Михаил Иванов
Начальное обучение детей школьного возраста фехтованию на саблях
▼ Скачать + Заказать документы
На начальном этапе обучения юных фехтовальщиков основное внимание уделяется освоению базовой технике фехтования, такой как – держание оружия, боевая стойка, приемы маневрирования, атаки, позиции и защиты. Это позволяет спортсменам, в дальнейшем, уверенно использовать их в учебно-тренировочных, вольных и соревновательных боях в качестве боевых действий.
Публикация «Начальное обучение детей школьного возраста фехтованию на саблях» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Программа обучения фехтованию на саблях в клубе "Байлун" предполагает изучение как спортивного, так и исторического применения сабли, а также использование трости и палки. Поэтому для детей, только приступающих к изучению техники фехтования, допускается изучение раздела «single stick», что позволяет использовать, в качестве оружия, легкую палку, изготовленную из тонкой полипропиленовой трубы. Обязательным защитным снаряжением являются – фехтовальная маска и защитная перчатка на вооруженную руку.
Основные положения и передвижения
Держание оружия, боевая стойка, передвижения (приставные шаги, шаги в стороны, скрестные шаги, скачки, выпад, закрытие с выпада назад и вперед, ретирада.
Мулинеты – вертикальные, горизонтальные, диагональные, комбинированные.
Позиции и их перемены
Позиции – 5-я, 3-я, 4-я, 6-я, 1-я, 2-я, 7-я, 8-я.
Перемены позиций: 1-2-3-4-5-6-7-8; 3-4; 1-2; 4-5; 4-6; 3-5; 3-6; 3-1; 4-7 и т. д.
Атаки
Ударом по маске сверху, ударом по маске справа (слева, ударом по правому (левому) боку, ударом в ногу справа (слева, уколом.
Простые атаки, защиты и ответы
Атака по маске сверху, 5-я защита и ответ по маске сверху.
Атака по маске сверху, 5-я защита и ответ по маске справа.
Атака по маске сверху, 5-я защита и ответ в ногу справа.
Атака по маске справа, 4-я защита и ответ по правому боку.
Атака по маске справа, 4-я защита и ответ в ногу слева.
Атака по маске слева, 3-я защита и ответ по маске сверху.
Атака по маске слева, 3-я защита и ответ по маске справа.
Атака по маске слева, 3-я защита и ответ по ноге справа.
Атака по маске справа, 1-я высокая защита и ответ по маске справа.
Атака по маске справа, 1-я высокая защита и ответ в ногу справа.
Атака в ногу слева, 2-я защита с ретирадой и ответ по маске сверху.
Атака в ногу слева, 2-я защита с ретирадой и ответ по маске слева.
Атака в ногу слева, 2-я защита с ретирадой и ответ в ногу справа.
Атака по левому боку, 1-я защита и ответ по маске сверху.
Атака по левому боку, 1-я защита и ответ по маске справа.
Атака по левому боку, 1-я защита и ответ по левому боку.
По аналогии с приведенными выше комбинациями могут быть составлены новые, для других атак, защит и ответов.
Парад-рипостная игра
Служит для совершенствования простых атак и защит с ответами и постепенного перехода к скоростям, характерным для вольных и соревновательных боев.
Упражнение 1.
Партнер А атакует ударом сверху по маске. Партнер Б выполняет 5-ю защиту и отвечает ударом сверху по маске. Партнер А выполняет 5-ю защиту и т. д.
Упражнение 2.
Партнер А атакует ударом сверху по маске. Партнер Б выполняет 5-ю защиту и отвечает ударом справа в ногу. Партнер А выполняет 1-ю защиту с ретирадой и отвечает ударом сверху по маске. Партнер Б выполняет 5-ю защиту и т. д.
Упражнение 3.
Партнер А атакует ударом сверху по маске. Партнер Б выполняет 5-ю защиту и отвечает ударом справа по маске. Партнер А выполняет 4-ю защиту и отвечает ударом слева по маске. Партнер Б выполняет 3-ю защиту и отвечает ударом сверху по маске. Партнер А выполняет 5-ю защиту и т. д.
По аналогичным принципам могут быть построены последовательностей, содержащие другие атаки, защиты и ответы. Упражнения парад-рипостной игры могут выполняться стоя на месте, в прямолинейных передвижениях, в свободных передвижениях.
Учебно-тренировочные бои
Освоенные технические приемы, в дальнейшем, совершенствуются в учебно-тренировочных боях. Для начального обучения юных фехтовальщиков рекомендуется применять следующие их варианты.
1. Учебно-тренировочные бои на 5 шагов.
Вариант 1. Партнер А выполняет 5 шагов вперед, нанося, на каждый шаг один и тот же заранее известный удар. Партнер Б отступает, выполняя защиты (одну и ту же или разные). На пятом шаге, после выполнения защиты, партнер Б выполняет ответ заранее известный ответ. Партнер А защищается и спортсмены меняются ролями.
Вариант 2. Аналогично предыдущему варианту, но партнер А на каждый шаг выполняет одну из заранее известных пяти атак (в известной последовательности или свободно).
2. Учебно-тренировочные бои на 3 шага.
Вариант 1. Аналогично учебно-тренировочным боям на 5 шагов.
Вариант 2. Партнер А выполняет 3 шага вперед, нанося, на каждый шаг, произвольный удар. Партнер Б отступает, выполняя защиты. На третьем шаге партнер Б, выполнив защиту, проводит ответ произвольным ударом.
3. Учебно-тренировочные бои на 1 шаг.
Оба партнера свободно маневрируют. Они могут оперировать – заранее известными обоим партнерам атаками, защитами, ответами и их последовательностью; ограниченным набором атак, защит и ответов; произвольными атаками, защитами и ответами.
Упражнение 1.
Партнер А выполняет простую атаку, партнер Б выполняет защиту.
Упражнение 2.
Партнер А выполняет простую атаку, партнер Б выполняет защиту и ответ. Партнер А выполняет контрзащиту.
Упражнение 3.
Партнер А выполняет простую атаку, партнер Б выполняет защиту и ответ. Партнер А выполняет контрзащиту и контрответ. Партнер Б выполняет защиту от контрответа.
Список литературы
1. Борисова М. М. «Мирный бой» / М. М. Борисова, А. В. Ашхотов //Обруч. Образование: Ребенок и ученик, 2014. - № 3. С. 40-42.
2. Иванов М. К. Развитие координационных способностей детей при занятиях спортивно-прикладным фехтованием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-kordinacionyh-sposobnostei-detei-pri-zanjatijah-sportivno-prikladnym-fehtovaniem.html (Дата обращения 30.05.2023)
3. Иванов М. К. Конспект занятия «Первые шаги» по спортивно-прикладному фехтованию для детей среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-pervye-shagi-po-sportivno-prikladnomu-fehtovaniyu-dlja-detei-srednego-shkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения 30.05.2023)
4. М. К. Обучение детей школьного возраста спортивно-прикладному фехтованию в системе дополнительного образования / М. К. Иванов // Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, апрель 2019, часть 7. С. 50-52.
5. Кортес Балбино Фехтование испанской саблей и палкой / Балбино Кортес. - [б. м. ]: Издательские решения, 2020. – 88 с.
6. Мовшович А. Д. Методика обучения спортсменов основам техники фехтования на колющих и рубящее-колющих шпагах: Рекомендации для начинающих тренеров по арт-фехтованию / А. Д. Мовшович, В. М. Лихтаренко. – [б. м. ]: Издательские решения, 2021. – 44 с.
7. Мовшович А. Д. Фехтование. Начинающему тренеру. Методическое пособие / А. Д. Мовшович. – М. : Академический проект, Мир, 2011. – 112 с.
8. Пономарев А. Н. Парные упражнения в подготовке фехтовальщика / А. Н. Пономарев. – М. : ФиС, 1968. - 102 с.
9. Рибони Джузеппе Фехтование палашом и палкой / Джузеппе Рибони. - [б. м. ]: Издательские решения, 2020. – 76 с.
10. Тышлер Д. А. Педагогические основы первоначального обучения и тренировки / Д. А. Тышлер, Л. Г. Рыжкова, И. М. Дзоблава / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2014, № 3. С. 34-36.