Елена Тарасова
Начальный этап театрализованной деятельности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
художественным образованием и воспитанием детей;
формированием эстетического вкуса;
нравственным воспитанием;
развитием коммуникативных качеств личности;
воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;созданием положительного эмоционального настроения, снятием напряженности, решением конкретных ситуаций через игру.
Публикация «Начальный этап театрализованной деятельности в ДОО» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
К сожалению, в настоящее время в массовой практике ДОУ театрализованная деятельность зависит от желания и интересов педагога. В первую очередь это связано с общей загруженностью наших воспитателей и недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка – дошкольника.
В отличие от малышей старшие дошкольники при выступлении часто теряются. Наряду со сценическим волнением у многих детей появляется стеснительность, и они отказываются от выступлений. Одним из них является коллективная театрализованная деятельность, в основу которой положен принцип предоставления всем детям равных возможностей для участия в инсценировке и в одинаковых ролях. Ведь, играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передавать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных (мышка, кошка, собачка,медведь, петушок выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте,неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке)
- ролевые диалоги на основе текста: («Гуси»русская народная потешка, «Киска»русская народная потешка, русская народная сказка «Рукавичка»)
- инсценировки произведений;( «Теремок» русская народная сказка»)
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Дети легко перевоплощаются и передают игровые образы, придумывая однотипные движения, выражающие его характер (весёлый. грустный) ,
особенности персонажа (неуклюжий медведь, хитрая лиса, трусливый заяц
и т. д.)
Передать характер персонажей в движении помогает музыка. У детей совершенствуется слух, что выражается в относительно точном запоминании попевок, мелодий, текста произведений, отдельных выразительных интонаций. При обучении детей средством речевой выразительности я использую знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения) В своей работе мы стремимся к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не заучиваем с детьми текст роли, не отрабатываем позы, жесты, движения, считая, что постановка нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену и т. д. Главное – это понимание смысла и атмосфера театрального действа.
Начиная с младшей группы я начинаю вводить театр кукол. Самым доступным для этого возраста является настольный театр. Большинство настольных театров сделаны своими руками:
В средней группе мы переходим на работу с верховыми куклами. Но подготовка к работе с более сложными куклами начинается с младшего возраста. Основой театральной куклы в этом возрасте является деревянная ложка.
Театр ложек является упрощённым вариантом верховых кукол и помогает детям освоить приёмы кукловождения. Кукла, изготовленная из деревянной ложки, легка и удобна в управлении.
Рука ребенка спрятана под юбочкой куклы. Внешняя сторона ложки, на которой нарисовано лицо персонажа, повернута к зрителям. Ребенок приводит руку-ложку в движение легким покачиванием из стороны в сторону. Такая кукла может легко двигаться по ширме, «разговаривать» с другой куклой, весело танцевать, поворачиваться из стороны в сторону.
Ребенок должен постоянно ощущать, что «исполнительница» идет по полу, не проваливаясь, но и не возвышаясь больше обычного.
Необходимо передавать походку персонажа; когда игрушки «разговаривают», то слегка движется та кукла, которая в данный момент «говорит».
Понимая огромное значение кукольного театра для всестороннего развития ребенка, я стремлюсь к тому, чтобы театрализованная кукла стала для ребенка мостиком, соединяющим игру с творчеством. Чем богаче опыт ребенка в театрализованной деятельности, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности.
Таким образом, театрализованная деятельность направлена на развитие ощущений (сенсорики, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.). Данное положение уже является аксиомой и, пожалуй, не требует обоснования и доказательств. Поэтому очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.