Татьяна Карякина
Набор методик для первичной психодиагностики ребенка 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Общие представления, кругозор
Вводная беседа. Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, создание у него правильного отношения к предлагаемой работе, выявление общих представлений об окружающем мире.
Примерный список вопросов: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? Как зовут твою маму? Как зовут твоего папу? Сколько в вашей семье человек? Из кого состоит ваша семья? Где ты живёшь? Сколько комнат в вашей квартире? На каком этаже ты живешь? Какие ты знаешь времена года? Какое сейчас время года? Чем ты любишь заниматься? В какие игры ты любишь играть? Какие игрушки у тебя есть дома?
Восприятие
Публикация «Набор методик для первичной психодиагностики ребенка 5–7 лет» размещена в разделах
Методика «Доска Сегена». Цель: выявление понимания инструкции, умения различать и называть геометрические формы и основные цвета, состояние пространственной ориентировки, характера деятельности (захват фигурок, сличения с пазом, наличие проб и ошибок).
Стимульный материал: доски с углублениями – пазами, в которые вложены фигурки разных цветов и форм, точно соответствующие пазам.
Инструкция: «Посмотри, у меня доска с вложенными фигурками. Я их высыпаю, а ты положи обратно». Вариант: «Собери, как у меня».
Ход проведения. Ребёнку показывают доску с фигурками, при этом обращают его внимание на то, что фигурки вложены в пазы. Затем высыпают фигурки на стол и просят ребенка вложить их обратно. При затруднениях можно использовать показ.
Внимание
Методика «Чего не хватает?». Цель: определение особенностей внимания, наличия интереса к работе, наблюдательности, способности к сосредоточению внимания.
Стимульный материал: 4 картинки с изображением предметов, у которых не хватает какой-либо существенной детали.
Инструкция: «Посмотри внимательно! Художник нарисовал картинки и на каждой из них что-то забыл дорисовать. Скажи, чего тут не хватает?».
Ход проведения. Ребёнку последовательно предъявляют 4 рисунка с отсутствующими на них важными деталями. Ребенок должен назвать, чего именно не хватает на каждом рисунке.
Память
Методики «10 картинок», «5 слов». Цель: исследование внимания, зрительной / слуховой памяти.
Стимульный материал: 5 не связанных между собой слов (мама, хлеб, нога, стол, дождь). 10 предметных картинок:
Инструкция: «Перед тобой картинки. Посмотри внимательно и запомни их. Скажи, что запомнил». «Послушай слова и запомни их. Повтори».
Ход проведения. Перед ребёнком раскладывают в ряд 10 картинок, а затем просят их запомнить (в течение 5-7 секунд). Заем убирают их и просят вспомнить, какие картинки были. Ребёнок должен вспомнить все картинки, которые смог запомнить. Аналогично – со словами (взрослый четко и с небольшими паузами произносит 5 слов, затем просит повторить их.
Мышление
Методика «Четвёртый лишний». Цель: выявление особенностей классификации и обобщения, умения осуществлять логическое обоснование и использовать обобщенные представления.
Инструкция: «Посмотри внимательно, здесь нарисованы четыре предмета. Три из них чем-то похожи между собой, их можно назвать одним словом, а четвёртый к ним не подходит. Назови этот лишний предмет. Объясни, почему он лишний?».
Стимульный материал: 7 таблиц, на каждой из которых есть 4 предмета, один из которых является лишним.
Ход проведения. Ребенку предлагается набор из 7 таблиц, на каждой из которых есть 4 предмета, один из которых является лишним. Ребёнок должен внимательно посмотреть и определить лишний предмет, а также объяснить экспериментатору, почему он лишний.
Методика Г. И. Россолимо. Цель: изучение уровня сформированности наглядно-образного мышления, операций анализа и синтеза, понимания смысла ситуации, наличия элементарных представлений, возможности использования прошлого опыта при решении проблемных ситуаций.
Стимульный материал: 8 картинок с изображением различных проблемных ситуаций, в которых для разрешения проблемы не хватает какого-либо предмета.
Инструкция: «Посмотри, на картинке ребенку чего-то не хватает. Помоги ему, скажи, какого предмета ему не хватает?».
Ход проведения. Ребёнку предъявляют сюжетную картинку с изображением ситуации, в которой не хватает какого-либо предмета, нужного для разрешения проблемы на картинке. Например, на картинке с изображением мальчика, который ложиться спать, на кровати нет подушки. Ребенка просят назвать предмет, которого недостает. В качестве помощи можно предъявить вспомогательные картинки с изображением различных предметов как нужных, так и не нужных для правильного ответа.
Речь
Составление рассказа по серии сюжетных картин. Цель: выявление умения составлять рассказ по серии сюжетных картин, определить особенности монологической речи, умение самостоятельно строить связное высказывание; выявление понимания ребенком смысла ситуации, установления временных и причинно-следственных отношений.
Стимульный материал: серия сюжетных картин из 5 элементов «Находка».
Инструкция: «Посмотри внимательно, здесь картинки. На них изображена одна история. На одной картинке – начало, на другой – продолжение и так до конца. Разложи картинки по порядку так, чтобы получился рассказик: что было сначала, что потом, что в конце. Расскажи мне эту историю ( или: Составь по ним рассказ)».
Ход проведения. Ребенку в случайном порядке предъявляют картинки и предлагают разложить их по порядку, а затем составить рассказ. При затруднениях в процессе составления рассказа (перерыв в повествовании, длительные паузы и т. п.) оказывается помощь в виде стимулирующих, наводящих и уточняющих вопросов («Посмотри внимательно!», «Подумай!», «Попробуй еще раз!»). Для детей с очень низким уровнем активности количество картинок можно уменьшить до 4-х (например, убрать картинку № 3 или картинку № 4).
Эмоционально-личностные характеристики
Наблюдение. Цель: выявление различных проявлений эмоционально-личностных особенностей в процессе выполнения всех указанных выше заданий.
Примерные параметры наблюдения: фиксируется активен или пассивен ребёнок, деятелен или инертен, бодр или вял, с удовольствием ли работает или из подчинения, как относится к трудностям - спокойно или возбужденно, жизнерадостен или мрачен, имеется двигательная расторможенность или нет. Отмечается, как ребенок реагирует на ошибки и помощь, выдерживает ли дистанцию со взрослым или наоборот, замкнут.
Заключительная беседа. Цель: уточнение впечатлений о психологических особенностях ребёнка, в первую очередь – о личностных.
Примерный список вопросов: Какие задания тебе понравились? Хорошо ли ты их выполнял? На какую оценку? Какое задание было самое лёгкое? Какое было задание самое трудное? Старался ли ты при выполнении заданий? Устал ли ты заниматься?