светлана суханова
Проект «Руководство развитием игровой деятельностью во всех возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа реализации проекта
Актуальность:
Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, стандарт) являются основополагающими для обеспечения условий позитивной социализации воспитанников, включая «построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития».
В качестве основных принципов стандарта обозначены следующие:
- поддержка разнообразия детства;
Публикация «Проект „Руководство развитием игровой деятельностью во всех возрастных группах“» размещена в разделах
- сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа развития личности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности, основным из которых является игра;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Дополнительным основанием для определения актуальности заявленной проблемы является также нормативный документ профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». В содержании документа компетенции воспитателя дошкольного образования условно разделены на пространства деятельности, в каждом из которых конкретизируются «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания» и «другие характеристики». Компетентность воспитателя в области организации и руководства детской игрой находит отражение в каждой из указанных позиций.
В этой связи можно отметить, что проблема организации целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) путём интеграции с игровой деятельностью – одно из наиболее важных и сложных направлений деятельности системы дошкольного образования, которое приобретает особую актуальность в современных условиях.
Проблема формирования готовности воспитателей к грамотной организации руководству детской игрой в условиях внедрения ФГОС ДО является крайне актуальной, поскольку именно данный вид готовности педагогов является необходимым условием развития и развёртывания игры как ведущего вида детской деятельности.
Вместе с тем, проблема организации игровой деятельности детей в условиях образовательного процесса ДОО, недостаточной развитости уровня игры, неготовности воспитателей ДОО к полноценному включению в игровую деятельность, неспособности взрослых к грамотному руководству детской игрой существует.
По данным, полученным в ходе научных исследований современных учёных (Е. О. Смирнова, уровень игры современных детей дошкольного возраста низок. Так, лишь 5% детей 5-6 лет отличают высокий уровень развития игры. В свою очередь, 35% дошкольников демонстрируют средние показатели, а большинство детей данной возрастной категории (60%) проявили низкий уровень.
В ходе анализа реального состояния образовательного процесса в ДОО выявляются следующие причины «ухода» от игры:
- непонимание значения игры (как педагогами, так и родителями);
- приоритет знаний и учебной деятельности (сохраняющиеся стереотипы о связи «академической» и «личностной» успешности);
- отсутствие разновозрастных детских сообществ (дворовых, семейных);
- маркетизация детства, установка на потребление (подмена ценностями материальными других ценностей, предоставление ребёнку «готового» игрового оборудования);
- экспансия средств массовой информации, видеопродукции, социальных сетей (распространение во все сферы человеческой жизни, в том числе, жизнь ребёнка);
- подмена игры игровыми формами.
Анализ практики деятельности ДОО позволил выделить типичные причины, препятствующие эффективной организации игровой деятельности :
неготовность и нежелание большинства педагогических работников и родителей включаться в игровую деятельность наравне с детьми;
отсутствие систематичности и целенаправленности планирования включения игры в образовательное пространство детского сада;
ограничение активности родителей, рассогласованность позиций педагогических работников и семьи, формальное включение членов семьи в образовательный процесс детского сада.
В истории отечественного дошкольного образования и в современной дошкольной педагогике игра рассматривается в качестве ведущей для детей дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве интегрирующей основы решения всех образовательных задач. Игра позволяет решать реальные образовательные задачи в воображаемой (условной) ситуации. Игра является основой для организации всех видов детской деятельности, основной формой организации образовательного процесса детского сада.
Это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах: дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и др.
Игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми (сюжетно-ролевые игры (игры, в которых ребенок самостоятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль, режиссерские игры (придумывание и развитие сюжета происходит через роли, которые ребенок передает игрушкам, игра-фантазирование (построена на воображении, тесно связанном с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета, игры-проекты (включают в игровой процесс другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых задач.
Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь ребенка взрослыми. К ним относятся: подвижные, спортивные, интеллектуальные, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные, коррекционные, шуточные (забавы, развлечения, ритуально-обрядовые игры.
Игры могут быть классифицированы по месту в педагогическом процессе (Л. А. Венгер, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, С. Л. Новоселова). В этом случае выделяют:
- самодеятельные (самостоятельные) игры, которые возникают по инициативе самих детей;
- игры, организуемые взрослым в целях обучения, воспитания и коррекции развития детей.
Игры – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка была раскрыта в работах ведущих отечественных учёных, упомянутых выше.
Игра – важнейшая сфера самовыражения, развития детской «самости». Она в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью. Именно в игре впервые начинает проявляться воображение – основа творческой деятельности человека.
Игра – деятельность, которая несёт в себе положительные эмоции, радость. Радостное самоощущение детей во время игры – важнейшее условие становления детской общности. В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Благодаря игре детская группа развивается как коллектив.
В процессе игры зарождаются другие виды детской деятельности. Чем выше у ребенка уровень развития игровой деятельности, тем выше произвольность поведения, воли. Это важно для успешного обучения в школе.
Особая роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста требует насыщения ею всего педагогического процесса детского сада, она является важнейшим способом организации детской деятельности. Особенно важны для развития игры глубина и яркость получаемых детьми впечатлений, их эмоциональная насыщенность.
Игра может и должна стать способом организации жизнедеятельности детей при условии готовности педагога к ее руководству и организации.
Особое внимание современных исследователей привлекает подготовка специалистов, способных творчески реализовывать свои педагогические знания и умения в новых условиях жизни. В связи с этим в профессиональном образовании идут противоречивые процессы, связанные с изменением его содержательных характеристик. Одна из отличительных особенностей этих процессов заключается в переосмыслении и пересмотре содержания профессиональной готовности будущих педагогов. Повышаются требования к их готовности в части осуществления профессиональной деятельности.
Готовность к деятельности – это устойчивое и активное состояние человека, включающее осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей.
Анализ отечественной педагогической и психологической литературы показал, что проблема готовности к профессиональной деятельности широко изучается в нескольких научных направлениях: педагогическом, психологическом, акмеологическом.
1. На личностном уровне готовность рассматривается как проявление индивидуально-личностных качеств, как процесс формирования морально-психологических качеств личности, определяющих отношение к профессиональной деятельности, обеспечивающих ее успешное осуществление (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Ф. Т. Михайлов, В. В. Столин и др.). Цель формирования готовности заключается в облегчении процесса адаптации к деятельности, в овладении операциональной, нравственной, психической, организационной ее сторонами. Структура готовности на данном уровне рассматривается как комплекс следующих признаков: волевые качества, направленность интеллектуальных процессов, специализированная наблюдательность, творческое воображение, способность к саморегуляции и др.
2. А. Б. Леонова рассматривает готовность на функциональном уровне как адекватное отражение специальности, профессиональное мастерство, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности. Ряд других ученых (В. А. Алаторцев, Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов и др.) понимают готовность на функциональном уровне как работоспособность, предстартовую активизацию психических функций перед предстоящей деятельностью.
Представленные научные направления изучения проблемы готовности к профессиональной деятельности, несмотря на разнообразие, обнаруживают свое единство в том, что готовность к профессиональной деятельности обусловлена, в первую очередь, сущностью самого педагогического процесса, содержанием профессионально-педагогических функций, мотивами профессиональной деятельности, требуемыми психолого-педагогическими знаниями и умениями педагога, требованиями к профессионально важным качествам личности педагога как субъекта труда, осуществляющего данный вид деятельности.
Анализ исследований К. М. Дурай-Новаковой, Б. Д. Зодбаевой, И. Ф. Исаева, И. А. Калининой, Е. А. Климова, Л. М. Митина, А. И. Мищенко, О. В. Плешаковой, В. А. Сластенина и др., посвященных проблеме готовности педагога к профессиональной деятельности, позволяет утверждать, что структура профессиональной педагогической деятельности может быть представлена теоретическим, практическим и психологическим компонентами готовности.
Цель проекта – разработать и экспериментально проверить эффективность модели формирования психолого-педагогической компетентности воспитателя в области организации и руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста, включающей содержание, технологию и педагогические условия, способствующие эффективному её формированию.
Задачи проекта :
1. на основе теоретического анализа современных источников определить сущность игровой деятельности детей дошкольного возраста и готовности воспитателей к организации и руководству детской игровой деятельностью;
2. создать условия для развития детской игры, её психолого-педагогического сопровождения и интеграции в целостный педагогический процесс;
3. обновить образовательный процесс ДОО (программно-методический аспект, развивающая предметно-пространственная среда, технологии взаимодействия взрослых и детей и др.);
4. обеспечить условия для формирования психолого-педагогической компетентности педагогических работников в области эффективной организации игровой деятельности и руководства детской игрой (теоретической, практической, психологической);
5. разработать диагностический инструментарий для осуществления оценки качества образовательного процесса через оценку состояния и развития игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования психолого-педагогической компетентности воспитателей в области игровой деятельности.
Предмет исследования: структура и содержание модели формирования психолого-педагогической компетентности воспитателей.
Субъект исследования: участники образовательного процесса: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги дошкольной образовательной организации.
В основе инновационного проекта лежит гипотеза : игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте станет способом организации образовательного процесса дошкольной образовательной организации, если будут обеспечены:
- психолого-педагогическая компетентность воспитателей в области организации и руководства детской игровой деятельностью;
- развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая основным требованиям ФГОС ДО;
- обновление всех основных структурных компонентов образовательного процесса;
- переориентация педагогических работников с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения в образовательном процессе (с детьми, родителями, коллегами);
- психолого-педагогические условия включения семьи в качестве субъектов в образовательный процесс ДОО.
Методы исследования: комплекс методов, направленных на диагностику и развитие игровой деятельности : теоретические (анализ информационных источников (научных, методических, диагностические (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, интервьюирование, анализ продуктов детской деятельности, метод экспертных оценок, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Непосредственное участие семьи как субъекта образовательных отношений в образовательном процессе ДОО, формирование у семьи (родителей) готовности и способности к совместной игровой деятельности с детьми, развитие у них потребности активном взаимодействии с воспитателями мы рассматриваем как непременное условие, способное обеспечить качество дошкольного образования и достижение целевых ориентиров ФГОС ДО.
Вместе с этим, необходимо целенаправленное повышение квалификации педагогических работников, содержание которого будет направлено на формирование личностной и профессиональной готовности воспитателей, специалистов к развитию детской игровой деятельности.
Этапы, содержание и методы проектной деятельности
№ п/п Содержание и методы Сроки Исполнители
Диагностический этап
1 Анализ затруднений педагогов, анализ образовательного процесса, в том числе в части наличия условий для развития детской игры и её руководства воспитателями, выявление и формулировка противоречий, которые можно разрешить с помощью нововведения.
Анализ теоретико-методологических и научно-методических источников, знакомство с имеющимся опытом по данной проблеме, формирование информационной базы. Выявление проблемы и обоснование ее актуальности.
Опрос родителей на предмет их заинтересованности темой инновационного проекта и готовности принять участие в его реализации 2016 год Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, воспитатели групп общеразвивающей и коррекционной направленности, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учителя-логопеды, музыкальные руководители
Прогностический этап
2 Постановка целей и задач, формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных рисков. Разработка программы эксперимента 2016 год Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, воспитатели групп общеразвивающей и коррекционной направленности, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учителя-логопеды, музыкальные руководители
Организационно-подготовительный этап
3 Создание необходимых условий для обеспечения разработки и освоения новшеств (кадровых, материально-технических, программно-методических, организационных, иных) 2016-2017 учебный год Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, воспитатели групп общеразвивающей и коррекционной направленности, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учителя-логопеды, музыкальные руководители
Практический этап
4 Анализ условий образовательного процесса. Мониторинг педагогического процесса, реализация программы инновационной деятельности 2016-2017 учебный год Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, воспитатели групп общеразвивающей и коррекционной направленности, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учителя-логопеды, музыкальные руководители
Обобщающий (заключительный) этап
5 Обработка полученных данных, соотнесение результатов инновационной деятельности с поставленными целями, корректировка гипотезы, описание хода и результатов эксперимента, оформление продуктов инновационной деятельности, разработка методических и практических рекомендаций (для педагогических работников и родителей) 2017-2018 учебный год Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, воспитатели групп общеразвивающей и коррекционной направленности, педагоги-психологи, учитель-дефектолог, учителя-логопеды, музыкальные руководители
Согласно плану исследовательской деятельности, прогнозируются следующие результаты диагностического, прогностического и организационно-подготовительного этапов:
1. создание из состава педагогических работников детского сада творческих групп, временных коллективов разработчиков и реализаторов проекта;
2. анализ результатов диагностики;
3. разработка документации планирования (перспективного плана работы с семьями воспитанников, ежегодных планов инновационной деятельности, перспективного плана повышения квалификации и профессионального уровня педагогических работников-участников проекта);
4. разработка программы инновационной деятельности;
5. создание условий для инновационной деятельности.
В качестве результата практического этапа прогнозируется:
1. реализация проекта через решение основных задач инновационной деятельности;
2. разработка и апробация авторизованных и авторских методик и программ на заявленную тему.
В качестве результата обобщающего (заключительного) этапа прогнозируется:
1. обобщение и анализ полученных результатов;
2. издание образовательных и методических материалов по результатам реализации проекта инновационной деятельности обобщение, популяризация и трансляция опыта инновационной деятельности в различных формах;
3. педагогическая рефлексия процесса и итогов инновационной деятельности;
4. корректировка программы и разработка стратегии дальнейшей деятельности.
Необходимые условия осуществления проектной деятельности, методы контроля результатов
Построение образовательного пространства в нашем детском саду основано на следующих принципах: принцип индивидуального подхода; принцип междисциплинарного подхода; принцип вариативной развивающей среды; принцип активности участников образовательного процесса.
Реализация этих принципов позволяет достигать высокой эффективности образовательной модели и предполагает выбор форм, методов и средств образовательной деятельности с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы, а также с учётом особенностей, запросов и потребностей семьи.
Образовательный процесс в детском саду, реализация содержания образовательной программы (в соответствии с требованиями ФГОС ДО) происходит в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда, обладающая характеристиками, закрепленными во ФГОС ДО (содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная).
Также в ДОУ в достаточном количестве имеются в наличии игры, игрушки и игровое оборудование для разных видов игр, полифункциональные материалы и предметы-заместители; игрушки (игрушки-персонажи, игрушки-предметы, транспортные игрушки, дидактические, развивающие).
Кроме того, развивающее пространство детского сада включает:
- фонотеку и видеотеку для детей, родителей, педагогов;
- информационно-телекоммуникационное оборудование;
- библиотеку для родителей (научно-популярная литература, методические материалы, периодические издания, в том числе, на электронных носителях).
В ДОУ обеспечивается баланс между занятиями, регламентированной деятельностью и свободным временем ребенка:
организован гибкий режим пребывания детей в ДОУ (с учетом потребностей родителей, для детей в адаптационном периоде);
соблюдается режим дня в соответствии с функциональными возможностями ребенка, на основе учета его возраста и состояния здоровья;
соблюдается баланс между разными видами активности детей (умственной, физической, виды активности целесообразно чередуются;
проводятся гигиенические мероприятия по профилактике утомления детей.
Открытость образовательного пространства и предоставление объективной информации для родительской и широкой общественности о деятельности детского сада обеспечивается посредством создания и функционирования в соответствии с действующим законодательством официального сайта.
Перечень учебно-методических разработок,
обеспечивающих программу работы проекта
1. Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Мамедова Ж. С. Стандарт дошкольного образования: детства ради детства//Научно-публицистическая газета Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации «Горизонты современного образования». – 2013. – Декабрь. – №12 (75)
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб., 2013 г.
3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2006
4. Играем вместе с детьми: развитие игровой деятельности у детей. Программа по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / под ред. С. А. Лебедевой. – М., 2009
5. Скоролупова О. А., Логинова Л. В. Играем?. Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М., 2005