Юля Рыбакова
Организация и руководство игровой деятельностью детей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема педагогического совета: «Профессиональное мастерство педагогов в вопросах организации и руководства игровой деятельностью детей»
Тема выступления: «Организация игровой деятельности дошкольников и руководство ею»
На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь – играть. По мнению учёных, игра – это не пустая забава, и очень важный вид деятельности для маленького человека и чем выше ступень развития человечества, тем роль игры объёмнее и важнее.
Публикация «Организация и руководство игровой деятельностью детей» размещена в разделах
Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. Игра - лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей ребенка, реализации его замыслов, желаний и стремлений. Через игровую деятельность ребенок познает нравственные требования, учится общению со сверстниками, овладевает трудовыми умениями и навыками. Педагог должен умело управлять игрой и направлять ее в нужное русло. Игра доставляет ребёнку много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, получая новую информацию, радуется достижению желаемого результата, общению с взрослыми и сверстниками. Игра – путь познаний детей окружающего мира.
Условиями для развития игровой деятельности являются:
Возможность самостоятельно менять игровую деятельность; Учет половых различий детей; Наличие комфортного места для каждого ребенка; Каждому возрасту своя игрушка; Обеспечение условной изолированности; Построение развивающего пространства.
Одним из условий, от которого в большой степени зависит развитие игровой деятельности ребёнка, является правильный подбор игрушек, пособий.
Формирование оснований для развития детской игры
Беседы; Диалоги с детьми; Чтение художественной литературы ;Целевые прогулки и экскурсии; Использование технических средств; Наблюдение за играми других детей; Использование музыкального репертуара; Составление альбомов, книг по теме игр и т. д.
Также игра несёт следующие функции:
Первая функция игры – развивающая – важна для становления личности ребёнка.
Вторая функция – компенсаторная – основана на том, что игра предстаёт как иная реальность, выступающая рукотворным оазисом в хаосе реальной жизни.
А также игра обладает терапевтическим потенциалом. Ребёнок открывает страхи, переживает запреты, порой ведёт себя агрессивно. В понимании Зигмунда Фрейда значительная часть игры – это проекция: игрушки как бы замещают самого ребёнка и его окружение, играющий приписывает им свои побуждения. В игре не он, а куклы злые волшебники, ведьмы – ведут себя плохо. Заменяя объект или повторяя неприятные события из своей жизни, ребёнок справляется с пугающими его факторами, с неприятными событиями. Например: погружая куклу в воду или бросая её об стену, выражает чувство ревности к новорождённому брату, «угощая» кукол горьким лекарством, сопереживает игровым персонажам.
Ребёнок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом он много экспериментирует; проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируется внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Во время игры у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи с взрослыми. Дети тянуться к тем, кто с ними занимается, играет. Для воспитателя организация игровой деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу, ребёнка, умело направлять его игру, с другой – научить малыша играть самостоятельно.
Во время игровой деятельности ребёнка воспитатель формирует его поведение: учит вынимать правила игры, показывает, где и с какой игрушкой удобнее играть (за столом, на полу, у окна, воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их, убирать на место. Большое внимание воспитатель уделяет формированию положительных взаимоотношений между детьми: учит не мешать играм друг другу, вызывает интерес к ним, поощряет умение играть рядом в первые, совместные игры, развивает такие чувства, как доброжелательность, привязанность к товарищам по группе, сочувствие, помощь, умение делиться любой вещью.
При руководстве играми воспитатель формирует и психические процессы – внимание, память, воображение; стимулирует речевую активность, поддерживая любое обращение к нему малыша, вызывает потребность в речевом общении. Под руководством взрослого, играя с ним, ребёнок учится выполнять его определенные требования: собрать игрушки и разложить по местам, возвратить отобранный у другого ребёнка предмет. Руководя игрой, воспитатель обогащает впечатление детей. Воспитатель разыгрывает различные сюжеты: мишка заболел, кошка обожгла лапку, их надо помечать. Постепенно воспитатель усложняет задачи, скоторые ставит перед ребёнком, создавая «проблемные ситуации». Он предлагает ребёнку не прямо решить задачу, а ставить вопрос так, чтобы тот мог найти ответ сам. Например: воспитатель обращается к ребёнку со словами «Твоя кукла грязная. А где же у нас ванночка, мыло, полотенце?» При этом воспитатель не говорит, что куклу надо купать, ребёнок догадывается сам, что надо сделать и т. д. Для поддержания интереса у детей к играм надо использовать предметы-заместители: вместо мыла – кирпичик, вместо ложки – палочку, вместо яблока – шарик.
Важно, чтобы воспитатель давал правильную оценку действиям и поступкам ребёнка.
Если малыш хорошо справился с задачей, надо его похвалить, показать другим детям, как у него хорошо получилось. Надо следить, чтобы правильно разрешались конфликты между детьми. Обидчику воспитатель выражает своё порицание соответствующим тоном.
Руководя игрой, воспитатель направляет своё внимание на то, чтобы все дети были заняты и находились в бодром, спокойном состоянии. Общаясь с детьми в игре и направляя их действия, воспитатель делает это с большой осторожностью, чуткоотносится к интересам детей. Нельзя мешать возникновению их самостоятельной игры, участие в ней взрослого ни в коем случае не должно превращаться в натаскивание.
Создание условий для всех видов деятельности, правильное руководство воспитателя детскими играми способствует умственному развитию и формированию личности ребёнка.
Таким образом, игра-это ведущая деятельность у детей в дошкольном возрасте. Иными словами, игра-это то, чем и в чем наши дети живут с рождения и, как минимум, до школы. А раз игра и жизнь у детей волшебным образом (и объективно) неразделимы, то мы, взрослые, должны это принять и сделать игру своей союзницей в деле обучения и развития своих детей.
Спасибо за внимание!