Анна Тимошенко
Диагностика за 2016–2017 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Цель коррекционно – педагогического воздействия на 2016 – 2017учебный год - создание оптимальных условий, способствующих полному раскрытию речевых возможностей детей дошкольного возраста, предупреждению у них вторичных нарушений и трудностей в подготовке к школьному обучению (речевая готовность).
Задачи:
1. Провести диагностику и анализ уровня развития речевой деятельности дошкольников
2. Обеспечить реализацию комплексного, профилактического и коррекционного воздействия на речевое развитие детей.
3. Повышать компетентность педагогов по вопросам теории и практики логопедической работы.
Публикация «Диагностика за 2016–2017 учебный год» размещена в разделах
4. Определить наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, имеющими нарушения развития речевой функции с целью комплексной и всесторонней помощи.
Приоритетные направления деятельности на 2016-2017уч. год:
• совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
• структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне их;
• систематизация учебно-методического материала.
1. Организационная деятельность
В начале учебного года диагностика речевых нарушений, целью которой являлось – определить степень нарушения речи и наметить образовательный маршрут, показала, что у детей наблюдается следующее:
Логопедическое заключение Количество детей
ОНР, III уровень 23
ОНР, II- IIIуровень 1
ОНР, II уровень 2
ОНР, I уровень 2
Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребёнка. Также, были оформлены следующие виды документов: «Дневник логопеда», «Индивидуальный план коррекции речевых нарушений».
После того, как определилась степень нарушений речевых компонентов у детей, были разработаны планы коррекционно – педагогической работы (перспективный, тематический, индивидуальный, план по подготовке к овладению грамотой).
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту звукопроизношением, словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов, согласованного и систематического взаимодействия с семьей дошкольников.
Вся коррекционно – педагогическая деятельность строилась на основе программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»/ Под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
В начале года были определены основные направления логопедической работы по преодолению у детей ОНР и развитию речевой готовности к школьному обучению.
Коррекционно – педагогическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
- Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и массаж, развитие речевого дыхания, постановка звуков)
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие слоговой структуры слова.
- Расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам.
- Развитие грамматического строя речи (категории числа, рода и падежа).
- Развитие связной речи.
- Развитие общей и мелкой моторики
- Подготовка к овладению грамотой.
Коррекционное воздействие по всем направлениям осуществлялось в течение всего дня: в режимных моментах, (фронтального, подгруппового, индивидуального вида).
Занятия с детьми в течение всего периода обучения строились с учетом принципов:
Единое тематическое направление (согласно календарно – тематическому плану);
«От простого к сложному»;
Чередование разных видов деятельности;
Опора на сохранные звенья речевой системы.
На протяжении всего года велась работа в обычных тетрадях в клетку и в дидактических тетрадях. Выполнялись следующие виды заданий:
- на развитие ориентировки на листе;
- на развитие логического мышления, внимания, памяти;
- закрепление навыков написания букв, их элементов, слогов, коротких слов и др.
Фронтальные занятия проводились каждый день, но были разделены по видам:
1. Формирование фонетической стороны речи, подготовка к овладению грамотой:
- развитие артикуляционного аппарата;
- знакомство с буквой;
- формирование фонематических операций: представлений, восприятия, анализа, синтеза;
- работа над слоговой структурой слова.
2. Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи:
- лексико-грамматические игры и упражнения на закрепление общего речевого навыка:
- работа над словом и предложением;
- активизация словаря;
- формирование навыковсоставления рассказов, пересказов, заучивания стихотворений.
Широко использовались логоритмические упражнения по преодолению неловкости общей и мелкой моторики (совместно с музыкальным руководителем, пальчиковой гимнастики на всех занятиях с использованием массажеров, фонационные упражнения, интонационные тексты для развития просодических компонентов речи.
В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование. Закреплению приобретаемых речевых навыков в процессе логопедических занятий способствовала преемственность в работе с воспитателями средних и старших групп (через беседы, тетради взаимосвязи, консультации, круглый стол, а также с родителями путём личного контакта, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми (задания по индивидуальным тетрадям).
3. Научно-методическая работа. Взаимосвязь со специалистами ДОУ.
В октябре - ноябре были обследованы дети всех групп ДОУ. Результаты первичной диагностики фиксировались в таблице по речевому развитию.
Итоги диагностики показали о необходимости оказания практической и консультативной помощи по вопросам развития и коррекции речи.
В связи с наличием в ДОУ детей, имеющих те или иные проблемы в развитии речи, была разработана система консультативной поддержки родителям и педагогам ДОУ. Консультативный пункт функционирует с ноября по июль. За это время для педагогов ДОУ были подготовлены следующие консультации: «Онтогенез детской речи в разные возрастные периоды», «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения», «Значение развития мелкой моторики для коррекции речевых нарушений», «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста».
Кроме этого, по необходимости оказывалась консультативная помощь по вопросам речевого развития и коррекции дефектов речи в индивидуальном порядке.
Результаты итоговой диагностики уровня речевого развития детей показали положительную динамику в преодолении речевых дефектов. Совершенствовалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете дидактическим материалом и играми по всем разделам коррекционного плана. Осуществлялся подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.
4. Работа с родителями
В начале сентября, в рамках логопедического обследования,с целью уточнения наличия или отсутствия каких – либо заболеваний, которые тем или иным образом могли повлиять на речевое развитие и возникновение речевых нарушений, был изучен анамнез, особенности развития каждого ребенка (медицинские карты).
В течение года с родителями велась разного вида работа:
Консультации:
2. «Веселый язычок»
3. «Этот трудный звук «Р»».
Семинар – практикум:
«Игры с буквами»
Памятки:
«Речевые игры».
День открытых дверей (посещение родителями занятий, участие в режимных моментах в группе)
Обсуждались вопросы речевого развития детей, особенности развития словаря и грамматического строя речи, формирования фонематического восприятия, приемы формирования связной речи и т. д.
Помимо этого, родителям детей, имеющим сложные речевые нарушения, с целью обследования и назначения необходимого лечения, были даны рекомендации по обращению к специалистам города: невропатологу и детскому психиатру
«Приемы развития артикуляционной моторики» (средняя группа);
«Зачем учить стихи?» (старшая группа)
На начало учебного года в логопедический пункт было зачислено 28 детей.
Группа «Солнышко»
1. Сережа нарушены свистящие, шипящие и сонорные звуки. За год обучения мальчик часто болел из 32 лексических тем прошел только 22 лексические темы, на занятиях по подготовке обучению грамоте материал усваивает слабо, активности не проявляет, быстро утомляется. На конец учебного года поставлены свистящие звуки.
2. Николай нарушены шипящие и сонорные звуки. На занятиях по подготовке обучению грамоте изучил 32 лексические темы из 32 тем. На занятиях индивидуальных и групповых активен, графические задания выполняет самостоятельно. На конец учебного года поставлены и автоматизированы все звуки.
3. Даниил на начало учебного нарушены шипящие и сонорные звуки. На занятиях по подготовке обучению грамоте прошел 24 лексические темы из 32. На занятиях индивидуальных и групповых активности не проявляет, графические задания выполняет с трудом. На конец учебного года поставлен только звук ш.
4. Никита на начало учебного года нарушены шипящие и сонорные звуки. На занятиях по подготовки обучению грамоте изучил 20 лексических тем из 32 тем, на занятиях индивидуальных и групповых интереса не проявляет но задания выполняет самостоятельно. На конец учебного года поставлены и автоматизированы шипящие звуки.
5. Геворг на начало учебного года нарушены сонорные звуки. На занятиях по обучению грамоте изучил 20 лексических тем из 32, на индивидуальных занятиях проявляет активность, на групповых занятиях не активен, графические задания выполняет самостоятельно. На конец учебного года поставлен звук р.
6. Денис на начало учебного года нарушены сонорные звуки. На занятиях по обучению грамоте изучил 24 лексических темы из 32, на занятиях активен. На конец учебного года поставлен звук р.
7. Кирилл на начало учебного года нарушены шипящие и сонорные звуки. На занятиях по обучению грамоте изучил 24 лексические темы из 32, на индивидуальных занятиях проявляет активность и интерес, а на групповых занятиях не активен быстро утомляется. На конец учебного года поставлены шипящие звуки но требует автоматизации.
На начало года у 5 детей нарушены шипящие звуки, свистящие у 1 ребенка, сонорные звуки у 7 детей.
На конец учебного года : свистящие звуки у 1 ребенка, шипящие звуки у 3 детей, сонорные звуки у 3 детей поставлены и автоматизированы.
Группа «Знайки» :
1. Дарья нарушены свистящие, шипящие и сонорные звуки, заикание. На занятиях по обучению грамоте изучила 22 лексические темы из 32. На занятиях индивидуальных и групповых активности не проявляет, но задания выполняет самостоятельно, на поставленные вопросы отвечает. Во время всего учебного года велась работа по преодолению заикания. На конец учебного года ни один звук не поставлен.
2. Дарья нарушены сонорные звуки, укороченная уздечка. На занятиях по обучению грамоте изучила 28 лексических тем из 32, на занятиях индивидуальных и групповых активности не проявляет, но задания выполняет самостоятельно. На протяжение всего учебного года выполняли артикуляционные упражнения на растяжение подъязычной уздечки. На конец учебного года поставлен звук р.
3. Алена нарушены сонорные звуки. На занятиях по обучению грамоте изучила 22 лексические темы из 32, на индивидуальных и групповых занятиях активности не проявляет. На конец учебного года поставлен сонорный звук р.
4. Альберт на начало учебного года нарушены шипящие и сонорные звуки. На занятиях по обучению грамоте изучил 24 лексические темы из 32, на занятиях индивидуальных и групповых активности не проявляет, быстро утомляется. На конец учебного года поставлены шипящие звуки.
5. Тимофей на начало учебного года нарушен сонорный звук р. На занятиях по обучению грамоте изучил 20 лексических тем из 32. На индивидуальных и групповых занятиях проявляет интерес но быстро утомляется. На конец учебного года поставлен сонорный звук р.
6. Стефания нарушены шипящие и сонорные звуки. На занятиях по обучению грамоте изучила 22 лексические темы из 32, на занятиях индивидуальных и групповых очень активна, на вопросы отвечает с заданными заданиями справляется самостоятельно. На конец учебного года идет работа над постановкой шипящих звуков.
7. Кирилл нарушен сонорный звук р. На занятиях по обучению грамоте изучил 26 лексических тем из 32, мальчик очень пассивен, на занятиях активности не проявляет, на вопросы не отвечает, быстро утомляется. На конец учебного года закрепили знания по лексическим темам и продолжаем работать над постановкой сонорного звука р.
8. Андрей на начало учебного года нарушены шипящие звуки, сонорный звук р, заикание. На занятиях по обучению грамоте изучил 20 лексических тем из 32, на занятиях проявляет интерес, на вопросы отвечает, с поставленными задачами справляется. На конец учебного года поставлены и автоматизированы звуки ш, ж, р.
9. Степан на начало учебного года нарушены шипящие и сонорные звуки. На занятиях по обучению грамоте изучил 6 тем из 32, активности не проявляет на занятиях, на вопросы не отвечает, быстро утомляется.
На начало учебного года у 1 ребенка нарушены свистящие звуки, у 5 детей нарушены шипящие звуки, у 9 сонорные звуки.
На конец учебного года у 1 ребенка нарушены свистящие, у 2 поставлены шипящие, у 3 нарушены шипящие, сонорные звуки поставлены у 4 детей, нарушены сорные звуки у 4 детей.
Группа «Почемучки»
1. Даниил на начало учебного года нарушены шипящие и сонорные звуки. На занятиях по обучению грамоте изучил 20 лексических тем из 32, на индивидуальных занятиях активен, проявляет интерес к занятию и заданиям, а на групповых занятиях быстро утомляется и не проявляет интереса. На конец учебного года поставлены и автоматизированы звуки ш, ж. Ведется работа над постановкой сонорного звука р.
2. Тимофей на начало учебного года нарушены шипящие звуки. На занятиях по обучению грамоте изучил 20 лексических тем из 32, на индивидуальных и групповых занятиях очень активен, проявляет интерес, отвечает на заданные вопросы, с заданиями справляется самостоятельно. На конец учебного года поставлен и автоматизирован звук ш, ж.
3. Сергей на начало учебного года нарушены шипящие и сонорные звуки. На занятиях по обучению грамоте изучил 10 лексических тем из 32, на занятиях как индивидуальных так и групповых проявляет активность и большой интерес. На конец учебного года поставлены и автоматизированы в речи шипящие звуки ш,ж. Ведется работа над постановкой сонорного звука р.
4. Дмитрий на начало учебного года нарушены шипящие звуки, сонорные звуки. На занятиях по обучению грамоте изучил 24 лексические темы из 32, на занятиях индивидуальных проявляет интерес, охотно выполняет предложенные ему задания, на групповых занятиях менее активен но с поставленными задачами справляется самостоятельно. На конец учебного года поставлены и автоматизированы шипящие звуки ш, ж. Ведется работа над постановкой сонорного звука р.
5. Арина на начало учебного года нарушены шипящие звуки. На занятиях по обучению грамоте изучила 30 лексических тем из 32, на занятиях интереса не проявляет, плаксива, с предложенными заданиями часто не справляется. На конец учебного года поставлены шипящие звуки ш, ж, ведется работа по их автоматизации
6. Марика на начало учебного года нарушены шипящие и сонорные звуки. На занятиях по обучению грамоте изучила 24 лексические темы, на индивидуальных занятиях активна, а на групповых менее активна с заданиями не всегда справляется. На конец учебного года поставлены и автоматизированы шипящие и сонорные звуки.
7. Анастасия на начало учебного года нарушены шипящие звуки ш, ж, сонорные звуки р. На занятиях по обучению грамоте изучила 20 лексических тем, на индивидуальных и групповых занятиях активности не проявляет, с заданными заданиями часто не справляется. На конец учебного года поставлены и автоматизированы шипящие звуки ш,ж и сонорный звук р.
8. Александр на начало учебного года нарушены шипящие звуки ш,ж, запинки в речи. На занятиях по обучению грамоте изучил 18 лексических тем из 32, на индивидуальных и групповых занятиях проявляет активность, все задания выполняет самостоятельно. На конец учебного года поставлены и автоматизированы шипящие звуки ш,ж в речи.
9. Андрей на начало учебного года нарушены шипящие, сонорные звуки. На занятиях по обучению грамоте изучил 28 лексических тем из 32. На занятиях индивидуальных и групповых проявляет активность, с интересом выполняет предложенные задания. На конец учебного года поставлены а автоматизированы в речи шипящие звуки ш,ж. Ведется работа над постановкой сонорного звука л.
На начало учебного года у 9 детей нарушены шипящие звуки, у 6 детей сонорные звуки.
На конец учебного года у 9 детей поставлены шипящие звуки, у 2 поставлены сонорные звуки, у 4 детей ведется работа над постановкой сонорных звуков.
Итог на начало учебного 2016 – 2017 учебного года у 2 детей нарушены свистящие звуки, у 19 детей нарушены шипящие звуки, у 22 детей нарушены сонорные звуки.
На конец учебного года у 1 ребенка поставлены свистящие звуки, у 14 детей поставлены шипящие звуки, у 9 поставлены сонорные звуки.
В конце учебного года был подведен общий итог работы за год.
Диагностика детей логопатов на 2016 – 2017 учебный год (1 -й год обучения)
№ п\п Имя ребёнка Дата рождения Звукопроиз-
ношение Фонематиче-
ская сторона речи Лексико-грамматиче-
ская сторона речи Связная речь Заключение
Нач. Кон. Нач. Кон. Нач. Кон. Нач Кон. Нач. Кон.
1 .Ариана К 19.08.
20011 н. с. н. с. н. с. с. с. н. с.
2 Альберт П 20.07.2011 н. н. н н. н. н н. н. н. н.
3 Андрей Ф 18.07.2011 н. с. н. с. с. с. н. с. н. с.
4 Андрей С 16.08.2011 н. с. н. с. н. с. н. с. н. с.
5 Геворг В 11.02.2011 н. с. с. в. с. с. с. с. с. с.
6
Данил Е. 15.12.2011 н. н. н. с. н. с. н. н. н. с.
7 Даниил Л 16.05.2011 н. с. н. с. н. с. н. с. н. с.
8
Даша К 29.07.2011 с. с. с. в. с. в. с. с. с. с.
9
Даша Т. 07.04.2011 н. с. н. с. н. с. н. н. н. с.
10
Алена З. 10.06.2011 н. с. н. с. с. с. н. с. с. с.
11 Настя П. 23.01.2011 с. в. н. с. с. с. с. в с. в.
12 Дима З 12.12.2011 н. с. н. с. с. с. с. с. с. с.
13 Денис М. 11.03.2011 с. с. с. в. с. в. с. с. с. с.
14 Степан М 10.08.2011 н н н н н
15 Тимофей П 22.09.2011 с в с в с в с в с в
16 Тимофей Т 18.08.2011 с в с в с в с в с в
17 Марика К 18.07.2011 с в с в с в с в с в
18 Саша С 28.06.2011 н н н с н с н с н с
19 Сергей Б 14.06.2011 н с н н н н н с н с
20 Кирилл Б 02.09.2011 н с н с н н н н н н
21 Никита Б 03.01.2011 н с н с н с н с н с
22 Коля Д 30.04.2011 н в с в с в с в с в
23 Кирилл К 16.05.2011 н н н н н н н н н н
24 Сергей П 05.09.2011 н с с в с в с в с в
25 Дима К 23.11.2012 н н н н н н н н н н
26 Никита С 02.10.2012 н н н н н н н н н н
27 Стефания К 19.12.2010 н н н с н с н с н с
28 София С 23.10.2011 н н н н н
Высокий - 5 - 8 - 7 - 6 - 6
Низкий 22 8 19 6 15 7 15 7 17 5
Средний 6 14 8 13 12 13 11 13 11 15
Диагностика на начало учебного года
Диагностика на конец учебного года
Запланированная работа на 2016 - 2017 учебный год в полном объеме выполнена.
Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год.
Положительными моментами в работе считаю следующее:
1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.
2. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди воспитателей и педагогов через использование новых форм работы, проведение открытых уроков.
3. Положительный настрой учащихся на проведение дополнительных логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.
4. Хорошо оборудованный кабинет, наличие развивающих пособий, зеркал, доски.
Отрицательными моментами считаю:
Недостаточное количество часов для занятий (10 часов в неделю). Поскольку наблюдается большое количество детей, желающих дополнительно заниматься и нуждающихся в индивидуальных коррекционных занятиях.
2. Из-за занятости ребят в кружках и секциях порой отсутствует возможность периодического проведения с ними логопедических занятий.
3. Для достижения положительных результатов в работе логопеда необходимо, чтобы ребята ежедневно самостоятельно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, посещали занятия периодично несколько раз в неделю. Но из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, возврат к прежнему уровню речевого развития, допуску прежних ошибок.
4. Объем словарного запаса детей беден.
5. В повседневном общении со сверстниками закрепление неправильного произношения, употребления предлогов и т. д.
В следующем учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу по развитию связной речи и формированию словаря, совершенствовать полученные детьми навыки и умения. Главной целью ставлю перед собой использование и подбор таких материалов для занятий, игр, заданий, которые будут учитывать особенности развития детей - содержать в себе все вышеперечисленные требования.
Планирую изучать новые источники, методики и т. д.
Оказывать своевременную помощь детям имеющие проблемы в речевом развитии.
Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди педагогов, используя новые современные формы работы.
Учитель – логопед: ___/ Тимошенко А. А