Галина Мухина
Национальная культура как область воспитательных воздействий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Национальная культура как область воспитательных воздействий в ДОУ
Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. в более узком смысле — сфера духовной жизни людей.
С развитием общества культура изменяется, наследуя прогрессивные традиции прошлого.
Публикация «Национальная культура как область воспитательных воздействий в ДОУ» размещена в разделах
Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, литературе, танцах, присущих только этому народу, нации. Национальная культура – это отражение души нации, его национального характера, самосознания.
Являясь социальным организмом, социальной общностью, нация самостоятельно определяет свое культурное развитие. Самая главная и самая привлекательная особенность национальной культуры - это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость. Развивая особенности своей культуры, нация избегает подражания и копирования, создает свои формы организации культурной жизни. Как и любое проявление индивидуальности, самобытность национальной культуры обогащается одновременно с общим расцветом нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой цивилизации.
У каждой национальной культуры есть свои плоды : духовные обретения и открытия, свое видение мира. Свое будущее каждый народ сегодня связывает с национальной культурой, являющейся для него гарантом жизни и интеграции в общемировую культуру. Эта идея обладает своей логикой : именно она поддерживает духовный и интеллектуальный потенциал нации, выступает импульсом творческой деятельности человека, укрепляет духовное здоровье народа, создает его национально-нравственный идеал.
Процесс приобщения к национальной культуре начинается еще в раннем детстве. Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости старших дошкольников.
Духовность является основополагающим условием для развития творческой инициативной личности. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению старших дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в ходе формирования личности ребенка, что способствует сохранению и укреплению национальной культуры. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует появлению у дошкольника чувства национальной гордости. Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.
Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе дошкольника. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому. Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности.
Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам, это способствует процессу социализации личности ребенка.
Значение народных традиций как важной части воспитания в современном мире общепризнанно. Свидетельство тому, например, целенаправленная деятельность многих международных организаций. Возрождению и изучению народных традиций посвящена деятельность Международного совета организаторов фольклорных фестивалей. Одна из основных задач – сделать народное искусство средством всемирного понимания и общения. Поддерживая преемственность народной традиции, члены этой организации придают большое значение участию в фольклорных фестивалях детей.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» так же отмечено, что «сфера образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности для становления и развития его гражданственности, принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни».
Чтобы донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Учреждения дошкольного образования, как начальное звено системы образования в России, активно используют в процессе воспитания дошкольников различные формы фольклора. Воспитание на национальных духовных традициях ориентирует педагогов на приобщение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем.
Культура русского народа одна из самых богатых и разнообразных, уже в течение многих столетий она передается из поколения в поколение через фольклор. Русский педагог К. Д. Ушинский, исследователи русского фольклора Г. С. Виноградов, В. И. Даль и многие другие ученые, отмечали, что основной чертой русского фольклора, его достоинством, является его теснейшая связь с окружающей жизнью. Это делает его совершенным средством воспитания детей.
В истории России отношение к народному искусству неоднократно претерпевало существенные изменения. Со времени принятия христианства народное искусство, взросшее на почве язычества, во многих своих направлениях подвергалось гонениям.
Ф. Буслаев, русский философ и искусствовед, исследовавший, древнюю литературу и ее время, писал: «Петь песни, рассказывать сказки и басни почиталось делом языческим, забавою дьявольской… к бесовским играм причисляются: плясание, гудьба, т. е. музыка, песни бесовские и жертва идольская. Песни бесовские – народные песни вообще».
Официальное отношение к фольклору как «забаве дьявольской» сохранялось на протяжении всего средневековья.
Переломным в русской культуре является 17 век, это сказалось и на отношении к фольклору. С этого времени и вплоть до наших дней народная педагогика стала играть огромную роль в воспитании детей. Нравственная коллективная мудрость и эстетическая интуиция вырабатывают национальный идеал человека. Идеал этот гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических идей.
В настоящее время программа дошкольных учреждений направлена на всестороннее физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно – эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения родного языка.
Итак, высокая эффективность народной педагогики заключается в ее конкретном воздействии на личность. Отсюда и естественность включения воспитательных идей народа в учебно-воспитательный процесс современной России. При этом эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают, в общем контексте педагогических воздействий.