают участие сами родители. На страницах этой газеты можно увидеть и прочитать как проводят выходные дни дети нашей группы.
Информация, размещаемая на стендах удовлетворяет несколько требований: она конкретна, доступна, кратка, эстетична и безопасна.
Конкретность и доступность проявляется в том, что при отборе информационного материала мы учитываем, что родители – люди очень разные и по образованию, и по профессии, и по статусу. Поэтому материал не содержит специальной терминологии, изложен простыми и короткими предложениями.
Краткость - информация, подбираемая для родителей интересна, кратка (выборка главных мыслей, актуальной для данной группы, без нравоучений)
Подается информация в качестве грамотного и своевременного совета.
Эстетичность и безопасность – мы не приклеиваем листы бумаги к стене, на двери, не используем кнопок, скрепок и других острых предметов. Тексты помещены в специальные кармашки из оргстекла, пластика. Информация дается печатным шрифтом, тема выделяется цветом и размером.
В информационном уголке также присутствует папка-передвижка «Благодарим», где мы размещаем благодарственные письма и грамоты родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участка, группы, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, активно участвуют в жизни нашей группы и детского сада в целом.
Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения.
Информацию в уголках для родителей мы меняем каждый месяц, но для того, чтобы родители заметили это – оставляем на 2 – 3 дня информационные окна пустыми.
Результаты.
Появление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско – родительских отношений.
Повышение компетентности родителей в психолого – педагогических и правовых вопросах.
Сохранение семейных ценностей и традиций.
Увеличение количества обращений с вопросами к воспитателям, на индивидуальные консультации к специалистам.
Выводы.
Стремимся понять, выяснить причины трудностей ребенка, трудности воспитания в семье. Работаем с семьей, со всеми ее проблемами, трудностями, интересами. Помогаем натолкнуться на…; объяснить почему…; выяснить из-за чего…; подсказать как…; сделать вместе с нами…; сделать вместе с ребенком…; сделать для нас.
Семья и детский сад два воспитательных компонента, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Заключение.
Правильно организованное взаимодействие семьи и ДОУ формируют у ребенка уверенность в успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих, стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания между людьми. Главной ценностью такого процесса воспитания и обучения является сам ребенок, полноценное развитие его задатков и талантов.
Таким образом, именно семья и детский сад становятся факторами, определяющими вектор развития личности ребенка. В результате творческого применения различных форм взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания и образования превращается в гибкую систему, в которой учитываются интересы всех сторон, а родители проявляют активную творческую позицию, позитивное отношение к воспитателям и охотно принимают участие в организации жизни ДОУ. Это позволяет утверждать, что использование различных форм взаимодействия педагогов и родителей оказывает положительный эффект на учебно-воспитательный процесс.